Франция возвращается в центр Европы
© elysee.fr
Эмманюэль Макрон с женой и приглашенными в Елисейский дворец детьми

Франция возвращается в центр Европы

Эмманюэль Макрон собирается покончить с германским лидерством
25 января 2018, 17:05
Реклама
Франция возвращается в центр Европы
© elysee.fr
Эмманюэль Макрон с женой и приглашенными в Елисейский дворец детьми
Читайте нас на: 

Когда год назад Эмманюэль Макрон выдвинул свою кандидатуру на пост президента Пятой республики, абсолютное большинство западных экспертов посчитало, что влиятельные силы по обе стороны Атлантики преследуют, таким образом, тактическую цель: вывести из игры «старую гвардию» французской политики, придерживающуюся классического голлистского курса на сотрудничество с Россией. Когда же после старательных интриг парижских масс-медиа против Франсуа Фийона и Алена Жюппе самый молодой французский президент прописался в Елисейском дворце и проработал в нем семь месяцев, стало ясно, как белый день: Макрон – не просто ограниченный по срокам исполнения политический проект, а энергичная, самостоятельная фигура. Причем действующая согласно долговременной, продуманной стратегии. И главная ее амбиция - это сильная Франция. «Независимая по всем азимутам» - как некогда говаривал генерал де Голль.

«Эффект Макрона», о котором так много сегодня спорят в коридорах власти на разных континентах, это не только эффект неожиданности, - рассуждал в разговоре с автором известный французский дипломат (по понятным причинам имени его я не сообщаю), много лет проработавший в странах СНГ и в европейской администрации в Брюсселе. – Прежде всего, новый президент, пришедший к власти не имея собственной политической партии, сумел собрать – как с левой, так и с правой стороны политической палитры – толковых людей с управленческим опытом. Сформировав свою команду, Макрон поставил перед нею многообразные цели: как политико-экономические, так и откровенно информационные. С юности создавший о себе представление как о «хорошем коммуникаторе», президент направил всю свою рать на формирование о нем исключительно позитивного образа у французов. Добиться этого было не столь сложно, учитывая, что электорат об Эмманюэле Макроне, кроме дежурных фактов биографии, ничего по сути дела не знал.

Во-вторых, обнаружилось, что у бывшего банкира есть свое видение Франции, ее места в Европе и, вообще, в мире. Макрон не только обыгрывает в своих интересах каждое мало-мальски заметное международное событие, но и постоянно создает веские поводы говорить о нем. Он умеет использовать любые обстоятельства для усиления собственного авторитета – как внутри страны, так и за ее пределами».

Обстановка же на планете, нельзя не признать, складывается сейчас вполне благоприятная для пиар-игр французов. Только фон у этой картины маслом весьма тревожный. С одной стороны – Америка, недовольная правлением Дональда Трампа, и остальной мир, опасающийся его непредсказуемости. С другой – Германия, уставшая от многолетнего доминирования Ангелы Меркель. Плюс еще условно «единая Европа», ослабленная брекситом, не стихающей иммиграцией и раздраем между Югом и Севером, Востоком и Западом ЕС… Та самая Европа, где был под присмотром американцев не очень гласный, но – тем не менее – признанный немецкий лидер. Его отныне нет, так стало понятно после недавних выборов, едва не проигранных Ангелой Меркель. Более того, если верить парижской «Либерасьон», фрау Меркель вряд ли бы удержалась на посту канцлера, если бы не активная поддержка президента Макрона.

Гипербола? Издержки галльской спеси? Не так все примитивно. Факт фактом: судьба «правительства большинства» в Германии висела на тонкой ниточке. Она зависела от внутриполитических предпочтений делегатов съезда социал-демократов. За два дня до него Меркель неожиданно, вне графика рабочих визитов на высшем уровне, появилась в Париже и – как не без злорадства написали французские газеты – «напросилась на прием в Елисейский дворец». Макрон не подвел. Он, знающий о приверженности европейской идее немецких социал-демократов, дал им понять на импровизированной совместной пресс-конференции двух лидеров, что гарантом партнерства Франции и Германии в контексте ЕС является исключительно канцлер Ангела Меркель. Слушая это, измученная треволнениями берлинская гостья покорно поддакивала, а потом заявила: «Между нами нет никаких противоречий и разницы в устремлениях». Иначе прокомментировали прошедшее парижские СМИ: «С немецкими амбициями европейского лидерства покончено!»

Остается добавить, что французский прессинг через считанные часы сработал. Социал-демократы Мартина Шульца подписались под контрактом сотрудничества с христианскими демократами фрау Меркель. Макрон доходчиво объяснил партнерше на двадцать три года старше его: принимать от деловитых немцев деньги на спасение евровалюты и своей неверной экономики Франция готова, но дальнейшее лидерство Германии в ЕС - никоим образом!.. Цинизм? В нем нередко упрекают Макрона. Но кто назовет мне успешного политика, не отличающегося этим не самым «красивым» качеством?.. Главное в ином: если раньше власть французская нуждалась в поддержке власти германской (достаточно вспомнить, как когда-то Шарль де Голль старательно очаровывал Конрада Аденауэра, а Франсуа Миттеран – Гельмута Коля), теперь – все с точностью наоборот.

Президент Франции Эмманюэль Макрон поддерживает канцлера ФРГ Ангелу Меркель
© elysee.fr
Президент Франции Эмманюэль Макрон поддерживает канцлера ФРГ Ангелу Меркель

Спросите: а как же подавляющее превосходство немецкой экономики над французской? Это не имеет решающего значения, так поставил в Давосе точки над i, выступая сразу на двух языках – английском и французском - месье Макрон: «Экономический рост это не цель, а средство… Тем более что этот рост становится все более несправедливым». Вот такая, можно сказать, макрономика! И вообще, Всемирный экономический форум – никогда еще французский президент не приезжал на него в первый год своего правления – с потрясающей регулярностью предоставляет Эмманюэлю Макрону возможности для его продвижения в медиа. Не зря за ним закрепился в СМИ бренд «дитя Давоса». То Макрона принимают на форуме как самого молодого французского министра экономики, то объявляют два года назад «Молодым глобальным лидером», то устраивают ему в наши дни беспрецедентную рекламную кампанию...

«С Макроном вся французская нация решила измениться, - восторгается Тиджан Тиам, генеральный директор швейцарского банка «Креди сюис». – Сегодняшняя Франция это место, где все время что-то происходит». Ивуарийцу, осевшему в Европе, вторит заокеанский финансовый эксперт, один из создателей американской инвестиционной группы компаний «Блэкстоун» Стивен Шварцман: «Во Франции происходят неожиданные и замечательные перемены». А как же давно ожидаемое появление Трампа в Давосе? И тут деятельный Макрон, как говорят французы, «тащит одеяло на себя». «Это я порекомендовал Трампу продефилировать в Давосе, - разоткровенничался французский президент со швейцарским телевидением. – Для американца будет полезно объяснить в живых спорах свою стратегию». Умело срывая у холеной публики аплодисменты, Макрон триумфально заявил с трибуны форума: «Франция возвращается в центр Европы». Упомянул и «новый мировой контракт», в котором не очень-то предусмотрено место для американского протекционизма.

Небольшая, но необходимая деталь: президент Пятой республики пригласил лидеров мирового бизнеса на пути в Давос заглянуть в Париж для участия в закрытом, без участия прессы, саммите под девизом: «Выбрать Францию». А там – все дружно транзитом в Версаль! В роскошной Галерее сражений королевского дворца с тридцатью тремя картинами французских побед по стенам Макрон, усилиями знаменитого мишленовского «шефа» Алена Дюкасса, закатил званый ужин. После него разомлевшие капитаны мирового бизнеса – более ста олигархов! – согласились, согласно коммюнике пресс-службы Елисейского дворца, «инвестировать во Францию на протяжении от трех до пяти лет».

«Более молодой, чем Кеннеди, более либеральный, чем Блэйр, более европейский, чем Шредер», - охарактеризовала Эмманюэля Макрона немецкая газета «Франкфуртер альгемайне цайтунг». «Французское исключение» - многозначительно назвал первую биографическую книгу о Макроне на английском британский писатель Адам Плоурайт… «Это какая-то странная болезнь под названием «макронит», - возмущаются политики от неоголлистской оппозиции, оказавшиеся в нынешней Франции не у дел. Но что им еще остается при такой гиперактивности Макрона и его команды? Турция предпринимает бронированный рейд против курдов в Сирии – именно Франция заявляет о «несовместимости режима Эрдогана с европейскими ценностями» и требует экстренного заседания Совета безопасности ООН. Россия организует в Сочи Конгресс национального диалога Сирии – Париж в очередной раз придумывает шум из-за «применения режимом Асада химического оружия»… Не говоря уже о том, что в ближайших планах международных поездок Макрона – визиты и в Дели, и в Вашингтон, и в Санкт-Петербург… Шумим, братец, шумим!..

Одна, вот, только недолга. Как утверждает свежее социологическое исследование, проведенное международным Фондом Бертельсманна, в консервативной Германии, несмотря на старания кипящего инициативами Макрона, его популярность все равно остается существенно ниже рейтинга, как выражаются французы, «уставшей от политики» Ангелы Меркель.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама