«Свиное дело»: санкции Запада и ответные меры России
Россия не видит рисков проигрыша спора в ВТО о правомерности ограничения импорта европейской свинины. Об этом заявил министр экономического развития РФ Максим Орешкин в кулуарах Всемирного экономического форума в Давосе.
«У нас были консультации с Евросоюзом. Коллеги из ЕС признали, что больших возможностей с точки зрения отстаивания позиции и введения ответных мер в объеме €1,3 млрд у них нет. Поэтому мы договорились с ними продолжать консультации, чтобы постепенно этот спор завершать. Здесь уже рисков мы никаких не видим, нам удалось их все снять без потерь для России», - отметил он.
Напомним, что в начале нынешнего года Евросоюз подал запрос на созыв панели арбитров ВТО по российскому запрету на экспорт свинины и живых свиней. В ответ российская сторона, как утверждали в Минэкономразвития, планировала до конца января осуществить встречный: запросить арбитраж ВТО, который должен был определить правильность российских действий.
На самом деле Евросоюз уже более трех лет безуспешно пытается снять этот запрет. Особенность «свиного дела» в том, что оно связано с санкциями Запада и ответными мерами России. Наши европейские партнеры преследуют еще одну конкретную цель: нащупать брешь в редутах российского продовольственного эмбарго. Обидно ведь, что введенные ими санкции зачастую идут на пользу нашим аграриям.
До запрета поставки свинины из ЕС в Россию составляли 365 тыс. тонн на сумму $1,3 млрд. В результате ограничений больше других пострадали сельхозпроизводители из Дании и Германии. Импорт из этих стран в 2013 году составил соответственно 89 и 82 тыс. тонн.
История «свиного дела»
В начале 2014 года Россия ввела запрет из-за обнаружения фактов заражения африканской чумой свиней (АЧС) в Польше и Литве. Он распространялся только на необработанную свинину из ЕС. Как пояснял глава Россельхознадзора Сергей Данкверт, в ветеринарных сертификатах не указывается страна-производитель. Всюду пишут «ЕС». Также в ведомстве указали, что в Евросоюзе нет механизмов контроля по провозу зараженного мяса и животных внутри его границ.
Ограничения в полном объеме были введены 7 августа 2014 года решением Правительства РФ о списке товаров, которые запрещалось импортировать в рамках специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности страны. Это был наш ответ на санкции ЕС, наложенные на Россию из-за ситуации на юго-востоке Украины. Кроме того, 25 октября 2017 года в продэмбарго были дополнительно включены живые свиньи (за исключением чистопородных племенных животных) и различные мясные субпродукты.
8 апреля 2014 года Евросоюз подал жалобу на Россию в ВТО. По мнению Брюсселя, распространение фитосанитарного запрета на территорию всего содружества противоречило ряду правил организации. 22 июля 2014 года по данному иску была сформирована группа разрешения спора (третейская группа). Просовещавшись более двух лет, 19 августа 2016 года она признала, что российский запрет противоречил правилам ВТО. Однако была и специальная оговорка: нарушение длилось с января по сентябрь 2014 года. После того, как в полной мере начало действовать российское продовольственное эмбарго, данное ограничение уже перестало считаться нарушением норм ВТО. Правила организации предусматривают подобные исключения, если они продиктованы необходимостью обеспечения национальной безопасности.
Поданная российской стороной апелляция была отклонена ВТО 23 февраля 2017 года.
6 декабря прошлого года, подчинившись требованию третейской группы ВТО, Россельхознадзор снял полный запрет на ввоз свиней и продукции свиноводства из Евросоюза, сохранив ограничения только на регионы, где были зафиксированы вспышки болезни. Однако импорт не возобновился, но уже не из-за АЧС, а из-за введенного продовольственного эмбарго.
Чего добивается Брюссель
Главным отличием нынешнего иска является то, что Брюссель не требует финансовых компенсаций, а намерен добиться определения объема возможных ответных ограничений в сфере торговли против РФ.
Во-первых, Евросоюз предлагает ВТО вынести вердикт, что российский запрет политически мотивирован, а не связан с санитарными нормами, введенными из-за вспышек АЧС.
Во-вторых, хочет, чтобы ВТО зафиксировала сумму понесенного европейскими производителями ущерба в €1,39 млрд в год плюс 15 % ежегодно.
И, наконец, Брюссель требует предоставить ему право введения ответных торговых мер против России для компенсации этих потерь.
В рамках механизма разрешения споров в ВТО у страны, которую признали потерпевшей, существует возможность ввести ответные торговые меры (например, дополнительные пошлины и др.). Это происходит в том случае, если стороны после вынесения вердикта третейской группы не достигают соглашения об упорядочении спора (sequencing agreement).
Худшее, если ВТО удовлетворит иск ЕС, - это распространение спора по поставкам сельхозпродукции на весь товарный поток из России. Это могут быть повышенные ввозные пошлины на любую продукцию. Первыми под удар вполне могут попасть лидеры российского экспорта - энергоносители, драгметаллы и камни, черная металлургия, медь, древесина, химия, оборудование, удобрения.
Эксперты полагают, что разбирательство будет не простым для России.
Решение арбитража ВТО ожидается до 6 марта 2018 года.
Чего добились российские производители
В ключевом для «свиного дела» 2013 году производство свинины в России составило 2,82 млн тонн. За три с лишним года, пока действует запрет, российские аграрии заметно оживились: только за период с января по ноябрь 2017 года ее производство достигло 3,36 млн тонн. То есть после введения ограничительных мер производство свинины в России выросло более чем на 20%. По предварительным данным, за первые три квартала прошлого года общий импорт свинины в Россию составил 152 тыс. тонн ($443,9 млн). То есть сократился примерно в три раза в весовом и в четыре раза - в денежном соотношении.
При этом наша страна начала активно экспортировать свинину. Ее поставки за рубеж выросли на порядок: с 320 тонн ($1,2 млн) в 2013 году до 14,8 тыс. тонн ($33,5 млн) в прошлом.