Борис Шапошников против Петра Врангеля
100 лет назад, в 1918 году, Россия переживала переломный период своей истории. После падения царизма и смены в стране общественно-политического строя общество раскололось. Разгоралась Гражданская война, и, как не раз бывало в истории, пользуясь нашими внутренними неурядицами, за рубежом нашлось немало охотников силой оружия прибрать к рукам российские богатства. При этом Русская императорская армия после Октябрьской революции 1917 года была распущена, тысячи военных специалистов остались не у дел. С началом внутреннего вооруженного конфликта и иностранной военной интервенции они встали перед выбором - на какой из противоборствующих сторон применить свои знания и боевой опыт.
Военная грамотность и личное мужество
Одним из таких военных специалистов был полковник Генерального штаба Борис Михайлович Шапошников. Он получил хорошее военное образование. В 1903 году окончил полный курс Московского военного училища. Летом 1907 года, прослужив на строевых должностях в Туркестанском военном округе, Шапошников успешно сдал вступительные экзамены в Николаевскую академию Генерального штаба. Одним из руководителей группы, в которой он учился, был Михаил Бонч-Бруевич, а однокурсником был барон Петр Врангель.
В июне 1910 года специальным приказом Борис Михайлович был причислен к Генеральному штабу. К началу Первой мировой войны Шапошников на различных штабных и строевых должностях приобрел значительный войсковой опыт, а за годы войны еще и бесценный боевой опыт. Уже с первых месяцев войны он заслужил репутацию боевого офицера, сочетающего высокую военную грамотность с личным мужеством. За боевые отличия он был награжден шестью орденами.
В конце сентября 1917 года, когда российская армия стремительно теряла свою боеспособность, полковник Борис Шапошников был назначен командиром 16-го гренадерского Мингрельского полка Кавказской гренадерской дивизии.
Вступив в командование полком, он сумел быстро найти взаимопонимание с полковым советом солдатских депутатов и сохранить боеспособность части, а вскоре съездом делегатов военно-революционных комитетов частей Кавказской гренадерской дивизии был избран начальником этой дивизии.
Однако долго командовать соединением ему не довелось. Деструктивные процессы в армии продолжались, начавшиеся переговоры пришедшего к власти в России в октябре 1917 года правительства партии большевиков о заключении мира с Германией стимулировали самопроизвольную демобилизацию частей и соединений Русской армии. 15 января 1918 года полковник Шапошников по болезни был эвакуирован в тыл, а в марте того же года был отправлен по демобилизации в бессрочный отпуск...
У истоков РККА
В условиях иностранной военной интервенции и начавшейся в стране Гражданской войны молодое советское государство не могло обойтись без вооруженной защиты, без армии. Началась работа по созданию новых вооруженных сил, формированию новых органов военного управления. В конце апреля 1918 года Борис Михайлович узнал, что на базе бывшего Казанского военного округа начинается формирование нового Приволжского военного округа, он обратился к генералу Николаю Пневскому - фронтовику, генштабисту, назначенному начштаба округа, с письмом: "Господин генерал!
Прочитав в газетах об учреждении военного округа и о Вашем назначении начальником штаба Приволжского военного округа, я решил обратиться к Вам с этим письмом. Как бывший полковник Генерального штаба, я живо интересуюсь вопросом о создании новой армии и, как специалист, желал бы принести посильную помощь в этом серьезном деле..."
Через несколько дней Пневский наложил на письме резолюцию: "Прошу сообщить Шапошникову о согласии". Однако служить в штабе округа полковнику не довелось, он был вызван в Москву, и 22 мая 1918 года назначен помощником начальника оперативного управления штаба Высшего Военного Совета Республики.
Служба в новой армии, которой по существу еще и не было, началась для Шапошникова в очень непростой обстановке. На Юге России в борьбу с советской властью вступила Добровольческая армия генерала Антона Деникина, в Архангельске высадились английские войска, во Владивостоке - японские, на Украине и в Крыму хозяйничали немцы, в мае вспыхнул чехословацкий мятеж. Фактически молодая республика оказалась в кольце врагов.
Каждый день в штаб Высшего Военного Совета приходили сообщения, одно тревожнее другого. В этой обстановке спешно шло формирование новых частей и соединений, осуществлялся сбор данных об обстановке, проводился их анализ и готовились распоряжения в войска, решались вопросы об организации всеобщего военного обучения, о привлечении к работе военных специалистов старой армии, о создании военных учебных заведений, о переиздании уставов и наставлений... По-существу Борис Шапошников и его сослуживцы стояли у истоков создания новой армии.
Республика - военный лагерь
Постановлением ВЦИК от 2 сентября 1918 года Советская республика была объявлена военным лагерем, этим же постановлением был создан Революционный Военный Совет Республики (РВСР). 6 сентября 1918-го был создан штаб РВСР, начальником разведотдела которого был назначен Шапошников.
В разведотдел стекалась информация со всех фронтов. Борис Михайлович анализировал, обобщал полученные данные и докладывал свои предложения руководству. Сведения поступали разной степени достоверности, в том числе перехваченные сообщения неприятеля. Требовалось понять замыслы противника и с предельной точностью определить расположение его главных сил и резервов, огневых средств, передислокацию частей. Оперативные сводки, составленные разведотделом на основе анализа полученных данных, служили важнейшим исходным материалом для планирования боевых действий.
Школа Шапошникова
Борис Михайлович воспитал целую плеяду наших великих генштабистов. Его ученики - Маршалы Советского Союза А.М. Василевский, К.А. Мерецков, В.Д. Соколовский, М.В. Захаров, генералы армии А.И. Антонов, Н.Ф. Ватутин, В.Д. Иванов, Г.К. Маландин, В.В. Курасов, С.М. Штеменко и многие другие.
Однако на этой должности ему довелось поработать недолго. 1 ноября Шапошников получил назначение в Военный отдел Высшей военной инспекции РСФСР, где осуществлял контроль за организацией и формированием армии, переформированием отдельных отрядов в регулярные соединения и части.
Блестящие военные операции
Именно эти части в 1919 году покончили на Украине с войсками Петлюры и отрядами Григорьева. Направления ударов определял Шапошников - 1-й помощник начштаба Наркомвоенмора Украины. Но с юга накатила новая угроза: к Москве рвалась Добровольческая армия Деникина.
Назначенный начальником Оперативного управления Полевого штаба Реввоенсовета, Шапошников принимал участие в формировании крупных кавалерийских соединений - корпуса Думенко и Первой конной армии Буденного. В трудные дни, когда белая конница Шкуро уже готовилась взять столицу, оперативное управление во главе с Шапошниковым работало с предельным напряжением сил. Противник был серьезный: одни учителя, одна школа, со многими противниками Борису Михайловичу и его подчиненным доводилось пересекаться по службе. Деникинцы до Москвы не дошли. Планы операций, разработанные Шапошниковым и другими генштабистами, перешедшими на сторону новой власти, оказались более грамотными, чем у их бывших однокурсников по академии Генерального штаба, которые теперь сражались против них.
Шапошников принимал самое активное участие в подготовке планов операций Юго-Западного и Западного фронтов в кампании 1920 года, а также операции по разгрому войск генерала Петра Врангеля в Крыму. Блестяще спланированная и подготовленная Борисом Михайловичем операция, вошедшая в историю, как Перекопско-Чонгарская, в результате которой Крымский полуостров был полностью очищен от неприятеля, была высоко оценена Михаилом Фрунзе.
В обзоре боевых действий Красной Армии за период с 1 декабря 1919 до 25 ноября 1920 года Шапошникова отмечал: "Начало отчетного периода застает Красную Армию ведущей с чрезвычайным напряжением борьбу на бесконечном кольцевом фронте...Что же дал нам год усиленной боевой деятельности?.. На всех фронтах мы покончили с отечественной контрреволюцией, разбив на полях ее организованную открытую боевую силу. Последовательно были разгромлены Юденич, Колчак, Миллер, Деникин и, наконец, Врангель... Разгром врагов Советской России дал нашему рабоче-крестьянскому государству новые огромные территории, приобщив к всетяготеющему центру их естественные богатства и средства производства. Мы воссоединили с РСФСР 8.457.650 кв. верст территории с 53.949.000 жителями. Мы получили возможность экономического возрождения".
Враг вновь не прорвался к Москве
За годы Гражданской войны Борис Шапошников приобрел богатейший опыт стратегического планирования, стал одним из крупнейших штабных работников Красной Армии.
…22 июня 1941 года Маршал Советского Союза Борис Шапошников был вызван к Сталину и, как замнаркома обороны, направлен на Западный фронт. Вскоре он возглавил штаб Западного направления, а 30 июля вновь встал во главе Генерального штаба, которым руководил и в предвоенные годы. Военачальник был одним из немногих, кого ценил и к кому, одному из очень немногих, Иосиф Сталин обращался по имени и отчеству.
Борис Михайлович трудился исключительно напряженно, на отдых у него оставалось, как правило, не больше двух-трех часов. Он принимал самое непосредственное участие в планировании и подготовке практически всех стратегических операций советских войск, постоянно держал руку на пульсе вооруженной борьбы, работая в тесном контакте с командующими войсками фронтов и армий, постоянно анализируя обстановку на фронте, учитывая возможности промышленности и мобилизационные возможности внутренних округов. Аккумулируя все многочисленные данные и предложения, Генштаб под его руководством должен был в самый короткий срок готовить наиболее оптимальные предложения и, после их утверждения Ставкой ВГК, контролировать их подготовку. Враг вновь, как и в 1919-м, не смог взять Москву...
Летом 1942 года по состоянию здоровья маршал вынужден был оставить должность начальника Генштаба, передав ее своему первому заместителю и ученику Александру Василевскому. Но продолжал работать для победы на посту замнаркома обороны и начальника академии Генштаба.
...Борис Михайлович очень хотел дожить до конца войны. Но увидеть победный салют ему было не суждено. Шапошников не дожил до Дня Победы всего 44 дня.
Автор - главный научный сотрудник Центрального музея Вооруженных сил Российской Федерации, кандидат исторических наук.
"Красные" генштабисты
На руководящих должностях РККА в 1918-1920 годы (командующие фронтами, армиями, дивизиями, начальники штабов фронтов и армий) служили 144 причисленных к Генеральному штабу офицера. Они занимали 50% всех должностей командующих фронтами, 100% - начальников фронтовых штабов, 37% - командующих армиями, 53% - начальников армейских штабов и 7% - начдивов.