Дипломаты из Швеции и Кувейта требуют прекращения огня в Идлибе и Восточной Гуте
Всякий раз, когда джихадистов в Сирии загоняют в угол, тут же находятся желающие вывести их из-под удара. Нечто подобное происходит сейчас в Совете Безопасности ООН, где началось обсуждение, пока еще на уровне экспертов, проекта резолюции, предусматривающего полное прекращение огня и введение 30-дневного перемирия, в частности, в Идлибе и Восточной Гуте. От Москвы и Дамаска требуют прекратить огонь, допустить гуманитарную помощь в "пострадавшие районы", где окопались боевики, и разрешить эвакуацию раненых и т.д.
На этот раз авторами проекта резолюции стали дипломаты из Швеции и Кувейта - стран, до последнего времени не замеченных в поисках мира в Сирии. Как известно, шведы, называющие себя нейтралами, больше специализируются на вылавливании в своих водах российских субмарин, а власти Кувейта без особого успеха, правда, стараются помирить Катар с Саудовской Аравией. И вдруг такая обеспокоенность "военной эскалацией, угрожающей делу мира и безопасности в регионе". По всей видимости, коктейль из скандинавского хладнокровия и восточного темперамента по задумке вышестоящих сил должен был произвести нужное впечатление и поспособствовать быстрому принятию резолюции.
Действительно, Сирия сегодня переживает непростые времена. Но уж если рассуждать о том, в чем по-настоящему нуждается эта истерзанная страна, так это полное окончание войны, а не кратковременное перемирие, после которого, когда боевики восстановят силы, снова начнутся бои.
Но, похоже, в кулуарах ООН больше обеспокоены действиями сирийских правительственных войск и авиаударами российских ВКС по Идлибу, где сосредоточены не только непримиримые оппозиционеры, но и всякий террористический интернационал из запрещенных в РФ "Аль-Каиды", много раз менявшей название "Джабхат ан-Нусры", а также по Восточной Гуте, откуда вот уже несколько лет боевики обстреливают густонаселенные районы сирийской столицы. И действительно, в последнее время джихадистам и оппозиционерам там приходится несладко, и лучшего способа спасти их, чем гуманитарные паузы, открытые друзья оппозиции и скрытые союзники террористов пока не изобрели.
Достаточно вспомнить хотя бы события конца 2016 года. В разгар успешного наступления на Алеппо армия Башара Асада и российские ВКС по настоятельной просьбе так называемого международного сообщества на три недели прекратили боевые действия, открыли гуманитарные коридоры для выхода не только мирного населения, но и боевиков с семьями и оружием. И что? Террористы огонь не прекратили, по-прежнему продолжали обстрелы мирных кварталов , а потом, отдышавшись и передохнув, перегруппировались и перешли в контрнаступление. В результате той "мирной паузы" был не только сбит темп наступления сирийской правительственной армии, ее еще и оттеснили с завоеванных позиций. Пришлось с трудом восстанавливать положение, теряя людей и боевую технику.
Более того. По гуманитарным коридорам, которые боевики и не собирались открывать для мирного населения, чудом удалось выйти всего нескольким десяткам жителей, при этом гуманитарная помощь полностью досталась боевикам, а не страдавшему от голода населению. Людей просто расстреливали, отгоняя от грузовиков с продуктами и лекарствами. Именно тогда террористы уничтожили наш полевой госпиталь.
Впрочем, по-настоящему двойные стандарты проявились уже после освобождения Алеппо и других сирийских городов. Оказалось, что ни ООН, ни западные партнеры, громче всех требовавшие прекращения огня, оказались не готовы предоставить необходимую помощь. Сначала ссылались на невозможность доставить грузы под огнем боевиков в проблемные районы, а потом откровенно признались, что помощь, в общем-то, и не планировалась.
Сегодня история повторяется. И когда российский постпред в ООН Василий Небензя задает вопрос своим коллегам из Швеции и Кувейта, есть ли у них надежные рычаги влияния на террористов, которые гарантировано обеспечат прекращение огня с их стороны, в ответ слышит стандартные обвинения в "жестокосердии" Москвы, не желающей войти в положение...