"Гиперболоид адмирала Горшкова"
За свою жизнь Алексей Толстой написал не один десяток романов, повестей, рассказов и даже сказок, но только одно из его произведений стало пророческим - "Гиперболоид инженера Гарина". Даже не связанные с военным делом читатели восприняли описанный им прибор как практически готовый прототип средства поражения качественно иного типа.
"Первый удар луча пришелся по заводской трубе, - она заколебалась, надломилась посредине и упала… Почти сейчас же влево от трубы поднялся столб пара над крышей длинного здания, порозовел, перемещался с черным дымом. Еще левее стоял пятиэтажный корпус. Внезапно все окна его погасли. Сверху вниз, по всему фасаду, побежал огненный зигзаг, еще и еще… Здание осело, рухнуло, его костяк закутался облаками дыма", - речь в данном случае шла о боевой лазерной установке, способной на достаточно значительной дистанции выводить из строя оптико-электронные средства противника, в буквальном смысле прожигать корпуса ракет, летательных аппаратов, кораблей и бронетехники.
В сверхдержавах Толстого читали
Наиболее знаковым проектом в области использования лазерной энергии стала знаменитая программа СОИ (Стратегическая оборонная инициатива), запущенная в оборот президентом США Рональдом Рейганом. Как опытный киноактер, он знал, что делал: маркетинговая кампания нового "чудо-оружия" оказалась столь убедительной, что заставила военно-политическое руководство СССР втянуться в разорительную гонку вооружений. Итог ее известен.
С другой стороны, программа СОИ была не единственной, в рамках которой предполагалось использовать боевые лазерные установки различной мощности. Сегодня, когда со многих проектов времен "холодной войны" спала пелена секретности, стало известно, что обе сверхдержавы - Советский Союз и Соединенные Штаты - активно работали над созданием боевых лазерных систем тактического и оперативно-тактического назначения различного типа базирования.
Лазерные пушки должны были поступить на вооружение самолетов, надводных кораблей, а также танков и других боевых бронированных машин. Читая описание некоторых таких программ, понимаешь, насколько бедна оказалась фантазия у киношников, снявших некоторые мегапопулярные блокбастеры на лазерную тему. У военных планировщиков она оказалась куда как богаче.
Примечательно, что раньше других в нашей стране создали и успешно испытали опытную боевую лазерную установку моряки. Но если в России советский опыт оказался не востребован, то в Соединенных Штатах работы по лазерному оружию корабельного базирования продолжаются и в наши дни. Прототипы уже проходят испытания на боевых кораблях американского флота.
Но вернемся на три десятилетия назад - "Back in the USSR", как говорится…
"Лазерная канонерка"
На волне повышенного интереса к воплощению в жизнь идеи Алексея Толстого в СССР в сжатые сроки была разработана программа создания лазерного боевого комплекса, предназначенного для поражения американских космических аппаратов. Но прежде чем строить такую установку в серийном варианте, было решено провести апробацию конструкторских решений, что и поручили Военно-морскому флоту СССР, - поскольку, как быстро выяснилось, только переоборудованные соответствующим образом корабли могли вместить достаточно габаритные механизмы прототипа боевой лазерной установки и, самое главное - обеспечить требуемую для "выстрела" мощность.
После изучения различных вариантов в качестве будущего носителя боевой лазерной установки - лазерного комплекса "Аквилон" (северный ветер. - В.Щ.) - выбрали средний десантный корабль СДК-20. Корабль относился к проекту 770Д и имел полное водоизмещение в 751 тонну, но, понятное дело, его надо было соответствующим образом переоборудовать. В итоге в 1976 году Главнокомандующий ВМФ СССР Адмирал Флота Советского Союза Сергей Горшков утвердил специальное задание, согласно которому Центральному конструкторскому бюро (ЦКБ) "Черноморец" предстояло переоборудовать СДК-20 в опытовый корабль ОС-90 проекта 10030 (шифр "Форос"). Работы поручили специалистам севастопольского "Севморзавода".
Свидетели тех событий впоследствии вспоминали, что задача создания "лазерной канонерки" оказалась чрезвычайно сложной даже для всесильного советского оборонно-промышленного комплекса, никогда не испытывавшего какого-либо серьезного недостатка в финансовых средствах, а также в материальных и человеческих ресурсах. Огромный "Аквилон", обозначавшийся в документах, как "мощная силовая установка" (МСУ), и имевший массу порядка 90 тонн, потребовал от разработчиков существенно переработать корпус и надстройки корабля. Носовую аппарель, предназначенную для выхода техники и личного состава десанта, заменили на обычную носовую секцию с форштевнем. По бортам корабля были сооружены були шириной 1,5 метра - эти выступы хорошо видны на изображениях ОС-90. Надстройку выполнили в виде единого модуля с полным оснащением постов и помещений. На палубе был установлен кран грузоподъемностью 100 тонн, а все жилые и служебные помещения пришлось "снабдить" специальными звукоизоляционными покрытиями.
Способствовать снижению шума, согласно расчетам специалистов, должны были дополнительно сооруженные коффердамы - узкие горизонтальные и вертикальные отсеки, разделяющие соседние помещения. Особо тщательно осуществлялся контроль за монтажом агрегатов комплекса "Аквилон", причем к проектированию опорных поверхностей под них предъявлялись особо повышенные требования.
Залп первый. И последний?
Сложность и комплексность работ, осуществлявшихся в рамках данной программы, характеризует тот факт, что процесс переоборудования СДК-20 в ОС-90 затянулся почти на 8 лет. Только в конце сентября 1984 года носитель лазерной пушки ОС-90 был включен в состав Краснознаменного Черноморского флота ВМФ СССР, а уже в следующем месяце в акватории Феодосийского полигона "засветили" первые залпы корабельной лазерной пушки. В ходе испытаний, как указывается в отечественной литературе, нашим военным морякам удалось обнаружить, взять на сопровождение и сбить лазерным лучом ракету-мишень, летевшую на малой высоте.
Но не все было так просто и радужно, как может показаться на первый взгляд. Выявился один весьма значительный недостаток экспериментальной боевой лазерной установки - слишком значительная трудоемкость работ, которые необходимо было провести для того, чтобы выполнить "лазерную атаку". Атака продолжалась всего несколько секунд, но на ее подготовку уходили сутки!
Еще один недостаток комплекса "Аквилон", который был выявлен в ходе испытаний, заключался в том, что коэффициент полезного действия установки составил всего 5 %. Основную часть энергии излучения нейтрализовали неизбежные испарения с поверхности моря. Поэтому ученые решили пускать боевой луч внутри так называемого луча просветления. В результате удалось несколько повысить ударную мощь лазера, но большинство военачальников это все равно не впечатлило…
Однако недостатки "Аквилона" меркли перед лицом главного успеха: в ходе испытаний советским ученым и морякам удалось подтвердить возможность создания боевой лазерной установки. Однако перестройка поставила крест и на этой программе. Как сегодня обстоят дела с "гиперболоидом адмирала Горшкова", сведений нет. По крайней мере, в открытом доступе.