Четыре войны генерала Кравченко
© Фото из архива
Григорий Кравченко

Четыре войны генерала Кравченко

Ровно 75 лет назад, 23 февраля 1943 года, в воздушном бою погиб генерал-лейтенант авиации Григорий Кравченко - первый дважды Герой Советского Союза
23 февраля 2018, 12:12
Реклама
Четыре войны генерала Кравченко
© Фото из архива
Григорий Кравченко
Читайте нас на: 

Когда на начальном этапе Великой Отечественный войны погибло много классных летчиков из числа командного состава, вышел приказ, ограничивающий личное участие в воздушных боях генералов авиации. Командир 215-й истребительной авиадивизии Григорий Кравченко не соотнес этот приказ с собой, он был убежден, что нельзя командовать воздушными боями только с КП. И когда в небе становилось "жарко", а летчикам приходится туго, командир обязательно должен быть с ними. Поэтому всегда в своей служебной машине генерал возил летную амуницию, чтобы "по тревоге" без промедления подняться в воздух.

Бой над Синявино

23 февраля 1943 года в небе над поселком Синявино (Ленинградская область) с самого утра барражировали наши самолеты, прикрывая с воздуха наступательные действия 2-й ударной армии. Фашисты пытались помешать, и то тут, то там возникали воздушные бои. Местами было очень жарко. Оценив ситуацию, комдив не выдержал и, возглавив группу ЛА-5, сам поднялся в воздух, чтобы поддержать своих.

Группа истребителей ЛА-5 в воздухе
© Фото из архива
Группа истребителей ЛА-5 в воздухе

За тем, что происходило дальше, артиллеристы 430-го гаубичного полка следили, затаив дыхание. Они наблюдали бой четверки советских истребителей с превосходящими силами противника на высоте примерно около тысячи метров. И особо среди этой четверки, стремительностью своих атак и мастерством пилотирования, выделялся один истребитель. Артиллеристы изумлялись отваге летчика, который виртуозно вел себя в бою.

Вот, не выдержав лобовой атаки, немецкий самолет рванул вверх. Наш летчик дал по врагу короткую очередь, и тот круто пошел вниз, оставляя за собой черный шлейф дыма. Через несколько секунд два фашистских истребителя буквально упали сверху на наш самолет. Он уклонился от атаки и так низко вышел из пике, что преследующий его "мессер", не успев сманеврировать на малой высоте, врезался в землю. На подмогу к фашистам подоспела еще пара «фоккеров». ЛА-5 резко ушел сначала в одну сторону, потом в другую, снизившись, сделал крутой вираж, уходя из-под удара противника, и сам оказался на хвосте у одного из истребителей. Очередь из бортового пулемета, и – еще один фашист запылал факелом.

К сожалению, с земли было не видно, кто из немцев подбил наш самолет, но как он накренился и резко пошел на снижение, увидели все. От него отделилась маленькая фигурка летчика. Артиллеристы с замиранием сердца ждали, когда раскроется его парашют, но этого не произошло. Они подбежали к пилоту, и по найденному в кармане документу установили: это был генерал-лейтенант авиации дважды Герой Советского Союза Григорий Пантелеевич Кравченко.

"Комсомолец – на самолет!"

Он стал легендарным летчиком еще до Великой Отечественной войны, повоевав на трех войнах…

Григорий Кравченко
© Фото из архива
Григорий Кравченко

Гриша Кравченко родился в 1912 году в многодетной крестьянской семье.  Зимой учился в сельской школе, летом работал подпаском, играл в лапту, воровал у соседей сливы, хотя в своем дворе были точно такие же… Когда парню исполнилось 16, он стал комсомольцем. А спустя три года, будучи студентом землеустроительного техникума, Григорий воспринял призыв IX съезда ВЛКСМ "Комсомолец - на самолет!", как обращение к нему лично, и стал курсантом 1-й военной школы летчиков в поселке Кача под Севастополем.

После окончания школы проявил себя отличным мастером пилотажа и был оставлен в ней летчиком-инструктором. В 1938-ом с группой советских пилотов его направили для оказания помощи китайскому народу в борьбе с японскими захватчиками. Через год Кравченко уже "тушил" советско-японский конфликт у реки Халхин-Гол. А в конце 39-го - начале 40-го, командуя сначала особой авиагруппой, а затем авиабригадой, участвовал в советско-финской войне. И везде показал себя настоящим мастером воздушного боя.

В июле 1939 года майор Кравченко был назначен командиром 22-го истребительного авиационного полка. Во время одного из полетов в районе озера Узур-Нур, Кравченко заметил аэродром противника, на котором полукругом стояли самолеты. Командир покачал крыльями и перевел свой истребитель в пике. За ним последовали остальные летчики. Их трассирующие пули прошивали самолеты, по аэродрому метались в панике японские летчики. Четыре раза заходили в атаку советские истребители, 12 вражеских самолетов были уничтожены, взорван склад горючего.

- Теперь надо ждать ответного удара японцев, - предупредил командиров эскадрилий Кравченко и не ошибся.

None
© Фото из архива
None

Вскоре над площадками 22-го авиаполка появились 23 бомбардировщика и 70 истребителей противника. Они на большой высоте подлетели обходным путем, поэтому и заметили их с опозданием. Кравченко с боевыми товарищами поднялись в воздух, когда японцы уже пикировали на площадку. Завязался воздушный бой. Григорий зашел в хвост японскому истребителю и короткой пулеметной очередью сбил его, потом сразил другого. В бои вступали новые эскадрильи, но японцы превосходили по численности. Сразу три И-97 навалились на командира и пытались сбить его. Выручил Виктор Рахов. Он бросился наперерез одному из них и сразил врага первой же очередью. Воспользовавшись этим Кравченко кинулся преследовать японского разведчика на Р-97. Но бензин был на исходе. На последних каплях горючего Григорий сел "на брюхо" в маньчжурской в степи. Замаскировав самолет, он три дня по 40-градусной жаре добирался до своих. Там его уже и не надеялись увидеть живым. К счастью, не успели послать в Москву телеграмму о гибели командира полка. А вскоре - новый бой.

Авиаполк под его командованием за три неполных месяца совершил свыше 7,5 тысяч вылетов, уничтожил 262 японских самолета, 2 аэростата, большое количество техники и живой силы противника. В представлении командира к награде за боевые действия на Халхин-Голе есть такие строки: "Его исключительная храбрость воодушевляет весь личный состав ВВС армейской группы на полный разгром врага. В одном из боев летчики полка уничтожили 18 японских самолетов. Лично тов. Кравченко с 22 июня по 29 июля сбил 5 вражеских истребителей".

Майор Кравченко был представлен к званию Героя Советского Союза. Эта была уже его вторая высшая награда страны. Свое первое звание Героя он получил за успешное проведение госиспытаний истребителей И-16, И-153 и ДИ-6 в феврале 39-го.

Истребители И-16
© Фото из архива
Истребители И-16

Две Звезды Героя в один день

Процедура вручения медали "Золотая Звезда" станет в какой-то степени уникальной не только в жизни Героя, но и в истории награждений нашей страны. Дело в том, что крестьянский сын Григорий получил две своих медали в один день. Когда он был удостоен звания Героя Советского Союза в первый раз, Звезда, как знак особого отличия героям еще не вручалась. Она была учреждена лишь 1 августа 1939 года.  И вот 4 ноября того же года, когда в Кремле впервые вручали Золотые Звезды, первым для награждения был вызван майор Кравченко. Председатель ЦИК СССР Михаил Калинин вручил ему сразу две медали. Так, Григорий Пантелеевич стал первым в стране дважды Героем Советского Союза.

Генерал-лейтенант авиации Григорий Кравченко - дважды Герой Советского Союза
© Фото из архива
Генерал-лейтенант авиации Григорий Кравченко - дважды Герой Советского Союза

Помимо двух высших наград Родины, он имел еще пять советских орденов и один монгольский. А также был владельцем "именного" самолета. Правда, не боевой машины, а учебного У-2, на фюзеляже которого красовалась надпись: "Дважды Герою Кравченко Г.П. от уральских рабочих". Такое количество наград и заслуг очень немногие люди в нашей стране смогли заработать за всю свою долгую героическую жизнь.

Григорию Кравченко за четыре месяца до гибели исполнилось только 30 лет…   

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама