Юнус-Бек Евкуров: Я завидую белой завистью всем, кто сегодня служит
- Юнус-Бек Баматгиреевич, этот год пройдет под эгидой столетия Рабоче-крестьянской Красной Армии. Какие, по Вашему мнению, наиболее важные вехи можно выделить в истории становления и развития РККА??
- Сейчас как-то не модно стало говорить о гражданской войне. Историки и писатели отказываются от ставших каноническими во время СССР взглядов на «героев былых времен», в погоне за сенсациями из частной жизни участников тех событий замыливают главное: именно тогда был совершен один из главных подвигов — формирование в ослабленной, разрываемой противоречиями и идеями стране силы, без которой не может существовать ни одно государство — армии. Армии, в названии которой четко было обозначено, кого она оберегает и чьи интересы соблюдает.
Далее было несколько вех, взлетов и падений. Гражданская война стала суровым учителем, сделавшим многих командиров РККА из народной среды серьезными военачальниками. Этот период закалил воинские части, ставшие костяком для нового формирования, послужил основой для накопления передового опыта ведения боевых действий и выкристаллизовал армию — она стала мощной и действительно народной. Огромный опыт, который получила наша армия, был приобретен на Халхин-голе, озере Хасан, и особенный, пусть и плачевно опыт привнесла Финская война. Именно она показала, что нельзя доверять управление подразделениями незнакомым с военной службой политикам Они вмешивались в процесс управления армией, что привело к большим и подчас напрасным жертвам.
Но самой главной вехой, проверкой на жизнеспособность РККА стала Великая Отечественная война. Как бы не перевирали факты некоторые писатели, к ней наша армия подошла не в лучшем состоянии. Виной тому были вмешательство политиков, репрессии, аресты. Был выкошен полностью командный состав, который в большинстве своём был расстрелян или посажен. Да и к началу Великой Отечественной войны сам Сталин и Ставка не воспринимали угрозы Запада. Все эти факторы уже в начале войны привели к огромным жертвам. Но в последующем наши военачальники, командиры Красной армии, красноармейцы и, конечно же, народ сумели выстоять перед немецко-фашисткой машиной и победить врага.
- Вы прошли воинский путь от рядового до генерала. Как Вы можете охарактеризовать так называемые "социальные лифты", которые существовали в Советской армии?
- В советское время уделялось особое внимание отбору и подготовке кадров. Я тоже на себе это чувствовал: тогда в армии хорошему солдату практически всегда предлагали остаться послужить, выбрать военное училище и т.д. И, что важно, подход был весьма планомерным - на уровне командиров всех ступеней. Хочу отметить, что и корпус замполитов очень серьезно работал. Они не зря ели свой хлеб: всегда присматривались к солдатам, выбирали наиболее перспективных из них для поступления в высшие военные училища. Существовал жесткий контроль на всех уровнях, но велся он не для галочки, а из желания улучшить офицерские кадры, чтобы они были в том числе из среды людей, которые уже побывали на службе.
- Ну а как же тогда отбор абитуриентов в военные училища с «гражданки»? Получается, им было проще?
- Я бы так не сказал. В военные училища всегда был серьезный отбор. И первые месяцы гражданская абитура проходила курс молодого бойца, что было всегда настоящим испытанием. Тот, кто не выдерживал, отсеивался. Шел отсев и позднее. Так, например, на первый курс Рязанского десантного училища нас поступило 190 человек, а к концу обучения осталось менее 150. Очень сурово было, но кто силен духом и физически, тот и оставался.
- Преемницей Советской армии стала Российская. Вам выпало продолжать службу в достаточно сложные 1990-е годы, когда и "погоны были не в чести", и само отношение к солдатам и офицерам было крайне негативным. Что в те годы вызывало максимальные трудности для военнослужащих?
- Хоть и говорят, что в те годы некоторые стеснялись одевать форму, я и мои друзья никогда не стыдились своих мундиров. Да и сама форма «отрезвляла» особенно рьяные головы. А ведь царил всеобщий бардак - челночники, на каждом шагу торговля, вся страна превратилась в рынок. Это, конечно, нагнетало обстановку, плюс постоянное отсутствие зарплаты.
Доходило до того, что командиры частей разрешали офицерам раз в неделю или раз в два дня при выходе из части зайти в столовую и взять булку хлеба домой. Мы становились на паек в воинской части и вместо денег получали пайки, чтобы семью накормить. Многие военные даже делились с гражданскими соседями. Легче было тем офицерам, которые проходили службу в воинских частях рядом с сельскими поселениями. Многие из них брали в аренду огороды, сажали картофель. В общем, выживали как могли.
- А как же боевая и физическая подготовка?
- Мы всегда старались выполнять боевую программу, находили возможности тренироваться, несмотря на все бытовые сложности. Хотя бывали случаи, когда, скажем, солярки не хватало добраться до полигона. Останавливались на трассе, просили помощи у водителей КАМАЗов, обменивали топливо на нашу тушенку. И я не припомню ни одного случая, чтобы хоть один водитель отказал. Так благодаря помощи населения добирались до полигонов, проводили дневные и ночные стрельбы, отрабатывали вождение. Мы всегда знали, что должны быть готовы воевать, потому что если вдруг завтра начнутся боевые действия, оправдания в духе "у нас не было солярки" Родину не спасут. В те годы ходил такой анекдот: "Когда офицеру не платят зарплату, он оплачивает свой проход в часть на КПП, чтобы послужить Родине".
- Что, на Ваш взгляд, изменилось в нашей армии за пять лет - с тех пор, как Министерство обороны возглавил Сергей Шойгу?
- Конечно, для того чтобы дать полноценное видение тому, как сейчас обстоят дела в Вооруженных силах РФ, надо быть "внутри системы". Как специалист могу сказать, что завидую белой завистью всем, кто сегодня служит. По всем направлениям созданы великолепные условия. Тем, кто служил в прежние времена, они могут показаться даже излишне мягкими. Посмотрите, сколько офицеров сейчас получают квартиры. Раньше было счастьем, если ты в звании майора обзаводился жильем, а сегодня лейтенанты получают квартиры, при этом создаются все условия вплоть до выгодной ипотеки. Контрактники получают жилье. Раньше не было такого понятия, как выплата компенсаций за съем жилья, а сейчас пожалуйста. Раньше зарплата была мизерная, а сейчас на превосходном уровне. Созданы все условия, чтобы проблемы с бытом не отвлекали от несения службы в любой точке мира. И не просто на словах, а на деле. Кроме того, важно, что наши Вооруженные силы помогают поддерживать паритет в международных отношениях.
- Исполнение российскими военнослужащими интернационального долга, необходимость работы наших военных советников в других странах вызывают споры различных аналитиков и журналистов. Насколько, по Вашему мнению, оправдано их использование государством в качестве инструмента по отстаиванию геополитических интересов?
- Абсолютно оправдано. Яркий пример - работа наших советников в Сирии, где они, рискуя собственной жизнью, передают свои знания и опыт в борьбе с мировым злом – терроризмом. Некоторые, в том числе генерал Асапов, сложили в той борьбе свои головы. Их вклад бесценен: они день и ночь усердно работали с командирами, генералами сирийской армии. В результате, во-первых, восстановили боеспособность армии, подняли моральный дух подразделений. Эффективная поддержка ВКС России помогла сирийцам сломать хребет международному терроризму. А во-вторых, советники нарабатывают огромный опыт, который они максимально передадут и внедрят в своих подразделениях. Есть и еще один плюс - в иностранных государствах, где есть наши военные советники, начинают понимать, что уровень военного образования как в Академии Генштаба ВС РФ, так и в военных училищах нашей страны на порядок выше. И это тоже повышает авторитет наших Вооруженных сил и в целом системы нашего образования.
- Но вернемся к ситуации в Ингушетии. Вы говорили, что рассматриваете военный призыв в республике как определенный социальный лифт для молодых людей. Какая работа с молодежью сегодня проводится в регионе по этому направлению, и как ингушские ребята относятся к службе в армии?
- С каждым годом становится все больше ребят из Ингушетии, которые поступают в военные училища и служат по контракту. Динамика растет - только в прошлом году более 270 наших молодых людей остались на контрактной службе. Не проходит и дня, чтобы ко мне ни обратились за помощью. Сейчас мы запускаем новую программу: я поставил задачу военкоматам и региональному министерству образования уже с 9 класса начинать готовить ребят для поступления в средние высшие военные учебные заведения, а с третьего класса - в кадетские корпуса и в профильные ведомственные суворовские военные училища, чтобы уже к 5 классу они могли успешно сдать конкурсные экзамены.
Досье: Евкуров Юнус-Бек Баматгиреевич
Родился 30 июля 1963 года в селе Тарское Пригородного района Северо-Осетинской АССР.
В Вооруженных силах с 1982 года. В 1989 году окончил Рязанское воздушно-десантное командное училище, в 1997 году - Военную академию имени Фрунзе, в 2004 году - Военную академию Генерального штаба.
Служил на различных командных должностях в ВС РФ.
Указом президента РФ от 13 апреля 2000 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания на территории Косово РЮ, присвоено звание Героя России.
С 2004 года начальник разведки - заместитель начальника штаба Приволжско-Уральского военного округа (Екатеринбург).
Воинское звание - генерал-майор.
Имеет Государственные награды РФ: Знак особого отличия — медаль «Золотая медаль» Героя Российской Федерации, орден Александра Невского, орден «За военные заслуги», орден Красной Звезды, орден Мужества, две медали «За отвагу»
31 октября 2008 года по представлению Президента Российской Федерации Д.А.Медведева Народным Собранием Республики Ингушетия наделен полномочиями Президента Республики Ингушетия сроком на пять лет.
8 сентября 2013 года депутаты Народного Собрания Ингушетии большинством голосов избрали Юнус-Бека Евкурова Главой республики на второй срок.
Женат, имеет пятерых детей.