Ближний Восток уверенно скатывают к новой войне
Ближний Восток уверенно скатывается к новой войне - на этот раз между Ираном и тройственным союзом США, Израиля и Саудовской Аравии. Скорее всего, удар по Ирану долго ждать не придется. Во всяком случае, советник президента США по национальной безопасности Герберт Макмастер считает, что боевые действия начнутся уже в первой половине текущего года.
Пока никто не знает точно, что послужит поводом для развязывания войны и в какие масштабы все это выльется. Как вариант, война может привести к расширению боевых действий, которые идут в Сирии, Ираке и Йемене, на территорию Ирана, Кувейта и других стран Персидского залива, а также Ливана и частично Иордании. При этом не исключено, что окажется задета и территория Израиля, которая и сейчас периодически подвергается ракетным обстрелам со стороны подконтрольной Тегерану военной организации "Хезболла". Все будет зависеть от слишком большого количества различных обстоятельств.
Но прежде всего надо учесть, что страны так называемого антииранского трио объединяет жгучая ненависть к своему геополитическому визави и странное, почти маниакальное желание во что бы то ни стало сменить правящий режим в Тегеране. Поводы для нетерпимости к Ирану у каждого свои, но тон задают американцы. В Вашингтоне до сих пор не могут смириться с чувством униженности и беспомощности, когда толпы иранцев в 1979 году штурмом взяли американское посольство.
Освободить своих дипломатов силой у США не получилось - впопыхах организованная операция с треском провалилась. Мало того, что у американцев сгорели несколько вертолетов, не туда приземлившихся, а потом попавших в пыльную бурю и налетевших друг на друга, были еще потери и среди спецназовцев. В конце концов вызволили американских дипломатов из иранского плена только через 444 дня, причем в результате вполне мирных переговоров. Такое Америка, конечно же, не прощает, хотя и дурная привычка захватывать посольства, вошедшая в практику с грибоедовских времен, чести Тегерану тоже не делает.
В общем, быльем на Ближнем Востоке ничего не поросло. Более того, к старым обидам, до сих пор взывающим к отмщению, сегодня добавились новые, причем некоторые можно объяснить разве что психоанализом. Не смотря на усилия его противников - санкции и внешнее давление, Иран по-прежнему остается одной из немногих стран региона, сумевших остаться неподконтрольными воле США. И независимость Тегерана действует на Вашингтон, как красная тряпка. К тому же надо учитывать чуть ли не биологическую озлобленность США по поводу успехов, которых добились в борьбе против "Исламского государства" (ИГ - запрещено в РФ) правительственные войска Башара Асада при активной помощи России и все тех же иранцев.
Что же касается саудовско-иранских противоречий, то они определены двумя основными причинами: во-первых, борьбой за лидерство в регионе, во-вторых - вековечной религиозной враждой между шиитами и суннитами. Иранцы немало сделали, чтобы сохранить у власти нынешний сирийский режим, который в свою очередь обеспечивает присутствие Тегерана на своей территории. Понятно, что иранцы не могли не воспользоваться сложившейся обстановкой не только в Сирии, но и в Ливане, а также в Йемене, чтобы укрепить там свои позиции. Эр-Рияд, у которого тоже были далеко идущие геополитические планы в регионе, проиграл эту партию исключительно по собственной вине. Но кто же добровольно признается в просчетах? Более того, болезненное ощущение поражения в Сирии, ускользающей, почти недосягаемой победы в Йемене порождают не только новые приступы озлобленности у правящего клана саудитов, но и желание списать все свои ошибки на Иран. И список "претензий" к Тегерану растет в геометрической прогрессии. Помимо уже перечисленных "грехов", Ирану приписывают вмешательство во внутренние дела Бахрейна, Ирака, Пакистана, Афганистана и даже ряда африканских государств.
В Израиле на Иран смотрят с недоверием на протяжении не одного десятилетия. А так называемую ядерную сделку с Ираном, которую удалось с большим трудом заключить в 2015 году, в Тель-Авиве сразу же приняли в штыки - здесь считают, что она совершенно не учитывает интересы еврейского государства, хотя сделка стала плодом совместных усилий ООН, США, ЕС и России, а Иран, если верить экспертам МАГАТЭ, строго выполняет все условия. Но вот что примечательно: пока сирийский режим дышал на ладан, а потом вместе с Россией и Ираном воевал против ИГ, постепенно набирая успех, особых проблем между Ираном и Израилем не возникало. Однако по мере реанимации режима Башара Асада выяснилось, что Иран, пользуясь случаем, заметно укрепил свое военное присутствие в Сирии... Вот тогда израильтяне и стали интенсивно очерчивать вокруг себя "красные линии", советуя никому их не переступать.
Учитывая непростую историю отношений между Тегераном и Тель-Авивом, израильтян можно понять. К числу очевидных для себя угроз в Израиле относят создание в Сирии иранских военных объектов и баз, передачу оружия "Хезболле", строительство предприятий по производству вооружений. Израильтяне опасаются, что иранские военные всерьез и надолго останутся в Сирии, что контролируемые ими отряды "Хезболлы", а также "Фатимиюн", "Зейнабин" и другие структуры военного толка будут размещены вдоль израильских границ - на дистанции ракетно-пушечного огня.
И хотя на этот раз речь о существовании Израиля, как это было в войнах 1948, 1967 и 1973 годов, не идет, Тель-Авив не собирается закрывать глаза на складывающуюся ситуации и в любой момент готов применить уже неоднократно испытанное средство - превентивный удар. Поэтому Тегеран, если он действительно не желает большой войны, по идее, должен вести себя крайне осторожно - так как в открытой схватке с США, Израилем и Саудовской Аравией ему придется очень даже несладко.
В общем, выше головы не прыгнешь, и иранские стратеги, конечно же, отлично понимают, что им будет крайне сложно противостоять более мощному и более высокотехнологичному противнику, что нынешний военный, экономический и научно-технический потенциал Ирана не является гарантией триумфального экспорта исламской революции - с этой геополитической "мечтой" пришлось расстаться. Произошли изменения и в военно-политических взглядах Тегерана, которые официально приобрели оборонительный характер, а в военную доктрину Ирана были внесены соответствующие изменения. Но асимметричной войны никто не отменял, поэтому иранские силы специальных операций не сидят без дела...
Израиль, который привык не договариваться, а всеми правдами и неправдами диктовать свою волю всему Ближнему Востоку, тоже не спешит зачехлить оружие. Тем более что у него есть весьма влиятельные союзники. Напомним, что противостояние с Ираном стало обостряться после избрания президентом США Дональда Трампа. Собственно, с этого момента и был дан старт формированию тройственного антииранского альянса. По сообщениям СМИ, еще в сентябре прошлого года Биньямин Нетаньяху тайно слетал в Эр-Рияд, где заключил соглашение с Саудовской Аравией. И сразу же началось... Тогда же, в сентябре, ВВС Израиля разбомбили предприятие сирийского научно-исследовательского центра под городом Масъяфе, а в декабре - военный научный центр в Джумбрае. Уже в этом году, 10 февраля, израильтяне сбили беспилотник, якобы принадлежавший Ирану, и нанесли ракетный удар по сирийской территории, откуда, по их данным, иранцы управляли БПЛА. Сирийская ПВО, понятное дело, встретила израильские самолеты огнем и сбила один F-16. В ответ израильтяне атаковали уже позиции сирийских правительственных войск, по-прежнему оправдывая свои действия иранской угрозой, которая, похоже, стала универсальным геополитическим мемом.
Например, на недавно прошедшей Мюнхенской конференции по безопасности израильский премьер-министр Биньямин Нетаньяху публично обвинил Иран в попытках создать империю от Тегерана до Тартуса и от Каспия до Средиземноморья. А саудовский министр иностранных дел Адель Джубейр пошел еще дальше: призвал к "фундаментальным изменениям в иранском режиме", иными словами - к государственному перевороту. И все это на фоне обвинений Тегерана в поддержке терроризма, хотя, если быть до конца объективным, ни Израиля, ни саудовцев даже близко не было, когда иранцы вместе с сирийцами и российскими Воздушно-космическими силами уже громили джихадистов из ИГ, "Аль-Каиды", "Джабхат ан-Нусры", "Братьев-мусульман" и прочих запрещенных в РФ террористических организаций.
Разумеется, Иран тоже далеко не белый и пушистый, и главный вопрос - какой повод найдут США и их союзники для начала войны, ограничатся ли ударом по иранскому союзнику "Хезболле" или все же ударят непосредственно по Ирану? В любом случае Москве придется использовать весь свой дипломатический арсенал, чтобы не допустить новой войны на Ближнем Востоке. К сожалению, у Вашингтона совсем другие планы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.