Из какой тары американцы будут пить пиво
9 марта президент США Трамп подписал указ о введении пошлины на импорт стали в размере 25 % и алюминия - 10 % (в дополнение к существующей пошлине в 3,5 %).
Американский президент действовал в соответствии с подзабытой статьей 232 Закона о торговле 1962 года, которая позволяет вводить заградительные пошлины в случае угрозы национальной безопасности. С 1962 г. до настоящего времени в соответствии со статьей 232 этого закона министерством торговли США было подготовлено 26 обзоров относительно импорта определенных товаров, и только в восьми случаях был сделан вывод о существовании угрозы для национальной безопасности (последний раз - в 1981 г.), а президент подписал соответствующие указы, причем все случаи касались импорта нефти.
Закон 1962 г. не конкретизирует понятие "национальная безопасность", не уточнял его и сам Д. Трамп. В американских СМИ указывается, что сталь используется для производства танков, бронетехники, артиллерийских систем и т.д., алюминий - в авиастроительной промышленности, следовательно, возможное прекращение импорта в "особый период" снизит обороноспособность страны.
Вроде бы логично, если бы не одно "но". Упомянутый закон был принят в разгар "холодной войны" с целью обеспечения в условиях угрозы военного конфликта с СССР национальной безопасности путем ограничения товарных поставок из стран "советского лагеря", однако геополитическая ситуация с тех пор радикально изменилась. Закон 1962 года противоречит обязательствам США в ВТО, правила которой в принципе допускают ограничение импорта каких-то товаров по соображениям безопасности, однако на деле применялись странами только в период непосредственной угрозы развязывания или ведения военных конфликтов (таковых, судя по заявлениям американских официальных лиц, в обозримой перспективе не предвидится). Кроме того, введенные Д. Трампом пошлины распространяются на импорт не только из потенциально "враждебных" стран, но также на ввоз металлов из ЕС, Германии, Японии, Австралии и других государств, которых даже самые отъявленные конспирологи-фантазеры не могут подозревать в намерении напасть на США.
Поэтому многие специалисты сомневаются в искренности мотивов администрации Д. Трампа. И основания для этих сомнений заключаются не только в отсутствии угрозы нападения на США.
Одним из мотивов правительства США многие считают несбалансированность внешней торговли, которая приводит к банкротству национальных предприятий и деиндустриализации страны. Несмотря на неоднократные публичные обещания президента снизить огромный торговый дефицит, он продолжает расти: 566 млрд дол. в 2017 г. против 504 млрд дол. в 2016 г. Дальнейшее увеличение дисбаланса снизит и без того невысокую популярность президента, в связи с чем он вынужден вводить заградительные пошлины на импортные товары.
Кроме того, в ходе предвыборной кампании в качестве одной из мер по стимулированию экономического роста Д. Трамп, по примеру Ф. Рузвельта, обещал разработать масштабную десятилетнюю программу модернизации транспортной инфраструктуры (железные и автомобильные дороги, аэропорты, мосты и т.д.) стоимостью 10 трлн долларов. В недавнем послании конгрессу президент запросил на ближайший период 1,5 трлн долларов на инфраструктурные проекты. Естественно, для их реализации необходимы массовые поставки стальных и алюминиевых конструкций.
В общем, многие не без основания подозревают, что ссылка на необходимость укрепления национальной безопасности - всего лишь маскировка, дымовая завеса, за которой скрывается стремление поддержать национальную металлургическую промышленность, причем теми способами, легитимность которых ВТО не признает.
Однако эффективность подобных мер сомнительна. Рассвет американской алюминиевой индустрии уже давно сменился закатом. Всего за 4 года (2012-2016) США более чем вдвое сократили выплавку этого металла (с 1.950 тыс. т до 840 тыс. т) и опустились с 4-го на 9-е место в мире. За последние 10 лет утрачены производственные мощности объемом 700 тыс. тонн, и для их восстановления нужны долгие годы и огромные инвестиции. Причем предприятия "убил" не столько дешевый импорт, сколько энергетические кризисы в США периода 2001-2002 гг., а также финансовый коллапс 2008-2009 гг.
Количество оставшихся "на плаву" предприятий продолжает сокращаться. В конце января ведущий производитель алюминия компания Alcoa объявила о закрытии очередного завода - Rockdale (Техас), который простаивал с 2008 года, а также начала распродажу принадлежащих ей участков земли. На очереди - убыточный завод Warrick в Индиане. Если же цена на энергоресурсы поднимется (что не исключено), самые высокие пошлины не смогут возродить чрезвычайно энергоемкие предприятия по выплавке первичного алюминия.
Похожая ситуация сложилась в черной металлургии США, которая стала "увядать" еще лет 30 тому назад. В результате США уже давно скатились на пятое место в мире, пропустив вперед Китай, ЕС, Японию и Индию (2011-2014 гг. - 86-88 млн т, 2015-2016 гг. - 78-79 млн т и 2017 г. - 81,6 млн т), и превратились в крупнейшего импортера стали.
В самом правительстве США много сомневающихся в эффективности решения Д. Трампа. "За" - только министр торговли Уилбур Росс и представитель на торговых переговорах Роберт Лайтерзер, "против" же большинство - министр финансов Стивен Мнучин, госсекретарь Рекс Тиллерсон и министр обороны Джеймс Маттис, глава Национального экономического совета Гэри Кон. Последний даже ушел в отставку, поскольку не принял решения Д. Трампа.
В условиях, когда национальная металлургия "лежит на боку", повышение пошлин на сталь и алюминий приведет к росту цен во многих отраслях: строительной, энергетической, транспортном машиностроении, производстве упаковочных материалов и т.д. В США сейчас популярна шутка: скоро американцам придется разливать пиво не в алюминиевые банки, а в бумажные пакеты из-под молока.
Но главное даже не в том ущербе, который понесут сами США, а в угрозе всеобщих торговых войн. Свое возмущение действиями Вашингтона, а также угрозы применения ответных мер высказали Германия, Бразилия, Турция и Южная Корея, которые поставляют сталь и алюминий в США (правда, одновременно западные страны высказали просьбу исключить их из списка тех, против кого применяются заградительные пошлины).
Важно, что применение американцами статьи 232 Закона о торговле 1962 года для ограничения импорта открывает в мировой торговле "ящик Пандоры". Теперь любая страна может ограничить импорт практически любого товара, например носков или носовых платков, под предлогом того, что они используются военнослужащими, обеспечивающими национальную безопасность.
Уже сейчас в Европе металлургические предприятия также стали требовать введения заградительных пошлин на импорт стали и алюминия из Китая и других развивающихся стран.
Подождем еще немного и узнаем, как будут разворачиваться торговые войны. Увидим также, из чего американцы через пару лет будут пить пиво.
*Автор - эксперт РИСИ
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.