Финансисты сели за «круглый стол» с острыми углами
20 марта в Буэнос-Айресе завершилась встреча министров финансов и председателей центробанков G20, которая является одним из этапов подготовки к саммиту этой группы в конце ноября. На встрече обсуждался широкий круг вопросов мировой экономики - от реформирования финансовой системы, инвестиций в инфраструктуру, информационной безопасности, налоговой системы до контроля за криптовалютами и развития цифровых технологий.
Однако, как и ожидалось, в центре дискуссий оказалась тема протекционизма и угрозы глобальных торговых войн, которые могут похоронить оптимистичные прогнозы МВФ и ОЭСР о росте глобальной экономики в ближайшие годы.
Тревога большинства стран - членов G20 понятна: за последние полтора месяца американская администрация вопреки нормам ВТО в одностороннем порядке ввела заградительные пошлины на импорт ряда товаров. Очевидно, грядут и другие протекционистские меры. К ним нынешнего президента подталкивает растущий торговый дефицит США (566 млрд дол. в 2017 г. против 504 млрд долл. в 2016 г.), который снижает рейтинг Д. Трампа и ставит под вопрос его переизбрание на второй срок.
По оценке участвовавшего во встрече заместителя министра финансов РФ Сергея Сторчака, обсуждение проблем мировой торговли прошло спокойно, «без драки». Однако спокойствие это только кажущееся, что показала подготовка итогового коммюнике, которая проходила в течение нескольких недель до начала встречи.
Ряд стран добивались включения в итоговое коммюнике фразы с критикой «торговой политики, учитывающей только внутренние интересы» (намек на американский протекционизм), однако США выступили против. Степень разногласий демонстрирует тот факт, что в коммюнике не включена традиционная фраза о борьбе «со всеми формами протекционизма». В конечном итоге стороны согласовали безликую анемичную формулировку, призывающую к «дальнейшему диалогу и действиям» в сфере международной торговли
Дискуссии на тему международной торговли в Буэнос-Айресе поставили под сомнение перспективы планов США по формированию широкого международного антикитайского фронта в мировой экономике.
Администрация Д. Трампа в течение 2017 года небезуспешно пыталась создать такой фронт, выдвигая против КНР обвинения в «несправедливой торговой практике», «значительных рыночных искажениях» в результате «субсидирования производства различных экспортных товаров». В новой Стратегии национальной безопасности и комментариях к ней отмечалось, что предыдущие администрации рассчитывали, что развитие рыночной экономики в Китае со временем приведет к изменению политического строя, ослабит позиции государства в экономике, подорвет роль компартии как ведущей политической силы и превратит Китай «в либерально-демократическую нацию», однако этого не произошло. В результате Китай назван в документе одной из главных угроз безопасности США.
Под давлением США в итоговое заявление прошлого саммита G20 (Гамбург, июль 2017 года) был включен пункт о необходимости сокращения избыточных мощностей в сталелитейной промышленности, который был явно направлен против Китая (на КНР приходится половина мирового производства стали - 800 млн т).
США и ЕС в ноябре 2017 года еще раз заявили об отказе признать КНР «рыночной экономикой» на том основании, что правительство КНР применяет «нерыночные механизмы конкуренции», оказывая государственную поддержку отечественным экспортерам.
В декабре 2017 г. ЕС принял закон о защите торговли. Закон вводит новый способ расчета демпинга и компенсационных пошлин, который будет учитывать «рыночные искажения» в результате «вмешательства государства» в производство и экспорт продукции.
В том же месяце на министерской конференции ВТО в Буэнос-Айресе США совместно с ЕС и Японией выступили с совместным заявлением, в котором осудили «несправедливые методы торговли» и «государственное субсидирование, искажающее условия конкуренции», призвав «объединить силы в борьбе с этим явлением».
Бывший главный стратег Белого дома Стивен Бэннон в выступлении в конце декабря 2017 г. в Японии предложил странам АТР сплотиться для «совместного сдерживания ужасных, бесстыдных и глобальных притязаний Китая».
Еще накануне встречи в Буэнос-Айресе высокопоставленный представитель министерства финансов США Дэвид Малпас (Malpass) в выступлении в Институте международных финансов заявил, что растущие масштабы государственного контроля над экономикой Китая в сочетании с продлением срока полномочий президента Си Цзиньпина стали «тревожным звонком для всего мира». За несколько дней до него вновь назначенный экономический советник президента Ларри Кудлоу открыто призывал к созданию «коалиции крупных торговых партнеров и союзников против Китая». Одновременно американские СМИ сообщили о намерении Д. Трампа ввести до конца текущей недели заградительные пошлины на импорт целого ряда китайских высокотехнологичных товаров на общую сумму 60 млрд дол.
Однако президент США сам расколол формирующийся антикитайский фронт, введя в марте заградительные пошлины против целого ряда стран, в том числе западных. В частности, высокие тарифы на импорт стали и алюминия бьют по интересам Канады, Бразилии, Южной Кореи, Мексики, Японии, Германии, Турции, Аргентины, Индии и других. Правда, Канада и Мексика исключены из списка «наказанных» (более того, Д. Трамп намекнул на возможность послаблений для других экспортеров), но сути дела это не меняет. Практически все страны выступили резко против решения Д. Трампа.
Иначе говоря, фокус осуждения и критики в мировой экономике сместился с Китая на США, причем на встрече в Буэнос-Айресе «трещина» в отношениях между западными странами только расширилась.
Европейцы осудили введение Вашингтоном новых пошлин на импорт стали и алюминия, потребовав при этом их отмены не для каждой страны в отдельности, а для ЕС в целом. Отметая намеки Д. Трампа на возможные послабления для отдельных стран, новый министр экономики Германии Питер Альтмайер накануне встречи подчеркнул: «Разделение Европы не может быть в интересах американского правительства, и это не удастся».
Примечательно, что за несколько дней до встречи в Буэнос-Айресе канцлер Германии Ангела Меркель обсудила по телефону с председателем Си Цзиньпином возможность налаживания стратегического партнерства в сфере международной торговли, в частности, координирования позиций по вопросу об избыточных мощностях в металлургии, подвергнув критике протекционистские действия США в нарушение норм ВТО.
Так, в мировой экономике формируются альянсы и конфигурации, немыслимые еще несколько лет тому назад. Будут ли они укрепляться, несмотря на идеологические разногласия? Время покажет, победит ли стремление Вашингтона навязать всему миру свою слепую, почти религиозную веру в принципы либерализма, отрицающие любое участие государства в производстве и экспорте, агрессивное неприятие любой альтернативной точки зрения, либо верх возьмут прагматичный подход к экономике, реальные экономические интересы и признание многообразия моделей экономического развития.
*Автор - эксперт РИСИ
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.