Куда поведет Еврокомиссию "Монстр Юнкера"
Договариваться с Еврокомиссией - не для слабонервных
Стокгольмский арбитраж 28 февраля с.г. частично удовлетворил требования "Нафтогаза" в споре с "Газпромом" о контракте на транзит. Он принял решение взыскать в пользу украинской компании $4,637 млрд "Газпром" уже заявил, что будет оспаривать этот вердикт.
На этом негативном для России фоне Еврокомиссия продолжает добиваться проведения трехсторонних переговоров с Россией и Украиной о будущем транзита российского газа через украинскую территорию. Брюссель хочет продлить договор, действие которого истекает в 2019 году. Еврокомиссия откровенно лоббирует украинские интересы, поскольку "Северный поток-2" при его полной загрузке лишит Киев доходов в размере $60 млрд за 25 лет.
Пока на этом треке от имени Брюсселя выступают еврокомиссар по энергетике Марош Шефчович и еврочиновник Клаус-Дитер Борхардт, чья должность достойна полного озвучивания - директор отдела по внутреннему энергетическому рынку ЕС генерального директората по энергетике Еврокомиссии. Последний, кстати, заявил, что после решения Стокгольмского арбитража "в дискуссии о транзите может появиться и политический уровень".
На самом деле бюрократическая машина Еврокомиссии, которую составляет целая армия в 33 тыс. еврочиновников, настолько сложна, аморфна, заангажирована в своих политических пристрастиях и, порой, непрофессиональна, что договариваться с Брюсселем - это не для слабонервных. Реально правят там не первые лица, а "серые кардиналы", которые чувствуют себя в бюрократическом раю как рыба в воде.
Думаете, внешней политикой рулит Верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини? Ошибаетесь. Все ниточки находятся в руках исполнительного генерального секретаря европейского внешнеполитического ведомства немки Хельги Шмид. В энергетическом секторе за еврокомиссаром маячит реальный ферзь - немец Клаус-Дитер Борхардт, речь о котором шла ранее.
С кем же в таком случае договариваться? Неслучайно российский президент Владимир Путин обсуждает важные для европейской повестки темы не с главой Еврокомиссии, а с французским президентом Эмманюэлем Макроном и немецким канцлером Ангелой Меркель. Например, о судьбе того же "Северного потока-2". Это и быстрее, и надежнее, и ответственнее.
Что известно о новом генсеке Еврокомиссии
Действительно, с кем российским представителям вести диалог в Брюсселе? Несколько дней назад на ключевой пост генсека Еврокомиссии (высшая чиновничья должность в исполнительных органах ЕС, - ред.) был назначен очередной представитель Германии (ох уж эти немцы!) 47-летний юрист Мартин Зельмайер (ХДС). Понятно, что не его дело - быть главным переговорщиком, но в его функции входит координация деятельности всех подразделений европейского правительства, в котором каждый еврокомиссар тянет кто в лес, кто по дрова.
До этого Зельмайер занимал пост главы канцелярии руководителя Еврокомиссии Жана-Клода Юнкера и считался едва ли не главным "серым кардиналом" ЕС. Как пишут европейские СМИ, у нового генсека мало принципов и много прозвищ - "Монстр Юнкера", "Распутин Брюсселя", "Фрэнк Андервуд" (герой американского телесериала "Карточный домик" - бессердечный, пренебрегающий нормами морали, отвратительный тип, - ред.).
Зельмайера никак нельзя назвать проводником решений берлинского кабинета в европейских структурах. Когда ему было выгодно, он поддерживал, используя свое влияние, позицию Меркель по беженцам. А затем, на встрече евродепутатов и еврочиновников, близких к ХДС, подверг ее критике.
Говорят, что он был в числе тех, кто уговорил Мартина Шульца оставить козырный пост председателя Европарламента и возглавить СДПГ, включившись в борьбу за пост канцлера. Теперь он - ни лидер немецких социал-демократов, ни главный европейский парламентарий.
Зельмайер - фигурант ряда громких политических скандалов. Самый резонансный случился весной прошлого года, когда он сообщил знакомому журналисту подробности закрытой беседы своего шефа с британским премьером Терезой Мэй по Брекситу.
Первоначально в этом сливе заподозрили самого Юнкера. Другой не сносил бы головы, но глава Еврокомиссии простил немца. Более того: всемерно содействовал его продвижению на пост генсека. Те же европейские СМИ предположили, что у Юнкера был свой резон. Дело в том, что в 2019 году истекает срок его полномочий, и он уже заявил, что не будет претендовать на новый. Получается, что ему нужен верный человек на ключевом посту, чтобы обеспечить достойный уход на заслуженный отдых и поддержать тех, кого он привел в Еврокомиссию на высокие должности.
Стремительный карьерный рывок
Несколько дней назад, 20 февраля, Зельмайер провел доверительную получасовую беседу с еврокомиссаром по цифровой экономике и обществу немцем Гюнтером Эттингером (ХДС), отвечающим, среди прочего, за некоторые кадровые вопросы. В результате Зельмайер договорился о своем назначении на вакантную должность заместителя генсека Еврокомиссии. В тот момент разве что Юнкер и он знали, что на следующий день, 21 февраля, генсек Александр Итальянер, отработавший на этой должности 32 года, объявит о своей отставке.
О двух решениях было объявлено одновременно: об отставке генсека и о назначении нового зама. Так мастерская интрига открыла Зельмайеру дорогу в высокое чиновничье кресло: перевестись из замов в боссы было делом техники.
На глазах брюссельской бюрократии был установлен рекорд: буквально за несколько часов решилась судьба ключевой должности Еврокомиссии!
По официальной версии, которая была доведена до негодующих представителей СМИ, процедура назначения Зельмайера состоялась в соответствии со всеми правилами организации. Оказывается, он подал заявку на должность до 31 января прошлого года, как было определено в конкурсной заявке. 15 февраля он прошел собеседование в оценочном центре, 16 февраля у него было интервью в комитете Еврокомиссии по назначениям. Так что взятки гладки.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.