Антииранский проект Дональда Трампа
© http://alsiasi.com

Антииранский проект Дональда Трампа

Вашингтону проще стереть Иран с земли, чем договариваться
12 марта 2018, 11:45
Реклама
Антииранский проект Дональда Трампа
© http://alsiasi.com
Читайте нас на: 

Разногласия между США и ведущими европейскими державами по поводу Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), проще говоря, ядерной сделки с Ираном, вступившей в силу в октябре 2015 года, становятся все глубже. И чем сильнее президент США Дональд Трамп давит на европейских партнеров, пытаясь склонить их к отказу от ядерного соглашения, тем жестче они реагируют, демонстрируя довольно редкую для Старого Света неуступчивость "дяде Сэму".

Посол Евросоюза в США Дэвид O'Салливан
© flickr.com
Посол Евросоюза в США Дэвид O'Салливан

Посол Евросоюза в США Дэвид O'Салливан напрямую обвинил Белый дом в "торговле принципами" и пообещал, что ЕС будет выступать против попыток США торпедировать ядерную сделку с Ираном. "Мы не можем без уважительных причин снова вводить санкции", - заявил европейский дипломат, выступая перед представителями американских СМИ, на пресс-конференции, специально созванной, чтобы объяснить, в чем прав ЕС и где ошибается Трамп. Суть в том, что достигнутое по Ирану соглашение вполне устраивает Европу, как устраивает Россию, Китай и Иран. И до недавнего времени, пока в Белый дом не переселился Дональд Трамп, против ядерной сделки с Тегераном администрация США тоже не возражала.

И понятно почему. Во-первых, иранская ядерная сделка, если не полностью, то на определенное время отодвинула назревавшую на Ближнем Востоке очередную войну, чреватую, кроме всего прочего, новыми потоками беженцев в Европу. Во-вторых, по меньшей мере на 10-15 лет, отодвинулась перспектива создания в Иране ядерной бомбы, и тем самым был приторможен процесс распространения ядерного оружия в регионе. В-третьих, в результате отмены ядерных санкций в отношении Тегерана, для Европы открылся весьма перспективный иранский рынок емкостью 75 миллионов человек.

Кроме того, надо отметить, что СВПД стал результатом многолетних усилий всех постоянных членов Совета Безопасности ООН и активно участвовавшей в переговорном процессе Германии. И это был редкий для нашего времени случай успешного сотрудничества государств, чьи взгляды на мировую политику, мягко говоря, не всегда совпадают. При этом в Европе отдают отчет: срыв ядерного соглашения с Тегераном может вернуть мир к ситуации намного более сложной и запутанной, чем та, которая существовала до 2015 года.

Но не все так просто. Как известно, некоторые вашингтонские политики, а также Израиль больших восторгов в отношении СВПД не испытывают. Например, Тель-Авиву не по душе, что в распоряжении Тегерана все-таки оставили 30 центрифуг, которые в случае "необходимости" можно использовать для создания ядерной бомбы. Не нравится, что СВПД не является бессрочным, что разблокируются замороженные в американских банках иранские денежные средства (50 млрд долл. - Ред.), которые теперь можно пустить на закупку новейших вооружений. Наконец, израильтяне не на шутку обиделись, что их фактически вывели за скобки, когда шла работа над окончательным вариантом СВПД, - предыдущий американский лидер Барак Обама решил, что без Израиля больше шансов найти компромисс с Тегераном.

На самом деле количество низкообогащенного урана, которое можно накопить на 30 центрифугах, исключает возможность создания ядерной бомбы. И девять отчетов, подготовленных по итогам проверок МАГАТЭ (Международного агентства по атомной энергии), в которых принимали участие и американские эксперты, свидетельствуют о том, что никаких нарушений ядерной сделки Тегеран пока что не допускает - работает исключительно по программе мирного атома.

None
© s-i.huffpost.com
None

По идее, Израиль в первую очередь должен был быть заинтересован в сохранении СВПД, поскольку сделка с Ираном гарантирует Тель-Авиву продление статуса негласного военно-ядерного монополиста в регионе. А вот отмена СВПД (иранские лидеры неоднократно заявляли, что вслед за США автоматически выйдут из сделки) неминуемо приведет к реанимации иранской ядерной программы. В конце концов сегодня можно приобрести бомбу и на черном рынке. А дальше - эффект домино: Саудовская Аравия, Турция, Египет...

Как отмечает американская New York Times, "появляется все больше признаков того, что Эр-Рияд тоже стремится к созданию ядерного оружия, чтобы гарантированно нивелировать мощь их главного противника в исламском мире - Ирана". При этом не исключено, что и у Израиля, когда рядом появятся соседи, размахивающие ядерными дубинами, тоже могут сдать нервы... Тем более, что Саудовская Аравия уже находится на грани попадания в полосу внутриполитической турбулентности, из которой может выйти отнюдь не союзником Израиля и США. Да и иранская стабильность - еще та вещь в себе. Все может радикально измениться, если в Тегеране умеренные уступят место радикалам-консерваторам, всегда предпочитавшим священную войну переговорному процессу.

Но, судя по всему, в последнее время Израиль, а вместе с ним и США уже не зацикливаются на мирном решении иранской атомной проблемы - Вашингтону и Тель-Авиву предпочтительнее или сменить режим в Тегеране вообще, или ослабить страну до такой степени, чтобы она в принципе утратила возможность влиять на ситуацию в регионе. В этом случае, конечно же, предпочтительнее сравнять с землей не только иранскую ядерную инфраструктуру, но и сам Иран, который в последнее время сильно укрепил свои позиции на Ближнем Востоке.

И пока спусковой крючок еще не нажат, продолжается активная политическая "артподготовка". Например, помимо обвинений в несоблюдении обязательств по СВПД (МАГАТЭ, напомним, таким данными не располагает) Вашингтон потребовал от Тегерана отказа от строительства баллистических ракет.

Однако в Европе, как, впрочем, и в России, считают, что неконструктивно смешивать достигнутые и, тем более, уже работающие договоренности с выдвижением каких-либо новых условий. Как заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, "если кому-то хочется обсуждать какие-то другие вопросы, касающиеся Ирана, то это нужно делать с его обязательным участием и на основе консенсуса, а не путем ультиматумов". В унисон словам главы российского внешнеполитического ведомства прозвучало и мнение его немецкого коллеги Зигмара Габриэля, призвавшего рассматривать сделку с Ираном без увязки с программой Тегерана по баллистическим ракетам и его роли в сирийской войне.

Но в том то и дело, что Дональд Трамп продолжает вести себя на Ближнем Востоке как слон в посудной лавке, не понимая, что Восток - дело тонкое: достаточно чуть пережать - и о мирных перспективах в регионе придется надолго забыть. Хотя, возможно, именно этого Вашингтон и добивается.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама