Справедливости ради надо отметить, что нездоровый интерес к Северному морскому пути Госдепартамент США проявил еще в середине двухтысячных. И не только к северной магистрали. Речь тогда шла и об интернационализации канала Волга-Дон, который предлагалось взять под международный, то есть под американский контроль. Однако события на Украине и в Сирии отодвинули эти грандиозные американские проекты на второй план.
И вот в апреле 2018 года американский адмирал Пол Цукунфт заявляет: «Северный морской путь должен быть международной транспортной артерией, и США претендуют на проведение здесь учений по обеспечению свободы мореплавания… Подход США заключается в том, что Северный морской путь должен быть открытым как международный водный коридор для, если угодно, транзитного прохода - по мере того, как этот участок освобождается от льда».
Кому же принадлежит Северный морской путь? Для наших отцов, дедов и прадедов это был самый легкий вопрос. Поморы еще в XIV веке ходили к Новой Земле и Груманду (Шпицбергену). В 1640 - 1668 гг. атаман Семен Дежнев прошел на кочах от устья Лены до устья Анадыря, попутно открыв пролив, названный впоследствии его именем. Ну а в ходе Великой северной экспедиции в 1734 - 1741 гг. русские морские офицеры произвели съемку берегов вдоль всего будущего Севморпути.
Причем самая северная водная артерия не стояла без дела. 17 декабря 1932 года постановлением Совнаркома СССР был образован единый транспортно-хозяйственный орган - Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть), на который возлагалось техническое оснащение трассы, организация регулярных транспортных перевозок и обеспечение безопасности плавания. В результате ценой огромных затрат и гибели сотен первопроходцев к 1991 году была создана стратегическая транспортная магистраль, оборудованная десятками портов и аэродромов. Причем до развала СССР иностранные суда ходили по Севморпути в исключительных случаях. Да и после 1991 года в Советском секторе Арктики они были редкими гостями.
Первые два иностранных судна прошли по Севморпути в 2009 году, в 2011-м таких насчитали 34, в 2012 году - 46, в 2017 году - 28. Для сравнения: через Суэцкий канал в год регулярно проходит до 18 тысяч судов и кораблей. Следует заметить, что правительство РФ и администрация Севморпути делают все возможное для увеличения числа сквозных рейсов в Арктике, но пока что это в перспективе.
Что же тогда беспокоит американского адмирала? Понятно, что на экономические дивиденды от интернационализации Севморпути рассчитывать пока не приходится. У США и НАТО совсем другие цели: как минимум - создать создать военную угрозу России с северного направления, как максимум - контроль над Сибирью, что неминуемо приведет к развалу России.
Как стало известно, Пентагон планирует направить на Севморпуть десятки крейсеров и эсминцев с «Томагавками» на борту. А система «Иджис», по их планам, позволит сбивать на восходящих траекториях российские МБР, которые запрограммированы на полет через Северный полюс. При этом надо учитывать, что крылатые ракеты «Томагавк» имеют дальность пуска в 2 200 км и с трассы Севморпути могут поражать почти всю территорию России, включая Москву, Волгоград, Челябинск, Новосибирск, Якутск, Комсомольск-на-Амуре, Петропавловск-Камчатский и т.д. Кроме того, американское присутствие на Севморпути - прямая угроза транспортному сообщению с Сибирью. Если в 1920-х годах снабжение Якутии лишь на 10% осуществлялось через Севморпуть, то с середины 1940-х - уже на 50%. И если флоту США удастся взять под контроль Севморпуть, он сможет управлять всем северным завозом.
Насколько вероятен такой сценарий? Американцы могут придраться к чему угодно - например, к экологии или, скажем, «обнаружить» на территории Сибири какую-нибудь малочисленную народность, требующую «незалежности»... Как показывает практика, придумать повод - не проблема, и тут же по Севморпути к нам приплывут американские морские пехотинцы в голубых касках ООН. Поэтому мощная Арктическая группировка войск России жизненно необходима.
Но, может, стоит поднять вопрос и об Аляске?..
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.