В других СМИ
Загрузка...
США настаивают на интернационализации Севморпути
}
© wikimedia.com

США настаивают на интернационализации Севморпути

Что же забыли американцы на Русском Севере
23 апреля 2018, 11:17
Реклама
США настаивают на интернационализации Севморпути
© wikimedia.com

Справедливости ради надо отметить, что нездоровый интерес к Северному морскому пути Госдепартамент США проявил еще в середине двухтысячных. И не только к северной магистрали. Речь тогда шла и об интернационализации канала Волга-Дон, который предлагалось взять под международный, то есть под американский контроль. Однако события на Украине и в Сирии отодвинули эти грандиозные американские проекты на второй план.

И вот в апреле 2018 года американский адмирал Пол Цукунфт заявляет: «Северный морской путь должен быть международной транспортной артерией, и США претендуют на проведение здесь учений по обеспечению свободы мореплавания… Подход США заключается в том, что Северный морской путь должен быть открытым как международный водный коридор для, если угодно, транзитного прохода - по мере того, как этот участок освобождается от льда».

Адмирал Пол Цукунфт
© navy.mil
Адмирал Пол Цукунфт

Кому же принадлежит Северный морской путь? Для наших отцов, дедов и прадедов это был самый легкий вопрос. Поморы еще в XIV веке ходили к Новой Земле и Груманду (Шпицбергену). В 1640 - 1668 гг. атаман Семен Дежнев прошел на кочах от устья Лены до устья Анадыря, попутно открыв пролив, названный впоследствии его именем. Ну а в ходе Великой северной экспедиции в 1734 - 1741 гг. русские морские офицеры произвели съемку берегов вдоль всего будущего Севморпути.

Северный морской путь
© wikimedia.com
Северный морской путь

Причем самая северная водная артерия не стояла без дела. 17 декабря 1932 года постановлением Совнаркома СССР был образован единый транспортно-хозяйственный орган - Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть), на который возлагалось техническое оснащение трассы, организация регулярных транспортных перевозок и обеспечение безопасности плавания. В результате ценой огромных затрат и гибели сотен первопроходцев к 1991 году была создана стратегическая транспортная магистраль, оборудованная десятками портов и аэродромов. Причем до развала СССР иностранные суда ходили по Севморпути в исключительных случаях. Да и после 1991 года в Советском секторе Арктики они были редкими гостями.

Первые два иностранных судна прошли по Севморпути в 2009 году, в 2011-м таких насчитали 34, в 2012 году - 46, в 2017 году - 28. Для сравнения: через Суэцкий канал в год регулярно проходит до 18 тысяч судов и кораблей. Следует заметить, что правительство РФ и администрация Севморпути делают все возможное для увеличения числа сквозных рейсов в Арктике, но пока что это в перспективе.

Иностранные суда на Севморпути
© specnazspn.livejournal.com
Иностранные суда на Севморпути

Что же тогда беспокоит американского адмирала? Понятно, что на экономические дивиденды от интернационализации Севморпути рассчитывать пока не приходится. У США и НАТО совсем другие цели: как минимум - создать создать военную угрозу России с северного направления, как максимум - контроль над Сибирью, что неминуемо приведет к развалу России.

Как стало известно, Пентагон планирует направить на Севморпуть десятки крейсеров и эсминцев с «Томагавками» на борту. А система «Иджис», по их планам, позволит сбивать на восходящих траекториях российские МБР, которые запрограммированы на полет через Северный полюс. При этом надо учитывать, что крылатые ракеты «Томагавк» имеют дальность пуска в 2 200 км и с трассы Севморпути могут поражать почти всю территорию России, включая Москву, Волгоград, Челябинск, Новосибирск, Якутск, Комсомольск-на-Амуре, Петропавловск-Камчатский и т.д. Кроме того, американское присутствие на Севморпути - прямая угроза транспортному сообщению с Сибирью. Если в 1920-х годах снабжение Якутии лишь на 10% осуществлялось через Севморпуть, то с середины 1940-х - уже на 50%. И если флоту США удастся взять под контроль Севморпуть, он сможет управлять всем северным завозом.

Американская эскадра в Северной атлантике
© navy.mil
Американская эскадра в Северной атлантике

Насколько вероятен такой сценарий? Американцы могут придраться к чему угодно - например, к экологии или, скажем, «обнаружить» на территории Сибири какую-нибудь малочисленную народность, требующую «незалежности»... Как показывает практика, придумать повод - не проблема, и тут же по Севморпути к нам приплывут американские морские пехотинцы в голубых касках ООН. Поэтому мощная Арктическая группировка войск России жизненно необходима.

Но, может, стоит поднять вопрос и об Аляске?..

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама