КНДР готова отказаться от ракетно-ядерной программы
Северная Корея отказывается от ракетно-ядерных испытаний. Эта новость из Пхеньяна моментально оказалась в топе мировых новостей. И здесь нет ничего удивительного: стратегическое решение Пхеньяна может стать реальным шагом в нормализации положения на Корейском полуострове, вот уже 65 лет пребывающего в состоянии «ни войны, ни мира».
По оценке экспертов, Пхеньян располагает сейчас 20-30 тактическими ядерными боезарядами, которыми в основном оснащены авиабомбы к фронтовым бомбардировщикам. Активно велись разработки и более продвинутых боеголовок к баллистическим ракетам. А З сентября прошлого года КНДР объявила об успешном испытании водородной бомбы.
Что же касается носителей, то считается, что на вооружении у Северной Кореи стоит несколько сотен оперативно-тактических ракет и ракет средней дальности. Еще 29 ноября 2017 года была запущена ракета «Хвасон-15», способная, если верить расчетам, нанести удар по любой части США. После чего Пхеньян заявил о завершении строительства национальных ядерных сил, что, по словам северокорейского лидера Ким Чен Ына, и послужило основанием для принятия решения о прекращении испытаний межконтинентальных баллистических ракет и ядерного оружия, а также о завершении работы ядерного полигона Пунгери.
Как было объявлено, КНДР больше не требуется проводить ядерные испытания, а также испытания межконтинентальных баллистических ракет и ракет средней дальности, поскольку работа по установке на них ядерных боеголовок завершена. «Мы никогда не будем использовать ядерное оружие, если против нашей страны не будет ядерных угроз или провокаций. В любом случае мы не будем передавать ядерное оружие и технологии (другим странам). Мы сосредоточим все усилия на создании сильной социалистической экономики и мобилизации людских и материальных ресурсов страны, чтобы резко повысить уровень жизни людей», - отмечается в сообщении Центрального телеграфного агентства КНДР.
Примечательно, что о решении заморозить ракетно-ядерную программу Пхеньян объявил накануне встречи лидеров двух корейских государств, которая назначена на 27 апреля, а также преддверии запланированных на май-июнь переговоров Ким Чен Ына с президентом США Дональдом Трампом. Северокорейские власти сработали на опережение - в превентивном порядке приняв решение, на котором, как было известно, собирались настаивать Мун Чжэ Ин и Дональд Трамп, и тем самым как бы предложили своим визави в ответ тоже пойти на определенные уступки.
От перемирия к мирному договору?
Как было объявлено, встреча Ким Чен Ына и Мун Чжэ Ина пройдет в южнокорейском приграничном пункте Пханмунджом - в Доме мира. Это здание было построено специально для проведения переговоров с представителями КНДР и встреч родственников разделенных войной семей. Ожидается, что Ким Чен Ын пересечет межкорейскую границу или на машине, или пешком, и это станет первым визитом нынешнего главы северокорейского государства на южнокорейскую территорию.
Президент Южной Кореи уже назвал северокорейское решение о прекращении ракетно-ядерных испытаний «крупным шагом» на пути к денуклеаризации полуострова. По его словам, в настоящее время Пхеньян демонстрирует международному сообществу свою волю к полному отказу от ядерного оружия, а Республике Корея - свою готовность к проведению активного диалога. При этом Мун Чжэ Ин подчеркнул необходимость пойти дальше режима перемирия - опубликовать декларацию о прекращении войны и двигаться к заключению полноценного мирного договора.
Однако эксперты в Сеуле напоминают, что Северная Корея неоднократно говорила о денуклеаризации и ранее, а также брала обязательства заморозить свою программу создания ядерного оружия, но дальше намерений дело не пошло.
Более того, эксперты отмечают, что в заявлении Ким Чен Ына нет ни слова об утилизации ядерного оружия и ракет. Поэтому остаются сомнения в том, что Пхеньян в действительности готов отказаться от ядерного арсенала, который он с такими усилиями развивал на протяжении десятилетий. А посему, делают вывод в Сеуле, надо дождаться личной встречи двух лидеров и посмотреть, что она покажет.
Трамп не пойдет на мир на условиях Пхеньяна
Еще больше неясностей с переговорами Ким Чен Ына и Дональда Трампа. Как известно, президент США принял решение о встрече практически единолично - без обсуждения с помощниками и без расшифровки, что он понимает под термином «величайшая сделка». Учитывая непредсказуемые действия Трампа на международной арене, ожидать от него можно что угодно. Тем более, что накануне решения Пхеньяна об отказе от ракетно-ядерных испытаний в северокорейской столице с тайным визитом побывал директор ЦРУ Майкл Помпео, являющийся кандидатом на пост госсекретаря США, но детали этой встречи не разглашаются...
И все же вряд ли Дональд Трамп пойдет на мирный договор только на условиях Пхеньяна. Не откажется Трамп и от требований, предварительно изложенных в формулировке о «полном, проверяемом и необратимом демонтаже» всех ядерных программ КНДР. Кстати, Трамп, как сообщает Wall Street Journal, уже заявил, что на предстоящей встрече с лидером КНДР Ким Чен Ыном намерен продемонстрировать «неуступчивость и готовность настаивать на выполнении требований Вашингтона в части полного отказа от ядерной программы».
Но как бы там ни было, Трампу все-таки придется предложить Северной Корее что-то конкретное в ответ на отказ от ракетно-ядерных испытаний. Скорее всего, это могут быть солидные инвестиции и помощь в реализации проектов, призванных улучшить социально-экономическое положение населения КНДР - тем самым будут сведены на нет санкции, которыми страна обложена сегодня со всех сторон. Кроме того, Вашингтон может согласиться и на определенное снижение военной активности в районе Корейского полуострова.
В любом случае переговоры не обещают быть простыми. Но если в ходе двух саммитов удастся на приемлемых условиях зафиксировать отказ Пхеньяна от ракетно-ядерных испытаний, это может стать серьезным прорывом во взрывоопасной ситуации на Корейском полуострове, больше полувека балансирующем на грани широкомасштабной войны.
Напомним, что трехлетняя Корейская война закончилась в 1953 году не миром, а перемирием, и эта ситуация сохраняется до сих пор, временами накаляясь до грани нового военного противостояния, временами переходя в стадию некой политической «оттепели». Так, например, в июле 1972 года было подписано Совместное заявление Севера и Юга, в котором были зафиксированы основные принципы объединения - самостоятельно, без третьей силы, на основе «великой национальной консолидации». В 1991 году КНДР и Республика Корея заключили Соглашение о примирении, ненападении, сотрудничестве и обменах, а в 1992 году приняли Совместную декларацию о денуклеаризации Корейского полуострова. Однако буквально после каждого шага навстречу в отношениях между Северной и Южной Кореями возникала напряженность, отбрасывающая процесс межкорейского сближения к исходной позиции.
Причина одна - грубое вмешательство в дела корейских государств третьих стран. И прежде всего США, которым напряженность на Корейском полуострове, позволяет держать свой воинский контингент в непосредственной близости от России и КНР и контролировать «младших союзников» - Японию и Южную Корею. Отсюда и постоянные спекуляции США на «северокорейской угрозе», и демонстрации американской военной мощи у границ КНДР, и сохранение на территории Южной Кореи сил передового базирования, а в последние годы - еще и развертывание в регионе средств американской глобальной ПРО.
Естественно, в Пхеньяне не могут не учитывать всех нюансов. Тем более, что перед глазами северокорейцев горький опыт Югославии, Ирака и особенно Ливии. Поэтому стратегическая установка Северной Кореи - выживание. Ради этого Пхеньян пошел на создание стратегического оборонного потенциала, достаточного для нанесения самому вероятному противнику неприемлемого ущерба.