Если верить военно-историческим документам, инспекция войск в русской армии проводилась с незапамятных времен, во всяком случае о таких случаях упоминается уже в первой половине XVI века. Но вплоть до 1918 года не было единого органа, осуществлявшего комплексный контроль за поддержанием Вооруженных сил государства в боевой готовности к защите Отечества и его союзников.
Впервые формирование такой структуры было начато в соответствии с приказом Наркомвоена от 24 апреля 1918 года. А 16 сентября того же года Реввоенсовет республики утвердил Положение о Высшей военной инспекции РККА и ее штаты. Первым ее председателем стал Николай Подвойский - человек изначально невоенный, зато профессиональный революционер, имевший солидный опыт подпольной и подрывной работы.
В приказе от 24 апреля 1918 года читаем: «Член коллегии Народного комиссариата по военным делам и член Высшего военного совета тов. Н. И. Подвойский командируется для производства инспектирования во всех местностях Российской Федеративной Советской Республики всех воинских частей и органов управления Рабоче-Крестьянской Армии - для выяснения постановки дела организации, формирования, всеобщего обучения, боевой подготовки, всех видов снабжения, а также степени соответствия руководящих органов управления и должностных лиц армии в выполнении ими возложенных на них задач».
С 1919 года военная инспекция РККА неоднократно расформировывалась, создавалась вновь и вновь расформировывалась. Создавались новые службы с теми же задачами. С 1945 года в видах Вооруженных сил были введены самостоятельные инспекции, которые 17 января 1947 года объединили в Главную инспекцию Министерства обороны СССР, просуществовавшую до декабря 1991 года.
Хочется вспомнить еще одно инспекторское образование Министерства обороны, что принесла с собой Хрущевская эпоха и что оставила свой след в дальнейшей истории военной инспекции - Группу генеральных инспекторов (ГГИ) Минобороны СССР.
Совет министров СССР от 30 января 1958 года постановил: «В целях использования в Вооруженных силах накопленных знаний и опыта маршалов, адмиралов, генералов армии, генерал-полковников и некоторых генерал-лейтенантов и вице-адмиралов, достигших такого возраста, когда они по состоянию здоровья и перспективам их дальнейшего использования не могут продолжать работу с полной нагрузкой, учредить Группу генеральных инспекторов Министерства обороны СССР».
Состоявшая из военачальников, которые покрыли себя неувядаемой славой на полях Отечественной войны, они, по мнению Хрущева, могли представлять опасность тогдашнему партийному руководству. И им приготовили некий вариант почетной отставки. Впрочем, не было счастья, как у нас говорится…
Великие наши полководцы и флотоводцы в любом случае не должны были просто уйти на покой - их огромные знания и умения надо было передать новому поколению советских военных. И они это выполнили с тем же успехом, с которым победили врага и нашей страны, и всего мира. Наши прославленные полководцы, простите за шаблон, шли в массы - гражданские и военные, взрослые и детские - читали лекции по военным округам и в военных ВУЗах, вели военно-патриотические занятия, выступали перед личным составом, вели ту патриотическую работу, о которой сегодня только говорят.
В армейской среде ГГИ прозвали «райская группа». Судили по привилегиям. Которыми в годы советской власти пользовались все партийно-советские чиновники далеко не ранга наших полководцев. А им, уверен, как в недавней, так и в настоящей истории нашего Отечества нет равных в мире.
Только посмотрите на их имена: маршал Л. Говоров, маршал И. Конев, генерал армии М. Малинин, маршал М. Захаров, маршал И. Баграмян, генерал армии И. Петров, Маршал Советского Союза и маршал Польши. К. Рокоссовский, маршал Д. Язов, генералы армии К. Кочетов, В. Лобов, М. Гареев, П. Грачев, В. Ермаков, И. Ефремов, генерал-полковник И. Фуженко и многие другие.
Так что Главную инспекцию Министерства обороны СССР возглавляли очень авторитетные, известные в армии и на флоте военачальники, которые прославили силу русского воинства и русского оружия. А «райскому» периоду их службы могут позавидовать только трусы и лентяи.
И неудивительно, что многим из членов «райской группы», людям, не щадившим себя на поле брани, была отпущена долгая жизнь. Генерал армии Гусаковский прожил 96 лет, Маршал СССР Соколов - 101 год, ныне здравствующему Маршалу СССР Язову - 93 года. И есть в этом высшая справедливость.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.