«Россия ловит в соцсетях»: почему западные аналитики испугались русскоязычного контента на просторах интернета
RAND Corporation удивил
Один из самых влиятельных и известных, американский мозговой центр RAND Corporation опубликовал исследование под названием «Российское влияние в социальных сетях. Разоблачение российской пропаганды в Восточной Европе». И удивил! «Разоблачение» свидетельствует либо о том, что русофобская истерия на Западе отложила неизгладимый отпечаток на «исследователях» этого think tank’а и низвела их до уровня законченных идиотов, либо о том, что RAND Corporation сознательно включился в кампанию по демонизации России. Впрочем, одно другому не противоречит.
В новом докладе RAND Corporation говорится, что «Россия ведет кампанию в социальных сетях в странах Балтии, на Украине и в меньшей степени - в Молдове и Беларуси, и в других соседних государствах, чтобы посеять инакомыслие против правительств этих соседних стран, а также против НАТО и Европейского союза».
Откуда такой вывод? Выясняется, что Корпорация RAND изучила русскоязычный контент в социальных сетях и увидела в нем «огромную пропагандистскую угрозу» этим странам.
Оказывается, что «Россия ведет изощренно-сложную кампанию в социальных сетях посредством новостных твиттов, анонимных комментариев на веб-страницах, посредством троллинга и бот-аккаунтов, поддельных хэштегов и информационных кампаний в Twitter».
Все дело в том, что хочется им запретить говорить на русском
Как же это все удалось выяснить? Ищем ответ в следующем пассаже: «Для проведения этого исследования RAND использовал смешанный подход. С одной стороны, это тщательный количественный анализ, чтобы понять масштаб российской кампании в социальных сетях. С другой - это интервью с региональными экспертами и экспертами по безопасности из США и НАТО, чтобы понять критические ингредиенты для противодействия этой кампании». Что сказали «эксперты по безопасности из США и НАТО», и так ясно. Но вот что такое «тщательный количественный анализ»? Оказывается, RAND перелопатил как минимум десятки тысяч аккаунтов в соцсетях русскоязычного Интернета и «определил российское сообщество активистов в Twitter’е, состоящее примерно из 41 тысячи пользователей, которые потребляют и распространяют антиукраинскую и пророссийскую пропаганду. При этом почти 39 тысяч пользователей распространяют проукраинский и антироссийский контент».
Но, пардон, такой, с позволения сказать, «анализ», мог бы проделать любой школьник. Разве только времени ушло бы много. Но кому он нужен и о чем свидетельствует? Реальный вывод из этой статистики лишь то, что на Украине, в Беларуси, Молдове и странах Балтии русский язык является языком живого общения, в том числе и в соцсетях. Но этот вывод - не новость. Считать же 41 тысячу пользователей Twitter’а, которые высказывают свое негативное отношение к режиму Незалежной, инструментом российской государственной пропаганды(!) - это перебор, даже для неискушенного аналитикой читателя. А читательские комментарии к статьям на информационных ресурсах - это тоже, значит, государственная пропаганда?
В выводах RAND Corporation подспудно читается другое - сам по себе русский язык и то, что по-прежнему родным его считают миллионы граждан бывших советских республик, вот, что западным «аналитикам» видится угрозой. Ведь информация из России в виде твиттов и мнений российских пользователей Интернета по поводу прочитанного в сети или по поводу разных событий - это, согласимся, тоже информация, которая воздействует на русскоязычного потребителя этой информации везде, в том числе и за границами России. Но только это не оркестрованная Кремлем информационная кампания, а личные мнения простых россиян, которые, как и люди в других странах, имеют свободный доступ в Интернет и пользуются своим правом свободно выражать свое мнение. Вот тут-то собака и зарыта!
«Активисты соцсетей, сайты, источники новостей и другие сетевые ресурсы активно распространяют собственный пророссийский пропагандистский контент без явной прямой поддержки со стороны Российского государства», - пишет RAND Corporation. Как это понимать? А так, - мол, контент в русскоязычном сегменте точно «пропагандистский», и поддержка со стороны государства есть, но не явная.
Высказанное на русском языке свободное мнение россиян, не оболваненных западной пропагандой, - именно это и является реальной угрозой для коллективного Запада, который уже зашелся в русофобской истерике, замешанной на лжи. Но Интернет, как свободная международная площадка обмена мнениями на разных языках, существует. И нашим западным «партнерам» от этого никуда не деться.
Равнение на США
Контент, производимый в Интернете под диктовку западного либерального истеблишмента на западноевропейских языках, жестко контролируется и управляется тем же самым истеблишментом. Достаточно посмотреть на публикации, скажем, по делу «отравления в Солсбери» в центральных печатных и электронных СМИ всех без исключения западноевропейских стран, США и Канады. Все эти публикации созданы будто под копирку. Соответственно, у либерального истеблишмента нет проблем с контролем западной аудитории, которой промывают мозги контентом на западноевропейских языках. С этой аудиторией была бы проблема, если бы вся западная аудитория свободного говорила по-русски.
У западного либерального истеблишмента есть проблема только с русскоязычной аудиторией, которая в своей массе, и это RAND признает, пока не поддается контролю, поскольку потребляет информацию на русском языке. RAND сокрушенно констатирует: «Жесткие антироссийские посылы в регионе могут вызвать ответный огонь, учитывая местный скептицизм в отношении западной пропаганды». Все очень просто - читатель, потребляющий информацию на русском языке, просвещается правдой из России, и потому легко видит ложь, идущую с Запада.
Понятно, что «исследование» RAND Corporation адресовано прежде всего властям Украины, Молдовы и стран Балтии и их населению в намерении убедить их, что они являются «жертвами изощренной русской пропаганды».
А теперь перейдем к самому главному, ради чего это «исследование» и затевалось, - к рекомендациям, которые RAND Corporation предлагает для борьбы с «русской пропагандой» в странах Балтии, Беларуси, Молдове и на Украине. Есть смысл максимально дословно их процитировать.
Рекомендуется «высвечивать и блокировать российскую пропаганду»; «сформировать сопротивляемость (русской «пропаганде») групп риска (то есть русскоязычных граждан, ведь именно они потребляют русскую «пропаганду»); «внедрить обучение медиа-грамотности в систему образования, чтобы помочь русскоязычным гражданам и другим группам населения в регионе лучше идентифицировать поддельные новости и другой пропагандистский русский контент»; «рассмотреть возможность проведения информационной кампании в целях более оперативного обучения массовой аудитории медиа-грамотности»; «расширять и улучшать местный оригинальный контент, чтобы вытеснить русскоязычный контент»; «улучшить социальные сети и возможности местных сетевых активистов в регионе путем выявления ключевых лиц, оказывающих влияние на интернет-среду, и предложить меры, направленные на повышение потенциала их влияния»; «обучать журналистов и финансировать создание альтернативного медиа-контента».
Дальше - круче и прямолинейнее. Предлагается «улучшить повествование о США, НАТО и Европейском союзе»; «Соединенные Штаты, НАТО и ЕС должны предложить убедительный аргумент для того, чтобы местное население ориентировалось на Запад»; «НАТО должна лучше информировать о целях и намерениях своего усиленного передового присутствия в Прибалтике». А учреждения ЕС, США и НАТО, «занимающиеся контрпропагандой, должны решить проблемы координации и синхронизации своих усилий».
RAND Corporation предлагает также «отслеживать российские СМИ и разрабатывать аналитические методы; выявлять фальшивые новости и их источники, разбираться в русской сюжетной тематике и содержании, понимать широту российской стратегии, лежащей в основе тактических пропагандистских сообщений».
Кто платит, тот и «танцует»
«Исследование» RAND Corporation спонсировалось Отделом технологий быстрого реагирования (Rapid Reaction Technology Office - RRTO) министерства обороны США. А RRTO, да будет всем известно, занимается исследованиями в области развития возможностей концепции так называемых «стратегических коммуникаций» (СК). Этот термин - СК - введен в оборот министерством обороны США в 2006 году в качестве отвлекающего термина, эвфемизма, прикрывающего то, что в обиходе называется просто - информационная война. В этом, кстати, и проявился тупизм «исследователей» из RAND Corporation.