Русская тяга для американского космоса
© americaspace.com
Запуск ракеты Atlas V

Русская тяга для американского космоса

Госдума России 15 мая приняла в первом чтении законопроект о контрсанкциях. Правда, ко второму чтению депутаты могут существенно сократить количество рестрикций: с 16 до 6. Пока же одним из пунктов этого документа значится запрет на поставку в Соединенные Штаты ракетных двигателей РД-180
Реклама
Русская тяга для американского космоса
© americaspace.com
Запуск ракеты Atlas V
Читайте нас на: 

Автору этого материала довелось стать свидетелем подготовки сделки между Россией и США по поставке за океан российских ракетных двигателей. История эта началась в середине 90-х годов прошлого века. США, а точнее американская компания Lochead Martin Astronautics (LMA) объявила тендер на поставку НАСА двигателей для ракет-носителей «Атлас-3» и «Атлас-5».

И случилось дотоле немыслимое, - основными кандидатами на победу в этом конкурсе стали сразу две российские организации. С одной стороны - известное на тот момент только специалистам по причине недавней секретности ОАО «Самарский научно-технический комплекс имени Н.Д. Кузнецова» (СНТК). А с другой - знаменитая космическая «фирма» из подмосковных Химок - НПО «Энергомаш» имени академика В.П. Глушко.

Тендер между своими

В конкурсе участвовали жидкостные ракетные двигатели (ЖРД) НК-33 с тягой 154 тонны от СНТК, его представляла в тендере американская фирма General Corporation Aerojet (GCA), и РД-180 с тягой 370 тонн от «Энергомаша», которую продвигала не менее известная корпорация Pratt and Whitney. Причем НК-33 прибыл за океан на стендовые испытания в натурном виде, а РД-180 - только в качестве эскизного проекта.

Пять огневых испытаний, проведенных на стендах Aerojet в Сакраменто (штат Калифорния), показали полное техническое совершенство НК-33. Вместо 120 секунд по нормативу двигатель проработал 450. Вместо расчетной тяги в 150 тонн, по просьбе американской стороны, дал тягу в 175 тонн. Но победителем в тендере был признан все же РД-180. Почему?

Причин несколько. Но ни одна из них, как это ни покажется странным, не лежала в области технических или энергетических преимуществ РД-180 перед НК-33. Скорее всего, среди прочих составляющих, она стала следствием закулисной борьбы за заветные миллиарды, которая развернулась в руководстве российской оборонной промышленности тех лет, где «Энергомаш» получил полную поддержку Минобороны России и Российского космического агентства (РКА). Впрочем, борьба шла не только за миллиарды «зеленых».

В моем архиве есть копия письма, которое в октябре 1995 года направили тогдашнему вице-президенту и генеральному менеджеру Lochead Martin Майклу Винну начальник Управления средств выведения и наземной инфраструктуры РКА Александр Кузнецов и зампредседателя Комитета по военно-технической политике Минобороны России генерал-майор Виктор Миронов.

«Наиболее значительной проблемой, по нашему мнению, - сообщали они в штаб-квартиру корпорации Lochead Martin, - представляется согласование условий организации российско-американского сотрудничества в области ракетных двигателей, при котором Правительство РФ даст разрешение на использование российских ракетных двигателей на американских ракетах-носителях для запуска космических аппаратов в государственных целях. При этом ключевым вопросом является выбор фирмы-изготовителя ракетных двигателей. Естественно, что российская сторона заинтересована в развертывании производства двигателей в России. Поэтому Правительство РФ отдает приоритет НПО «Энергомаш» как разработчику и изготовителю перспективного, по сравнению с НК-33, ракетного двигателя РД-180».

РД-180.
© wikipedia.com
РД-180.

«Мы не сомневаемся в том, что руководство Lochead Martin, - подчеркивали Александр Кузнецов и Виктор Миронов, - отчетливо понимает, что при отсутствии поддержки российских правительственных органов (прежде всего РКА и Минобороны) американские корпорации - участники тендера будут не в состоянии в течении трех-четырех лет разработать и организовать промышленное производство НК-33 или модернизированного ракетного двигателя для ракеты-носителя Atlas».

Почему руководители РКА и военного ведомства лоббировали сделку с американцами в пользу «Энергомаша»?

Боливар не вынесет двоих

Ответ оказался довольно простым. НК-33 уже существовал, его использование в интересах Российского космического агентства не предполагалось. А РД-180 только разрабатывался, на его доводку и испытание необходимы были деньги. Примерно 100 миллионов долларов. Где их было взять в те годы, когда почти вся оборонная промышленность страны, что называется, лежала в руинах? Надежды были только на сотрудничество с США, на их финансовую поддержку, которую можно было получить, продав недоделанный ракетный двигатель.

Но деньги нужны были и Самарскому НТК. В том числе и для разработки и модернизацию авиадвигателей для пассажирских Ил-96М, Ту-204М, а также стратегического бомбардировщика Ту-160. И их единственной надеждой тоже была продажа американцам «старого» ракетного двигателя НК-33 и его модернизированной версии НК-43. Они были созданы Николаем Кузнецовым в начале 1970-х для лунной ракеты Н-1. Но неожиданная смерть Сергей Павловича Королева и успехи американских астронавтов, сумевших опередить СССР в покорении спутника Земли, практически похоронили и ракету, и ее двигатели.

Лунная ракета Н-1.
© Фото из архива
Лунная ракета Н-1.

Все затраты на создание ракеты Н-1 и двигателей НК-33 и НК-43 списывались безвозвратно. А почти полторы сотни «движков», опережавших на то время лучшие достижения мировой ракетной конструкторской мысли, прошедшие полный цикл государственных сертификационных испытаний, продемонстрировавшие абсолютную надежность в работе, было приказано уничтожить. Но лауреат Ленинской премии, академик и генерал-лейтенант, член ЦК КПСС знаменитый конструктор Николай Кузнецов указания партии и правительства не выполнил. Он устроил в одном из пустующих цехов ОКБ, тщательно охраняемом и стоящем глубоко в лесу, вдали от глаз всяческих проверяющих, склад для «уничтоженных» НК-33 и НК-43.

В середине 1990-х годов мне довелось их там видеть. Законсервированные и укрытые целлофаном, они простояли в том секретном цехе более двадцати лет. Пока Самару не посетил премьер-министр России Виктор Черномырдин. Именно он дал разрешение самарцам на участие в американском тендере.
Проигрыш в нем не сильно расстроил руководство СНТК. Фирма Aerojet полностью оплатила самарцам стоимость двигателей, которые были отправлены в Калифорнию на испытания. Это 37 двигателей НК-33 и девять НК-43. Затем оплатила и остальных «пенсионеров», которые тоже отправились за океан.

НК-33.
© wikipedia.com
НК-33.

Более того, специалистам СНТК удалось зафиксировать в подписанном с американцами контракте, что деловые люди США будут выплачивать самарцам весомую часть прибыли за использование этих двигателей в будущих космических программах. Был в соглашении и пункт о том, что «согласно американским законам, продукция ракетной техники, используемая в интересах США, должна производиться только на территории Соединенных Штатов». Самарцы согласились с этим условием. Как, впрочем, потом принял его и их конкурент по тендеру - химкинский «Энергомаш».

- Скопировать наш двигатель, - говорил мне тогдашний главный конструктор СНТК Валентин Анисимов, - американцам будет непросто. Даже имея все чертежи и описания. Многое зависит от материалов, из которых сделаны комплектующие, даже от руды, из которой выплавили сталь. Нашей руды у американцев нет.

Он оказался прав.

Ни НК-33, ни РД-180 General Corporation Aerojet и Lochead Martin Astronautics повторить не смогли. Как не смогли и сделать ничего равного нашим движкам, хотя в Конгрессе и в Сенате не раз и не два раздавались голоса, что надо отказаться от закупок российских двигателей и от зависимости американской космической индустрии от России. Увы, ничего не получается.

Оказывается, что у наших заокеанских партнеров нет для этого не только такой руды, как у нас, но и рук, мозгов и кое-чего еще, без чего не создаются такие уникальные двигатели, как НК-33 и РД-180.

Тормозить или нет - вот в чем вопрос

Но вернемся к победителю тендера. Первое соглашение между США и Россией на поставку двигателя РД-180 было заключено в 1997 году. Контракт предусматривал отправку за океан 53 движков с последующим опционом на 16 «моторов». Первый пуск американской ракеты Atlas-III прошел в 2002 году. Сделка между «Энергомашем» и Lochead Martin оценивалась в один миллиард долларов. По ее условиям мы должны были поставить американцам 101 двигатель РД-180 и модернизированный РД-181, который сейчас используется в ракете-носителе Antares. До того эта ракета летала в космос на НК-33 и НК-43.

Запуск Atlas III с двигателем РД-180.
© americaspace.com
Запуск Atlas III с двигателем РД-180.

Конгресс США в 2014 году из-за обострения отношений с нашей страной по поводу Украины и Крыма приостанавливал действие этого контракта, но в 2016 году, под нажимом Пентагона, снял все ограничения. И хотя лицензионное соглашение на выпуск двигателей в Соединенных Штатах остается в силе до 2030 года, наладить такую работу американцы не могут. Тем не менее, закон об отправке в космос только американской продукции приходится выполнять. Для чего «Энергомаш» и фирма Orbital Sciences создали совместное предприятие. Двигатели производятся в подмосковных Химках, доставляются в США, а там к ним прикрепляют шильдик Made in USA. Волки сыты и овцы целы.

Правда, этот фокус вскоре может быть аннулирован. Если Дума примет закон «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия США и (или) иных иностранных государств», то поставка РД-180, как и РД-181, может быть приостановлена указом президента Владимира Путина.

По поводу включения ракетных двигателей в контрсанкционные списки среди отечественных политиков и руководителей ОПК идут большие споры. Одни специалисты говорят, что поставку двигателей нужно прекратить, так как США используют их не только для доставки в космос спутников, предназначенных для решения научно-прикладных задач, но и для запуска спутников-шпионов. Получается, что мы своей продукцией действуем против своих же национальных интересов.

Другие утверждают, что мы знаем, какие спутники на какие задачи работают и умеем нейтрализовать неудобную для нас информацию. А деньги ракетной промышленности нужны. 10 миллионов долларов за каждый двигатель - не очень большая цена, но на дороге они не валяются. Эти средства нам необходимы для разработки новой космической техники.

Спор этот давний. У сторонников того и другого решения, как и у победителей тендера на поставку в США НК-33 и РД-180, есть свои лоббисты.

Окончательное решение - за президентом.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама