С сердцем на фюзеляже
«Вам присвоено звание»
За годы службы у полковника Евгения Аверьянова было немало экстремальных ситуаций, отказывал один из двигателей, были возвраты, после дозаправки приходилось прилетать с малым остатком топлива и сходу садиться… Но, уезжая в отпуск, он уже через пару недель начинает скучать по своему полку, по кабине самолета, запахам кожи и сгоревшего керосина. Там, на высоте, по-иному дышится, по-иному бьется сердце.
И это событие произошло под конец отпуска. Ему неожиданно позвонили из части. Для военного человека в таком звонке ничего удивительного нет. Он всегда готов к выполнению приказа. А тут…
Звонили из наградного отдела и сказали: «Вам присвоено звание «Заслуженный военный летчик». Будьте готовы к награждению», - и поинтересовались, сможет ли он прийти на военный совет. При подведении итогов на военном совете зачитали указ президента, и заместитель министра обороны генерал армии Дмитрий Булгаков вручил Евгению Аверьянову государственную награду.
«Заслуженный военный летчик» - одно из трех старейших из ныне действующих почетных званий. И тогда, на военном совете, глядя на нагрудный знак, прикрепленный к кителю, Евгений Викторович вспомнил одну ночь из детства.
Его отец, летчик-истребитель, как-то взял с собой сына на ночные полеты. Огромные огненные птицы, взмывающие в небо, будоражили воображение. И вдруг Женя увидел падающую звезду. Попробуйте успеть загадать желание, когда светящаяся точка падает в небе в мгновение ока. Женя успел. Он загадал стать летчиком, летать на МиГ-25
Волшебные пинки в небо
Школу Евгений заканчивал в Воронеже, его отец служил в Центре боевого применения ВВС. Вопрос, кем стать, перед Евгением не стоял. Он только укрепился в своем желании летать. Тем более что уже несколько лет занимался в ДОСААФ, прыгал с парашютом.
- Нас обучали бывшие десантники, настоящие профессионалы. Сами горели небом и нас заразили, - рассказывает Евгений. - Первый прыжок помню, как будто это было вчера. Мы прыгали с Ан-2. По существующей традиции инструктор дал волшебного пинка, я шагнул в пустоту… И потом, спускаясь под куполом, испытал настоящий восторг. Было ощущение, что ты владеешь всем миром!
Прошел Евгений и теоретическое обучение на самолете Як-52. Но полетать на учебно-тренировочном спортивном самолете в 90-е годы не пришлось. Вместе с перестройкой пришел хаос и в отлаженную десятилетиями систему летного обучения. Экономика рухнула. ДОСААФ перестали снабжать бензином и керосином.
Все мысли у паренька были о военном летном училище. Его кумирами были Александр Покрышкин, Иван Кожедуб, Валерий Чкалов. Видя, как разваливают армию, отец стал ориентировать сына на гражданскую авиацию. Но Евгений настоял на своем и поступил в Армавирское высшее военное авиационное училище летчиков имени маршала П.С. Кутахова.
Они носили голубые погоны, ходили в наряды, но пока, как говорится, не понюхали небо, авиаторами себя не ощущали. Изучая теоретические дисциплины, все с нетерпением ждали полетов. Наконец, Евгений вылетел с инструктором.
- Смотрю: машина слушается, - рассказывает гвардии полковник Евгений Аверьянов. Но непонятны были движения рулями управления. Перед глазами бегала куча стрелок. Я растерялся: куда смотреть?.. Вроде теоретически был готов, но на практике все оказалось гораздо сложнее. Была даже мысль: как этому можно научиться? А смогу ли я? А если спишут?
На 4-м курсе всех курсантов-выпускников собрали и спросили, кто хочет пройти обучение на тяжелом истребителе МиГ-31. Планировался набор из числа лейтенантов. Это был эксперимент, который курировал командующий авиацией ПВО России генерал-полковник Владимир Иванович Андреев. До этого на этом самолете обучали только летчиков второго класса, и только тех, кто успел полетать на МиГ-25. Из курсантов отбирали группу в 20 человек. Инструкторы писали характеристики, давали кандидатам профессиональную оценку. Евгений прошел отбор. По распределению предлагали поехать в Хотилово, Котлас и Правдинск. Аверьянов отправился служить в истребительный авиационный полк, который базировался недалеко от Правдинска, в Нижегородской области. Так его мечта сбылась и не сбылась. МиГ-25 к этому времени устарел. Пришлось пересаживаться на МиГ-31.
МиГ-31 весит 40 тонн, у него огромная тяга на форсаже. Это настоящий истребитель-богатырь с огромными энергетическими возможностями и скороподъемностью. За 10 минут он набирает высоту почти 20 тысяч метров. Когда летишь на сверхзвук, поражаешься его боевым возможностям. Он способен обнаружить цель на удалении более 200 километров. Может стрелять ракетой на удалении более 100 километров. В него встроена система, которая позволяет автоматически обмениваться информацией в группе таких истребителей. Этой способностью обладают самолеты лишь двух-трех стран.
«Мы теряли от 3 до 5 килограмм веса»
Через 5 лет службы Евгений Аверьянов поступил в Военно-воздушную академию имени Гагарина, после окончания которой был распределен в истребительный авиационный полк в Хатилове, в Тверской области. Когда-то на затерянный в лесах аэродром Хотилово прилетал с правительственной делегацией Фидель Кастро. Здесь Аверьянов прошел путь от командира авиационного отряда до заместителя командира полка по летной подготовке. И здесь он одним из первых совершил дозаправку в небе.
- Все началось в 2010 году, - рассказывает гвардии полковник. - Нас собрали в филиале Липецкого центра боевой подготовки и переучивания летного состава. Учили летать на дозаправку. Психологически это сделать было непросто. Представьте, надо подойти на расстояние 15-20 метров к большому самолету - танкеру-заправщику. Перед носом болтается шланг - конус весом 80 килограммов, что можно на такой скорости сравнить с наковальней. Внешне он напоминает волан, в основании которого находится вентиль. И требуется попасть приемной штангой своего самолета в неуправляемый конус - площадку диаметром 80 сантиметров. Это все равно что метнуть дротик, который весит 40 тонн. Соединение уже производится электромагнитным замком. Ошибиться нельзя.
После этих полетов его можно было «отжимать» - кожаная куртка была мокрой насквозь. Напряжение было настолько сильным, что летчики теряли от 3 до 5 килограмм веса. Было опасно, но интересно. С дозаправкой дальность полета уже стала неограниченной.
Зимой 2014 года Аверьянову пришлось перебазироваться в Канск в Красноярском крае, где ему предложили должность командира гвардейского истребительного авиационного полка. 7 марта 2014 года он принял полк у полковника Андрея Васильевича Можайского, который стал заместителем командира дивизии.
- Если в 90-е годы в полку летали только командир, его заместитель и, может быть, командир эскадрильи, то сейчас у меня более 70% летного состава подготовлены на дозаправку в воздухе и днем, и ночью, - говорит Евгений Аверьянов. - Рекорд длительности беспосадочного перелета мы установили в апреле 2016-го во время тактических учений, когда экипажи выполнили передислокацию из Красноярского края в Астраханскую область, на базу Ашулук. Наши экипажи с подвесками, при полном вооружении самолета (в том числе ракетами), выполняли задачи на двух полигонах, искали и уничтожали учебные цели и потом уже садились на базу в Астрахани.
Мы хоть базируемся в Сибири, - продолжает гвардии полковник, - но принимаем участие во всех учениях. За пять часов наши самолеты могут переместиться в любую точку страны. Мы сопровождали бомбардировщики в Черное море, ходили в Карское море и обратно, на Камчатку, к Курильским островам. И все эти перелеты были беспосадочные. Прямо скажу: за летный состав берет гордость.
На различных модификациях МиГов гвардии полковник Евгений Аверьянов налетал свыше 1 900 часов, из них в сложных метеоусловиях - более 800, ночью - 485 часов. За 20 лет летной работы подготовил пять летчиков I класса, шесть летчиков II класса, пять летчиков III класса.
По результатам выполнения этой задачи летчики были отмечены государственными наградами. Министр обороны наградил экипажи шести самолетов медалью Нестерова.
«Бессмертный авиаполк»
По инициативе полковника Можайского в конце 2012 года было принято решение присвоить самолетам МиГ-31БМ имена восьми Героев Советского Союза, которые воевали во время Отечественной войны. Накануне Дня Победы, 9 мая 2013-го, борт №01 получил имя «Михаил Семенцов», борт №34 - «Иван Пилипенко». В дальнейшем борт №23 был назван «Александр Лобанов», борт №38 - «Николай Клепиков», борт №10 - «Александр Павлов», борт №29 - «Виктор Шлепов», борт №20 - «Александр Куманичкин», борт №07 - «Павел Чупиков».
Имена героев нанесли на истребители. Так в части появился свой «Бессмертный полк».
Авиационный полк был сформирован еще в 1937 году в Приморском крае. Получил боевое крещение в боях с японскими войсками. 6 июля 1941 года в полном составе в количестве 63 истребителей И-16 был переброшен на фронт. Уже тогда он считался одним из лучших в ВВС. На их счету 299 самолетов противника, уничтоженных в воздушных боях, и 35 - на земле. Огнем авиационных пушек и пулеметов было подбито 150 фашистских танков и более 3 тыс. бронемашин, много другой боевой техники, уничтожена целая гитлеровская дивизия - более 10 тыс. солдат и офицеров. За такие ратные подвиги восемь летчиков части стали Героями Советского Союза, сотни награждены орденами и медалями, а полк удостоен звания Гвардейский и почетного наименования Черновицкий, награжден орденом Кутузова третьей степени.
- Еще со времен Великой Отечественной у нас есть традиция, - говорит гвардии полковник авиации Евгений Аверьянов, - В нашем полку летчики изображали на капоте своих самолетов красное сердце. Мы решили поддержать эту традицию. На левом борту наших самолетов нанесен знак отличия в виде сердца, правда, оно теперь серого цвета. Это знак нашего полка.