Молдавия: вместо одной могут появиться несколько стран

Парламентские выборы способны разделить республику по геополитическому и национальному признакам
25 мая 2018, 12:12
Реклама
Молдавия: вместо одной могут появиться несколько стран
© flickr.com
Читайте нас на: 

События, которые развиваются буквально у нас на глазах, могут привести к расколу молдавского общества и разделу страны. Вместо одной проблемной территории на востоке - Приднестровья - могут появиться еще две: Гагаузия на юге и город Бельцы с прилежащими районами - на севере. Принцип возможного разделения сохранился: язык, на котором говорит местное население, и его интеграционная ориентация.

Во всех трех случаях речь идет о русском языке и пророссийской направленности, которые, как известно, не приветствуются лидерами молдавской власти (за исключением президента Игоря Додона) и той частью населения, которая выступает за объединение Молдавии с Румынией.

Без русского языка и «прилавка» - тяжело

«За Россию» - больше людей, но, как можно часто слышать в Кишиневе, кто их спросит?

Правда, они сами могут высказаться и изменить ситуацию, проголосовав на парламентских выборах в ноябре. Выбор у избирателей небольшой: те, кто ориентирован на Россию и Евразийский экономический союз (ЕАЭС), могут голосовать либо за Партию социалистов, неформальным лидером которой является президент Додон, либо за «Нашу партию» Ренато Усатого.

Обе партии работают на одном электоральном поле, доставшемся им в наследство от Партии коммунистов, в лидере которой - экс-президенте Владимире Воронине - избиратели разочаровались. Этих разочаровавшихся немало - две трети населения. Столько же, две трети, у Воронина было депутатов в парламенте в 2000 году. И он тогда мог сделать то, что обещал голосовавшим за него: ввести страну в Таможенный союз. Но он этого не сделал, и объединительные лозунги были подхвачены Игорем Додоном и Ренато Усатым.

Ренато Усатый
© ru1.md
Ренато Усатый

Додон - президент, Усатый - российский бизнесмен молдавского происхождения, до недавнего времени находившийся в розыске в Интерполе. На днях его вывели из списков разыскиваемых, и Усатый пообещал участвовать в осенних выборах. Если ему не помешают это сделать (однажды это уже произошло), то у его партии появится хороший шанс. Политик импонирует избирателям, особенно молодым. Так что голосовать будут не за «Нашу партию», а за Ренато Усатого. Как, впрочем, за Игоря Додона в лице Партии социалистов.

В том, что эти политсилы пройдут в парламент, сомнений нет. Вопрос в ином: создадут ли они правящую коалицию? Если да, то Молдавия из наблюдателя очень быстро превратится в члена ЕАЭС. Молдаване смогут свободно, как сегодня киргизы, ездить в Россию на заработки, а заодно и торговать фермерскими продуктами в российских городах. Если договоренность не будет достигнута, то российский рынок молдаванам перекроют свои же власти, развернув их в сторону Евросоюза.

Это могло быть и неплохо, если бы ЕС покупал у Молдавии все, как, например, у Приднестровья. Но в Приднестровье товар - конкурентоспособный, в основном промышленный: металлопрокат, текстиль, обувь. И только потом - коньяк. Фрукты и овощи приднестровцы в ЕС не везут, продают на Украине и в России. Ко всему, Приднестровье с Европой торгует беспошлинно, чего нет у молдаван, создавших с Евросоюзом зону свободной торговли.

В правобережной Молдавии, контролируемой Кишиневом, серьезной промышленности нет, вино в ЕС берут, но ограниченно - свое имеется, а к фруктам и овощам - особые требования, которые пока в полной мере невыполнимы. Так что без российских «прилавков» рынок сбыта застынет, а фермер разорится. Картина грустная, но реальная.

Молдавские фрукты - овощи на российском рынке.
© flickr.com
Молдавские фрукты - овощи на российском рынке.


Гагаузы ждут Эрдогана

Ситуацию хорошо понимают в Гагаузской автономии, которая практически все, что производит, продает в Россию.

Башкан (глава) Гагаузии Ирина Влах заверила автора этих строк, что с экспортом в Россию у автономии проблем нет. Как, впрочем, и с Турцией. Туда едут учиться выпускники гагаузских школ, там устраиваются на работу и остаются жить. Помогает не только общий язык: гагаузы - тюркоязычный народ православного вероисповедания.

У них два полюса - Россия и Турция. Оба в равной степени притягательны. Но, как сообщил еженедельнику «Звезда» местный политик Петр Влах, «мы говорим по-гагаузски, а думаем по-русски». И с этим, по его словам, ничего не поделаешь - так сложилось.

На будущей неделе в Гагаузии ждали президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, но визит перенесен на август - объясняют это досрочными выборами в Турции. В Гагаузии от приезда Эрдогана ждут многого. Прежде всего - защиты от центральных молдавских властей. Дело в том, что у автономии понемногу «режут» полномочия, например, хотят лишить местных депутатов иммунитета.

Это подтвердил еженедельнику «Звезда» председатель Народного собрания Гагаузии Владимир Кисса, отметив, что и сама автономия может быть ликвидирована. Дело в том, что в 1994 году молдавский парламент принял закон о Гагаузской автономии, оговорив, что отменить его можно, заручившись поддержкой простого большинства депутатов. А нынешнее парламентское большинство в Молдове придерживается проевропейского курса и к России относится прохладно.

Так что если гагаузы серьезно «провинятся», их автономию просто ликвидируют. Если, конечно, за нее не вступится Турция. Гагаузы открыто говорят о том, что в случае конфликта в автономию войдут турецкие войска, как когда-то на Кипр.

Все это, конечно, мечты, но основания для них есть. Тем более что давление со стороны Кишинева продолжается.

Бельцы говорят по-русски

29 мая Конституционный суд (КС) Молдавии примет решение по запросу депутатов от Либеральной партии об отмене у русского языка статуса языка межнационального общения. Кишиневская пресса прямо называет это попыткой «изгнания русского языка из Молдавии». Гагаузы, как сказал Петр Влах, при этом пострадают серьезно: в автономии большинство школ - русские (всего две - молдавские), местный телеканал вещает на гагаузском и русском, к тому же население, вопреки запрету Кишинева, смотрит российское телевидение (по кабельным каналам, лицензию на которые выдают власти автономии).

«Если КС примет решение об отмене существующего статуса русского языка, то Гагаузия поднимется. Как и Бельцы», - сказал Петр Влах.

Бельцы называют северной столицей Молдавии. Это русскоговорящий город. И мэра жители выбрали соответствующего - Николая Григоришина, представителя «Нашей партии». За него 20 мая проголосовали 62% горожан. Ясно, что город не подчинится Кишиневу и там будут говорить, вещать и вести делопроизводство на русском.

В свое время в Бельцах пытались провести свои марши унионисты - сторонники объединения Молдавии с Румынией, но их в город попросту не пустили. Против унионистов вышли горожане и прибывшие им на подмогу гагаузы. Во избежание столкновений Кишинев отозвал своих волонтеров домой. Попытка центральных властей сменить городскую власть также не удалась: люди вновь вышли на улицы. Ожидать, что они смирятся с тем, что им в ближайшее время запретят говорить по-русски, не приходится.

Если к тому же на парламентских выборах победят не пророссийские, а проевропейские силы, то не исключено неповиновение Бельц и прилежащих к нему сел центральным властям.

Таким образом Кишинев рискует получить кроме Приднестровья еще два сопротивляющихся его диктату региона - на юге и севере страны.

Приднестровье смотрит со стороны

На левом берегу Днестра внимательно следят за развитием ситуации в Молдавии.

Президент Приднестровья Вадим Красносельский сказал корреспонденту еженедельника «Звезда», что в Тирасполе подождут решения молдавского Конституционного суда, потом его обсудят и решат, что делать. А пока, заметил Красносельский, «мы убедились в правильности своей позиции - жить отдельно от Молдовы и добиваться своей независимости».

Отношения с Молдавией Красносельский расценил, как отношения с соседним государством.

При этом он подтвердил намерение вести и дальше переговоры с Кишиневом по вопросам, касающимся облегчения жизни населения непризнанной республики. Недавно, например, вступило в силу решение о признании в Молдавии дипломов приднестровских вузов.

...Напомним, вооруженный конфликт на Днестре начался именно с языковой проблемы: вначале Кишинев приказал приднестровцам говорить только по-молдавски, после этого начались «языковые» забастовки на предприятиях города Рыбница, а в 1992 году противостояние переросло в вооруженный конфликт.

Или мост, или раскол

Президент Молдавии Игорь Додон говорил автору этих строк, что после выборов, если выиграют социалисты, в стране будет правильное (молдавское) правительство и правильный (молдавский) парламент. И тогда власть наладит отношения с Россией, сохраняя их с ЕС. «Все будет хорошо», - заверил президент.

Игорь Додон.
© dodon.md
Игорь Додон.

На днях Игорь Додон встретился с главой делегации ЕС в Республике Молдова Петером Михалко. Был затронут ряд актуальных вопросов внутренней и внешней политики страны, в том числе отношений с Евросоюзом в контексте получения Молдавией статуса наблюдателя в рамках Евразийского экономического союза.

Глава Молдавии на своей странице в соцсети написал: «Отметил, что полученный статус не противоречит положениям Соглашения об ассоциации с ЕС. Новый статус обеспечивает Молдове площадку для ведения дискуссий с другими партнерами, а также возможность узнать подробности об ЕАЭС, который является для нас огромным рынком сбыта и представляет интерес с экономической точки зрения. Отметил, что в будущем не исключено превращение Молдовы в связующий мост между ЕС и ЕАЭС, от чего в выигрыше окажутся обе стороны».

Однако не все в Кишиневе разделяют такой оптимизм. И пророчат возможный раскол общества по геополитическому и языковому признаку. В результате может получиться три (а то и больше!) страны вместо одной.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама