Американский слон в торговой лавке: от диалога США и КНР зависит будущее всей мировой экономики
© Владимир Коробицын/zvezdaweekly.ru

Американский слон в торговой лавке: от диалога США и КНР зависит будущее всей мировой экономики

«Соревнование между Китаем и США - это не боксерский поединок, а длинный марафон», написала авторитетная китайская газета «Глобал таймс». Именно таким образом, обстоятельно, не спеша хотели бы разговаривать со своими американскими партнерами китайские товарищи
Реклама
Американский слон в торговой лавке: от диалога США и КНР зависит будущее всей мировой экономики
© Владимир Коробицын/zvezdaweekly.ru
Читайте нас на: 

В Китае понимают, что глубокие различия в идеологии, государственных институтах и путях развития время от времени должны проявлять себя, но это не повод разрушить десятилетиями складывавшуюся взаимозависимость экономик, а заодно подвергать опасности весь мир. Надо разрешать противоречия для развития отношений, а не использовать их как повод к войне.

Разделяют ли такой подход в Вашингтоне? Судя по всему, там путают виды спорта и стремятся решить все уже в первом раунде.

Не рубить сплеча

Российский дипломат в Пекине рассказал в качестве примера о том непонимании, которое возникло после прошлогодних переговоров в США Дональда Трампа и Си Цзинпина. После них новичок Белого дома был в полной уверенности, что его китайский коллега по приезде в Пекин сразу же бросится вводить дополнительные санкции в отношении Пхеньяна. На самом деле председатель КНР лишь пообещал изучить такую возможность.

Трогательные рукопожатия и учтивые поклоны...
© whitehouse.gov
Трогательные рукопожатия и учтивые поклоны...

Трамп же понял, как ему хотелось бы. После трогательных рукопожатий и учтивых поклонов президент США три месяца названивал главе КНР, пытаясь выяснить, когда же «будет решен вопрос», и недоумевал, если Си не оказывалось «в офисе». Дело еще и в том, что для китайской политической культуры телефонные разговоры на высшем уровне - вещь не традиционная, и это обстоятельство еще более запутывало ситуацию.

Что касается торговых переговоров, то ценой ответных ультиматумов и упорных бесед китайской стороне все-таки удалось убедить американцев не рушить всю мировую торговлю в одночасье, не рубить с плеча протекционистскими методами, а перейти к долгим и тяжелым переговорам.

В начале мая Пекин посетила представительная американская делегация, включавшая всех ключевых лиц в системе принятия решений по экономическим вопросам. А 17-18 мая в Вашингтоне гостил вице-премьер КНР Лю Хэ. Делегацию принял лично Дональд Трамп в Овальном кабинете Белого дома. Во встрече также участвовала вся американская экономическая рать: вице-президент Майк Пенс, глава резервной системы Стивен Мьючин, торговый представитель США Роберт Лайтхайзер, министр торговли Уилбур Росс.

Китайская «Глобал таймс» в статье с незатейливым заголовком «Китай спасает систему мировой торговли», написала: «Китайское правительство путем кропотливых переговоров не только пытается облегчить участь бизнеса двух стран (попадающего под «бомбежку» торговой войны), но и избавить от апокалипсиса многостороннюю торговую систему»

В Китае дают понять, что они бьются за столом переговоров не только за свою частную выгоду, но и за стабильность всей мировой экономики, которая ныне подвержена угрозам скоропалительных шагов Трампа.

Руководители КНР считают, что две крупнейшие экономики мира не имеют права действовать, как слоны в посудной лавке. От их поведения зависят перспективы всего мирового хозяйства. Но американцы время от времени демонстрируют нетерпение и где-то даже недержание. Переговоры еще не завершились, а в США пошли утечки: якобы китайская сторона пошла на попятную, услужливо предложила объемный план резкого сокращения дефицита двусторонней торговли. Пришлось официальному представителю МИД КНР Лу Кану выступить со специальным опровержением и намекнуть американцам, что подобные «сливы» не способствуют достижению договоренностей. А китайские газеты тут же популярно объяснили причину дисбаланса в торговле низким спросом в Поднебесной на американскую продукцию.

Китай уклоняется от «лобового столкновения»

Впрочем, как считают российские дипломаты в Пекине, Китаю есть за что переживать, кроме мировой экономики и стабильности. Под угрозой грандиозные национальные программы построения «общества средней зажиточности», инновационной экономики «Сделано в Китае-2025», выполнения социально-экономических программ на 50 лет вперед. В США же, похоже, уже перестали скрывать, что своими протекционистскими мерами не столько задумали защитить свой рынок и «сделать Америку снова великой», но прежде всего, затормозить стремительное развитие Китая, проводящего модернизацию и переход к новому технологическому укладу.

Введение торговых пошлин - лишь первый звоночек. Рост цен на нефть, который последовал после выхода США из сделки с Ираном - это, прежде всего, удар по Китаю, крупнейшему импортеру углеводородов.

Рост доли КНР в глобальном производстве.
© indsab.com.pe
Рост доли КНР в глобальном производстве.

Доля КНР в глобальном производстве с 2008 удвоилась - с 7,5% до 15%. И хотя, по официальным китайским данным, ВВП КНР пока еще отстает от американского (13 трлн долларов против 18 трлн), разрыв неуклонно сокращается. Китай продолжает «расти» по 6-7 процентов в год, а США топчутся на месте на уровне 1-2 процентов.

В Пекине намерения США понимают, но вида не подают. И не собираются «поступаться принципами». В КНР готовы на компромиссы. Там они видятся, как уход с линии лобового противоборства. В ответ на требование Трампа сбалансировать торговлю, Китай объявляет о готовности открыть свой рынок для американской высокотехнологичной продукции. Но обоснованно просит Вашингтон дать команду продавать не все что попало, а то, что действительно необходимо Китаю, то есть, новинки науки и техники. Белый дом же, требуя уступок от китайской стороны, на ответные шаги не готов.

При этом в Пекине заявляют, что готовы все шире распахивать ворота «открытости», что этот тренд - не сиюминутный, не продиктованный американским давлением, а вызван национальными интересами и «планами партии» по расширению внутреннего спроса. Тому есть косвенные доказательства: первое китайское ЭКСПО - грандиозная выставка импортных товаров - состоится в Гуанчжоу в августе 2018 года. Мероприятие призвано стимулировать ввоз в Китай самой современной зарубежной продукции.

На этом фоне экстравагантные, мягко говоря, действия Вашингтона выглядят неуклюже. США долгие годы представляли Китай, как развивающуюся экономику, то и дело норовящую нарушить международные правила и нормы. Теперь же выходит, что это американцам закон не писан, будь то договоренности ВТО или двусторонние соглашения. Китай, кстати, чуть ранее инициировал разбирательство в ВТО по поводу протекционистских мер США. Но исход этого «суда», даже в случае выигрыша китайцев, вряд ли остановит Вашингтон. Так что вся надежда на переговоры, какими бы трудными они ни были.

На «марафоне» не суетятся

Белый дом должен осознать, что торговая война не нужна даже ему, считают в Пекине.

Лю Хэ и Трамп договорились не развязывать торговую войну.
© twitter.com
Лю Хэ и Трамп договорились не развязывать торговую войну.

И вот, похоже, первый раунд завершился успешно. Лю Хэ и Трамп договорились не развязывать торговую войну. Пока. Как сообщили в администрации президента США, стороны условились прекратить введение пошлин на товары и принять меры по выравниванию торгового баланса. Для этого Пекин увеличит объемы импорта из США. Но речь не идет о сокращении торгового баланса на 200 млрд долларов, как того хотелось бы Штатам.

Китайская сторона более сдержанна в оценках. Лю Хэ назвал переговоры США и Китая по вопросам торговли «позитивными, конструктивными и результативными». Но, по словам китайского вице-премьера, урегулирование давних торгово-экономических споров между Пекином и Вашингтоном может потребовать много времени, при этом «в дальнейшем в процессе развития китайско-американских отношений могут возникнуть новые трудности и новые противоречия».

Это «но», скорее всего, означает, что серьезные противоречия сохраняются, достигнутые соглашения не до конца удовлетворяют стороны и могут быть в любой момент нарушены.

Сложность проблемы предполагает уровень ее решения. Не случайно же непосредственным куратором внешней политики КНР теперь является заместитель Председателя КНР несгибаемый Ван Цишань, бывший глава Центральной комиссии по проверке дисциплины, гроза коррупционеров всех мастей. Ван имеет обширный опыт экономической работы. Именно ему приписывают главную роль в преодолении азиатского кризиса 1998 года.

Как разъяснил корреспонденту еженедельника «Звезда» один из китайских экспертов по торговым вопросам, противоречия проистекают из одностороннего подхода США, недооценки ответственности перед миром и непонимания ситуации на глобальных рынках. «В США долгие годы представляли Китай, как развивающуюся экономику, а затем вдруг заговорили о том, что КНР чуть ли не мировой лидер, высокоразвитая страна. Невозможно поверить, что в Вашингтоне нет достоверной информации: наша страна пока еще является развивающейся и решает свои внутренние проблемы, в том числе по борьбе с бедностью», - сказал источник.

Пекин дает понять Вашингтону, что КНР не представляет угрозу торговой гегемонии США. Доля Китая в глобальном производстве - 15%. Против 25% - у США. Но вместе эти две страны обеспечивают 40% мирового производства, и торговая война между ними будет означать угрозу для мировой стабильности.

С другой стороны, Китай дает миру 30% глобального роста и 5% роста в США. Китайские инвестиции в Штатах (включая прямые и портфельные, в том числе, в ценные бумаги и гособлигации) - также серьезный фактор экономической стабильности Америки.

Американо-китайское соревнование продолжается.
© flickr.com
Американо-китайское соревнование продолжается.

Если исходить из того, что американо-китайское соревнование не может завершиться на днях (все-таки это марафон), то не стоит переоценивать свои возможности уже на старте, делать ошибки, которые подорвут силы и не позволят выиграть всю дистанцию.

Но понимают ли эту логику в Вашингтоне?

Пекин - Москва

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама