Первомай все-таки прошагал по планете
Первомайские события, развернувшиеся в преддверии двухсотлетнего юбилея основоположника научной теории классовой борьбы Карла Генриха Маркса (родился 5 мая 1818 года в городе Трир), еще раз показали, что противоречия между трудом и капиталом не только не устарели морально, но и приобрели новые оттенки. Только в России как правопреемнице первой страны победившего социализма День солидарности трудящихся прошел на высоком организационном уровне и не создал заметных проблем для властей.
Чего нельзя сказать об Эмманюэле Макроне, который, как только обосновался в Елисейском дворце, тут же предпринял наступление на гражданские права и свободы трудящихся Пятой Республики по всем фронтам. Впрочем, что еще можно было ожидать от «ставленника финансовой империи Ротшильдов», по Марксу, того самого «загнивающего» капитализма? Ну что ж, похоже, не только русские, но и французы, дружно проголосовавшие за Макрона, сильны преимущественно задним умом. Причем даже очень сильны, если учесть, во что превратили Париж и его окрестности демонстранты.
Сам Макрон, видимо, отлично представляя, как к нему относятся подданные, предпочел встретить Первомай в австрийской столице и уже из Вены предал анафеме «зачинщиков беспорядков».
Но тут полезно все-таки отделить мух от котлет - экстремистов в балаклавах, забросавших «коктейлями Молотова» McDonalds и автосалон Renault, от 140 тысяч французов, с которыми национальная буржуазия больше не хочет делиться, а им это не нравится. Поэтому вполне возможно, что нумерация французских республик продолжится. Как поется в «Рабочей Марсельезе» (made in USSR) на мелодию французского гимна, «Отречемся от старого мира! // Отряхнем его прах с наших ног!»... Может, не так быстро и не так фатально, но все французские революции, по традиции, начинались именно с улицы.
Впервые с 2014 года проявилась первомайская активность и на Украине. Немногочисленные демонстрации прошли в Харькове, Одессе и даже в Виннице. Причем в мероприятиях приняли участие как минимум три силы: сами манифестанты, националисты и представители правопорядка, выполнявшие «миротворческую» функцию, в Харькове, например, с использованием служебных собак.
В общем, это был праздник под конвоем, который не обошелся без взаимных оскорблений. Националисты кричали: «Коммуняку на гиляку!» Им в ответ звучало: «Бандеру - в … !» В приличном обществе, особенно на массовых мероприятиях, так, конечно же, выражаться не принято, зато есть полное представление о том, что борьба за права трудящихся на Украине тесно переплетена с национальным вопросом, точнее, с его крайностью - воинствующим национализмом. На сегодняшний момент - главной идеологией Незалежной.
В солнечной Армении 1 мая тоже был выходной. Официальное название - День труда, но площади и улицы были забиты народом вовсе не на почве солидарности трудящихся. Всеобщее внимание было приковано к парламенту, где решался вопрос, станет или не станет в этот день лидер партии «Гражданский договор» Никол Пашинян премьером, иначе говоря - главой государства. До этого недоучившемуся журналисту с большим политическим опытом удалось отправить в отставку Сержа Саргсяна, попытавшегося автоматом пересесть с утратившего значимость президентского кресла в премьерское. Но взять власть с первого захода у Пашиняна не получилось - не хватило всего лишь восемь голосов. Следующий заход по конституции - 8 мая. Однако Никол Пашинян даже не собирался зацикливаться только на работе с неопределившимися парламентариями, а призвал своих сторонников к всеобщей забастовке. Уже 2 мая по всей республике были блокированы все дороги, улицы, а также мосты.
До телеграфа дело пока что не дошло, но, похоже, правящая партия РПА (Республиканская партия Армении) и так дрогнула - было принято решение проголосовать 8 мая за того кандидата в премьер-министры, кто наберет больше голосов. И практически нет сомнения, что это будет Никол Пашинян.
В общем, административная хитрость представителя так называемого карабахского клана Сержа Саргсяна, просидевшего в президентском кресле десять нет, не увенчалась успехом. Затевая конституционную реформу, он пообещал, что не будет претендовать на пост премьера, но слова не сдержал... В итоге получил протест улицы во всей красе. И хотя реальных сторонников у Никола Пашиняна не так много, как кажется, политическая наивность Саргсяна (Народ будет безмолвствовать!) позволила кумиру улиц и площадей объединить под своим знаменем всех хоть чем-нибудь недовольных. А таких набралось предостаточно.
Сам же Пашинян ведет себя весьма осторожно. Главный тезис его политической программы - сохранить отношения с Россией и улучшить отношения с Западом, в первую очередь с США. Но были и другие зафиксированные в прессе заявления. Например, Никол Пашинян утверждал, что якобы Армения вступила в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) «не добровольно, а вынужденно», что отношения России и Армении - это взаимоотношения «говорящего и слушающего». Также Пашинян выступал с критикой Сержа Саргсяна в вопросе обороны Армении, которая, по его словам, «проиграла в вопросе военного баланса с Азербайджаном при поддержке и вмешательстве нашего стратегического партнера РФ».
Понятно, что экономические возможности ЕАЭС не идут в сравнение с возможностями Запада вообще и США - в частности. Те эксперты, которые считают Пашиняна ставленником Вашингтона и уже чуть ли не открыто называют его «армянским Саакашвили», не исключают, что на определенном этапе Армению, как в свое время Грузию, действительно завалят долларами. Мишико на эти деньги, буквально свалившиеся на него с заокеанских небес, показательно отстроил Батуми и дороги.
Как распорядится возможным траншем Никол Пашинян, если станет премьер-министром, можно только предполагать, но российская военная база в Гюмри, скорее всего, прекратит существование, если за это будет сполна уплачено...
Посмотрим, как дело обернется. А пока что мало кто сомневается в том, что нынешние события в Армении - очередная вариация на тему цветных революций. Штаб которой - посольство США в Ереване, где, не покладая рук, трудятся аж две тысячи сотрудников. Невероятно большая концентрация сил и средств для маленькой горной республики! Но если Никол Пашинян и его сторонники полагают, будто бы все это исключительно ради процветания Армении, то они сильно ошибаются. В первую очередь в Армении Вашингтон видит идеальный геополитический и военно-стратегический плацдарм для давления на неуступчивый Тегеран. Ну и на Баку, конечно, который счел, будто нефтяные богатства позволяют ему быть абсолютно самостоятельным.
…Впрочем, к каноническому Празднику Весны и Труда прямого отношения эти события уже не имеют.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.