Политические землетрясения на Южном Кавказе могут отозваться на России
По периметру границ России, как костяшки домино, падают власти соседних с нами стран. Украина, Молдавия, Киргизия, Армения, теперь - Грузия. Везде уходят сотрудничающие, или, по крайней мере, не противостоящие Российской Федерации правительства и парламенты, а сменяют их прагматичные, ориентированные на Запад или, в том числе и на Запад, властные структуры.
Ереван: как удержать равновекторную политику
Армянский сценарий смены власти показал, что прогнозы в наше время - дело неблагодарное. Особенно, если это касается союзников.
Казалось бы, ничто не предвещало бури: армянского президента переизбрали, формировалось новое правительство. Но начались уличные протесты, на которые многие в Москве внимания не обратили. Ну, ходит там какой-то Пашинян с громкоговорителем, чего-то требует, собирает людей, а их немного. Ну и пусть себе ходит - «цветной» революции в Армении не будет. Так примерно рассуждали в российской, да и армянской столицах. И ошиблись: неизвестный до этого политик вдруг оказался в центре массовых выступлений против смены действующей власти по такой схеме, которая позволяла бы ей (власти) властвовать и дальше. Пашинян от имени народа потребовал сломать разработанную схему и избрать нового - народного премьер-министра.
Дело в том, что Армения к тому времени трансформировалась из президентской в парламентскую республику, и главой государства стал глава правительства. Отсюда быстро разгоравшиеся и распространявшиеся по стране страсти - как политические, так и уличные. Собственно, политиков на волнующихся улицах представлял один из них - депутат парламента Никол Пашинян.
На первых уличных протестах он появился с рупором в руках и кепке - обычный человек из толпы. Но толпа неожиданно начала расти и становиться агрессивной. Особенно после того как Пашиняна, ставшего уже в этой «регате» главным рулевым, задержала полиция. Задержала - и вскоре отпустила. Но улица потребовала назначить первым министром Никола Пашиняна, а заодно переизбрать парламент, который больше не вызывал у народа доверия. В результате Пашинян был избран премьер-министром. И сломал схему, по которой главой правительства должен был стать экс-президент Серж Саргсян, считавшийся сторонником пророссийской политики. Хотя это никак не помешало Саргсяну подписать соглашение с ЕС о дружбе и сотрудничестве и развивать связи с НАТО...
Новый премьер заявил, что отношения с Россией остаются прерогативой для Еревана. И заверил, что все остальное тоже сохраняется: членство в СНГ, ЕАЭС, союзнические отношения с Москвой и российская база в Армении.
Но при этом Никол Пашинян также провел телефонный разговор с помощником госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Уэссом Митчеллом. «Обсудили внутриполитическую ситуацию в Армении и пути ее урегулирования в рамках закона», - написал Пашинян в Facebook.
Но США - не ЕС. И вряд ли там согласятся на равновекторную внешнюю политику Еревана. Однако пока за горами Армении остается Турция, а рядом с ней - Азербайджан, Еревану не останется ничего иного как опираться на Россию. Больше не на кого.
Тбилиси: был бы повод, а «власть надо менять»
Недавно премьер-министр Армении совершил свой первый официальный визит - в Грузию. И там тоже начались протесты. Безусловно, это совпадение. Но в Грузии, также как ранее в Армении, все началось с небольшого общественного протеста, который в течение нескольких дней охватил всю страну.
Напомним, 31 мая в Тбилиси после вынесения спорного приговора по резонансному делу об убийстве двух подростков началась акция протеста. Убийца одного из них так и не был найден, и отец погибшего заявил, что виновные остаются на свободе, так как им покровительствует прокуратура. Сочувствующие пострадавшим семьям собрались сначала у прокуратуры, затем переместились к парламенту. Протестующих уже были - тысячи. Они поначалу требовали правосудия, а затем - отставки правительства и перевыборов парламента.
Где-то мы уже это видели? Правильно, в Армении. А до этого в 2014-м на Украине. Затем в 2016 году - в Молдавии. Только здесь премьера избрали после многотысячных протестов по всей стране, но тайно: ночью и вне стен парламента. Правда, повело страну и народ в ту же сторону, что и Киев. Игнорируя евразийский вектор, поддерживаемый большинством населения. За ЕАЭС, без потери ЕС выступает президент Игорь Додон, но у него, как и положено в парламентской республике, урезаны полномочия.
Трагедия, которая сегодня может закончиться сменой власти в Грузии, произошла в прошлом году: подрались гимназисты, в драке двоих убили. Родители погибших ждали строгого наказания виновных, но этого не произошло. И тогда все вспомнили, что один из нападавших школьников был сыном работника прокуратуры. Толпа потребовала к ответу прокуроров (всех), а также правительство.
Волнения распространились на всю Грузию. К протестующим присоединились представители оппозиционных сил. В частности, соратники бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили - члены партии «Единое национальное движение». Они начали обвинять действующую власть в неэффективности.
Примечательно, что возле Зазы Саралидзе - отца одного из погибших подростков во время митинга у прокуратуры и после у здания парламента можно было видеть одного из руководителей полиции времен правления в стране Михаила Саакашвили - Звиада Куправу. Про него говорят, что в свое время Куправа участвовал в силовом подавлении протестных акций, а теперь вот и сам ими руководит...
С момента присоединения к акциям оппозиции протесты в Грузии приобрели политический характер. Любопытно, что в толпе на тбилисских улицах уже появились перечеркнутые портреты лидера партии «Грузинская мечта» Бидзины Иванишвили.
Напомним, Бидзина Иванишвили, миллиардер, сделавший, как говорят в народе, деньги в России, но привезший их в Грузию, фактически отстранил от власти Михаила Саакашвили. Партия Иванишвили победила на парламентских выборах, и он стал премьером. Поскольку Грузия сменила статус и стала парламентской, а не президентской республикой, Иванишвили оказался первым лицом страны. На подобный сценарий, кстати, прежде рассчитывал Михаил Саакашвили, но у него не получилось.
После того, как партия Саакашвили проиграла выборы, он вынужден был покинуть родину, тем более, что на него заведены уголовные дела и экс-президент объявлен в розыск. Что касается Иванишвили, то он, сменив власть в стране, расставив приоритеты, инициировав переговоры с Москвой, ушел в отставку. Но, как считается многими в стране, продолжает управлять политическими процессами в Грузии. После того, как в республике начались протесты, он заявил о возвращении в политику во главе «Грузинской мечты».
Накануне событий, о которых идет речь, в Грузии был проведен социологическитй опрос. Согласно исследованию, проведенному американским Международным республиканским институтом (IRI), население страны в основном поддерживает прозападный курс развития, но в то же время выступает за диалог с Россией. При этом процентный показатель тех, кто поддерживает диалог между Грузией и Россией, остается довольно высоким - 76%. То есть, две трети населения Грузии выступает за нормализацию отношений с Россией. Это могло вызвать опасения у противников такого развития событий. Причем как в самой Грузии, так и за рубежом.
В такой ситуации сценарий, как показывает опыт постсоветского пространства, должен быть скорректирован и закончиться сменой властей.
Собственно, протестующие и призывают к отставке правительства и перевыборам парламента. «Солируют» на митингах - оппозиционеры. Представители правящей партии «Грузинская мечта» заявляют, что с самого начала акция протеста была организована и контролировалась партией экс-президента Грузии Михаила Саакашвили «Единое национальное движение».
Действующая власть должна найти компромиссное решение. Но, как показывает опыт ряда постсоветских стран, компромисс народом не принимается, и к власти приходят новые силы, которые, как правило, меняют, или подправляют политику отношений с Россией.
Баку: режим Алиева стабилен
Не «трясет» на Южном Кавказе только Азербайджан. Общество там тоже неоднородное, но большинство поддерживает политику президента Ильхама Алиева. А он, несмотря на союзнические отношения Москвы с Ереваном, сохраняет нормальные отношения с Россией, понимая, что без нее проблему Нагорного Карабаха не решить. Соглашаются с этим и в Ереване.
Сохраняя в равной степени добрососедские отношения с Баку и Ереваном, Москва не дает разгореться в регионе новому конфликту, после которого мира на Южном Кавказе уже не будет.
А это рядом с нами - всего лишь за горами.