А был ли «Боинг»...
© wikimedia.com
Предполагаемый Korean Air Lines Flight 007 в аэропорту.

А был ли «Боинг»...

1 сентября 1983 года в небе над Дальним Востоком советский истребитель-перехватчик сбил нарушивший госграницу южнокорейский лайнер... Исследователи ставят под сомнение официальную версию
01 сентября 2018, 06:25
Реклама
А был ли «Боинг»...
© wikimedia.com
Предполагаемый Korean Air Lines Flight 007 в аэропорту.
Читайте нас на: 

Таких трагедий в истории России, увы, немало. И у большинства из них одна досадная закономерность - расследования не доведены до конца. Отчеты солидных комиссий, назначенных для вскрытия причин случившегося, по большей части, неубедительны, страдают многочисленными недоговоренностями и отступлениями от логики.

Например, в тот раз сообщалось, что подполковник Геннадий Осипович, пилотировавший перехватчик, выпустил по нарушителю Государственной границы две ракеты, после чего лайнер «ушел в сторону Охотского моря». Чуть позднее начальник Генштаба ВС СССР Маршал Советского Союза Николай Огарков подтвердил: южнокорейский лайнер был сбит нашей ПВО.

Маршал Советского Союза Николай Огарков на пресс-конференции.
© Фото из архива.
Маршал Советского Союза Николай Огарков на пресс-конференции.

Но уже тогда возникло подозрение, что это признание было отвлекающим маневром, при помощи которого «засекретили» куда более масштабные события того дня.

Впрочем, знакомые офицеры из разных объединений ПВО сразу же обратили внимание на нестыковки в официальном изложении событий, на логические прорехи и технические нелепости. И хотя тогда об этом не то что говорить, а даже думать было небезопасно, многие специалисты пришли к выводу: наш истребитель «Боинг» не сбивал...

Эти разговоры в узкой кампании офицеров ПВО всплыли в памяти, когда много лет спустя я наткнулся на книжку французского исследователя Мишеля Брюна «Третья мировая над Сахалином, или Кто сбил корейский лайнер?» Сразу скажу, читать «отчет» Брюна поначалу было очень сложно и даже муторно - настолько скрупулезен автор в деталях. Но «въехав» в тему, разложив перед собой карту Камчатки и Сахалина и прочертив предложенные автором маршруты, я пришел к заключению: автор убедителен.

Книга французского исследователя Мишеля Брюна «Третья мировая над Сахалином или Кто сбил корейский лайнер?».
© None
Книга французского исследователя Мишеля Брюна «Третья мировая над Сахалином или Кто сбил корейский лайнер?».

Надо отметить, что Брюн исследовал все публикации в мировой прессе, включая российскую, где наиболее заметной была серия статей в «Известиях», и сопоставил их. Он также проштудировал отчеты поисковых судов, провел интервью со спасателями разных стран, прослушал пленки с записями радиообмена, из которых стало видно, кто, в какое время и на каком курсе шел, когда и на сколько градусов отклонялся.

Из огромного массива информации Мишель Брюн сделал несколько потрясающих выводов, которые перевернули представления многих о той трагедии. Как это случилось и с автором этих строк.

Во-первых, советские истребители «Боинг-747» рейса KAL 007 однозначно не сбивали. Во-вторых, этот самолет действительно участвовал в масштабной разведывательной операции США и потому, выключив аппаратуру опознавания, скорее всего, был сбит не над Дальним Востоком, а в 400-500 км от японского города Ниигата - либо японскими, либо американскими истребителями, которые были массово подняты по тревоге.

Эту версию подтверждает тот факт, что рейс KAL 007 выходил в эфир спустя 44 минуты после того, как его якобы сбил советский истребитель. Кстати, и летчик Осипович, в годы перестройки обретший свободу от прежних обетов по поводу «Боинга», не раз потом говорил журналистам: «Я корейский пассажирский самолет не сбивал!» Он, в частности, уточнил, что летал не на Су-15 (как было официально заявлено), а на новейшем МиГ-31, причем взлетал дважды и дважды атаковал цели. Какие?..

Летчик Осипович: «Я корейский пассажирский самолет не сбивал!».
© Фото из архива
Летчик Осипович: «Я корейский пассажирский самолет не сбивал!».

Вот самое убедительное подтверждение словам подполковника Осиповича: среди обломков самолетов, обнаруженных на дне в месте предполагаемого падения «Боинга-747», не было найдено ни одного тела погибших пассажиров. И их на борту числилось 269 человек. Не найдены останки, кстати, до сих пор.

Свидетельство 

«...Самое главное не в том, что мы там увидели, а чего не видели. А не видели двухсот с лишним трупов... Их было только 28. Когда спустились в первый раз, ожидали увидеть целое кладбище, но нет, его не было! Вещи, да, были: изодранные кожаные куртки, башмаки, зонты в чехлах и... горы радиоаппаратуры...»

Водолазы Григорий Матвеенко и Вадим Кондратьев, которые в течение месяца по 6-8 часов работали под водой, осматривая обломки самолета

Зато было обнаружено много предметов, однозначно свидетельствовавших о военной принадлежности сбитых (именно во множественном числе!) самолетов. Мишель Брюн насчитал девять мест падения сбитых той ночью и рано утром «бортов». Причем в обломках одного из них было оперение американской ракеты «воздух - воздух», что позволяет предположить, что одна из жертв - советский самолет, остальные - американские.

И Брюн делает вывод: не было никакого южнокорейского «Боинга», а была масштабная операция, представляющая собой «звездный», то есть едва ли не со всех курсов налет на советскую территорию.

Эта операция вполне могла привести к Третьей мировой войне. Другой вопрос: почему об этой операции дружно промолчали тогда и молчат до сих пор обе стороны? Если нашли компромисс, то на каких условиях?

В любом случае прав был известный российский юморист Михаил Задорнов, который утверждал, будто наше прошлое более непредсказуемо, чем настоящее.

Хроника пикирующих шпионов

Счет сбитым советской ПВО иностранным воздушным судам был открыт 16 июня и 13 июля 1952 года шведскими самолетами-разведчиками PBY Catalina и DC-3. Это вынудило США и их союзников изменить тактику.

С 1954 года для разведполетов над СССР стали применять беспилотные дрейфующие аэростаты («АДА»). За 20 лет советскими войсками ПВО были зафиксированы более 4.000 полетов «АДА», сбить удалось только 473.

С 1956 года в небе лидировал американский самолет-разведчик «U-2». До 1960 года «U-2» совершили 24 безнаказанных вторжений в воздушное пространство СССР. Они летали даже над Москвой, Киевом и другими крупными городами СССР. Первый  «U-2» был сбит 1 мая 1960 года под Свердловском.

С середины 1960-х самолеты-разведчики США  начали летать над Дальним Востоком.   

28 ноября 1973 года нашу воздушную границу нарушил иранский самолет «Т-33». На его перехват вылетел МиГ-21СМ. Пилот Геннадий Елисеев,  истратив боезапас, пошел на таран нарушителя. Это был первый воздушный таран на реактивном самолете. Летчик посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза.

20 апреля 1978 года произошло первое знакомство советских военных летчиков с южнокорейскими пассажирскими самолетами-нарушителями воздушной границы СССР. Госграницу в районе Кольского полуострова пересек пассажирский Boeing-707 авиакомпании KAL, выполнявший рейс Париж-Анкоридж-Сеул. Полет лайнера был пресечен над Карелией двумя ракетами «воздух-воздух», выпущенными с борта Су-15ТМ. 

В конце 1970-х и начале 1980-х советской ПВО стали досаждать легкомоторные самолеты. Осенью 1978 года в Приморье был принудительно посажен китайский самолет; летом 1986 года – два иранских самолета в Азербайджане.

28 мая 1987 года на Cessna-172Р приземлился на Красной площади гражданин ФРГ Матиас Руст.

Даже в XXI веке российская ПВО каждый месяц фиксирует по несколько десятков нарушений воздушного пространства страны иностранными самолетами.

Только за июль 2018 года, по данным Минобороны России, разведывательную деятельность у границ России  вели около 80 иностранных летательных аппаратов.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама