Шпионы прячутся в мусоре: космическая контрразведка России никогда не дремлет

Контроль околоземного пространства Космическими войсками ВКС РФ ведется постоянно и, как показывает практика, чрезвычайно эффективно
Реклама
Шпионы прячутся в мусоре: космическая контрразведка России никогда не дремлет
© nasa.gov
Читайте нас на: 

Информация вокруг спутников-шпионов порой обрастает такими небылицами, что многие начинают верить в их «всевидение» и другие сверхвозможности. На самом деле космические разведчики обладают именно теми техническими возможностями, которые в них заложили конструкторы.

«Разведчики» рано выходят на «пенсию»

Безусловно, в дорогостоящий космический аппарат (КА) стараются вложить все самое передовое из области фото-, видео- и электронных технологий.

Прогресс периодически совершает научно-технические прорывы, и поэтому передовой при запуске спутник-разведчик обычно устаревает уже через пять лет. Отсюда частая ротация и короткий жизненный цикл на орбите такого рода КА.

Это хорошо прослеживается на примере серии американских спутников оптико-электронной разведки Key Hole («замочная скважина»), запускавшиеся на орбиту с 1959-го по 1990-е годы. Первую серию КН-1 учитывать не будем, т.к. из всего количества запущенных на орбиту удача сопутствовала только одному аппарату.

Спутникам из серии КН-2 повезло больше. На борту такого КА, весившего 750 кг, располагалось два фотоаппарата: монопанорамная камера с разрешением на местности 7,5 метра и стереопанорамная камера с разрешением на местности 2,7 и 1,8 метра. К этим двум камерам полагалось иметь на борту 9,6 км фотопленки, которая была распределена по кассетам.

Самолет подхватывает кассету со спутника-шпиона.
© Фото из архива
Самолет подхватывает кассету со спутника-шпиона.

После того как фотографии заполняли все кадры, кассета отстреливалась в сторону Земли и спускалась на ее поверхность на парашюте. Там ее подхватывал специально сконструированный для этой цели самолет. В центре дешифровки данных (ЦДД) пленку проявляли, а потом по ней проводили распознавание информации буквально визуально. Трудоемко, согласитесь.

Последний из семейства Key Hole американский разведспутник КН-11 имеет на борту оптико-электронную цифровую фотокамеру и может передавать полученные изображения сразу после съемки. Дешифровкой полученных изображений быстро и эффективно занимаются компьютеры со специальным программным обеспечением.

Именно эту версию Key Hole в США постоянно модернизируют, сейчас на орбите летают КА в версии Block III.

Танк в пустыне, как иголка в стогу сена

Цифровая фотография с высоким разрешением (до 0,5 метра) из космоса, безусловно, вещь хорошая, но у нее есть существенные ограничения, связанные с облачностью и туманами. В северном полушарии безоблачные дни составляют 30-40% от общего количества дней, поэтому большую часть времени спутники КН-11 «болтаются» на орбите без дела. Да и сама работа у них весьма специфичная. Дело в том, что спутник оптико-электронной разведки не может постоянно снимать все подряд - это истощает ресурс цифровой камеры и системы электропитания на борту КА.

Спутник КН-11 аналогичен орбиальному тедескопу Hubble.
© nasa.gov
Спутник КН-11 аналогичен орбиальному тедескопу Hubble.

По сути, спутники работают на заказ - по определенным участкам местности в границах своей полосы просмотра и с коротким периодом наблюдения. Спутник обозревает полосу просмотра в 1.000-2.000 километров с низким разрешением. Это позволяет получить общую картину местности. По отдельным площадям полосы просмотра осуществляется захват шириной 20-70 км со значительно большим разрешением получаемого изображения.

Например, если надо найти танк в пустыне, вначале спецаппаратуре КА приходится просмотреть всю площадь, на которой может быть боевая машина. Затем более пристально проверяются все «подозрительные» участки. И совсем не факт, что танк обнаружится.

РЛС ДРЛО не обманешь

Как среди множества космических спутников определить именно тот, который является разведывательным? Ответ прост: необходимо постоянно наблюдать за ближним космосом и за поверхностью Земли с помощью различных инструментальных средств. Таких, как радиолокационные станции дальнего радиолокационного обнаружения (РЛС ДРЛО) и спутники, входящие в систему предупреждения о ракетном нападении (СПРН).

Новый самолет ДРЛО А-100.
© mil.ru
Новый самолет ДРЛО А-100.

Наша отечественная система всегда следила за всеми запусками американских ракет с базы ВВС США на мысе Канаверал, Космического центра имени Кеннеди и военной базы «Ванденберг».

Мало того, наша разведка всегда точно знала, какие ракеты запускались с этих космодромов, а по характеру работы запущенных на орбиту КА определяла их назначение.

Спутники связи и ретрансляции, постоянно переправляя через себя массивы информации, трещали в эфире, как сороки. Спутники навигации определяются по высоте орбиты: они кружат над Землей гораздо выше всех других КА. А «разведчиков» наши станции слежения за космическим пространством над территорией страны «вычисляют» по работе в двух режимах - сбора и сброса информации.

Коровы стратегического назначения

Зная такие особенности, еще во времена СССР наши ученые и контрразведчики придумали много способов для обмана «всевидящего ока» противника и научили этому армию и военную промышленность.

По параметрам орбиты космического шпиона и полосе вероятного просмотра составлялось расписание пролета КА над секретными объектами. Это «расписание» имели все стратегически важные воинские части, военные базы, полигоны, а также предприятия, работающие на оборону.

Например, известен случай, как в степях около Южного Урала «шифровался» объект по хранению ядерных боеприпасов. База была подземной, а сверху выглядела как… коровник! Рядом паслись буренки, изготовленные из папье-маше. Спутник-шпион, пролетая над объектом, видел коров. На первом витке видел, на втором, третьем… Мало того, животные постоянно перемещались: их передвигали солдаты из подразделения охраны суперсекретного объекта.

Подобное происходило и на территориях других важнейших оборонных объектов. Летит над Землей спутник, аппаратура фиксирует: внизу - колхоз колхозом... Пролетел - началось движение ракетных установок.

Иногда лучше помолчать

Другое дело, когда на орбите находится спутник радиотехнической или радиоэлектронной разведки (РТР и РЛР), его бумажными буренками не проведешь. Если из «коровника» выходит в эфир станция радиосвязи, то ее работу спутник РТР обнаружит, перехватит данные, запишет их в память и сбросит для дешифровки в ЦДД. При совмещении по координатам этой информации и фотоснимка местности, безусловно, можно выявить, что происходит явная дезинформация.

Казалось бы, вот оно «всевидящее око», но, увы.

Такие спутники видят только местоположение станции - как точку на карте с координатами - и все. Мало того, они работают только с определенным диапазоном частот радиосвязи. Как правило, частотный диапазон спутниковой РТР лежит в границах от 30 до 40.000 МГц.

Запуск американского спутника РТР Ferret.
© defence.gov
Запуск американского спутника РТР Ferret.

КА РТР «работают» в основном по военным объектам. Например, когда в 1983 году южнокорейский «Боинг» нарушил воздушную границу СССР и летел над нашей территорией, над ним три витка сделал американский спутник РТР Ferret. Он отслеживал, какие средства советской ПВО, размещенные на Камчатке и Курильских островах, были задействованы в операции по перехвату нарушителя.

Есть спутники РТР с узкой специализацией. Например, для слежения за надводными кораблями и подлодками в Мировом океане. В этом случае запускается группировка, состоящая из трех КА РТР. При выходе на орбиту они «разносятся» на небольшие расстояния друг от друга, образуя пеленгаторный треугольник.

Выявлять спутники РТР на орбите наши военные специалисты тоже научились. Такие КА имеют характерный почерк передачи данных, отличающийся от работы спутников связи и ретрансляции.

Спутники РТР также летают по «расписанию», и одним из простейших методов противодействия им был метод радиомолчания на определенный период времени, который зависел от высоты орбиты спутника РТР. Так, если КА находился на высоте 900 км, то радиомолчание длилось 18-20 минут, а если на высоте 300 км - всего 10 минут.

Справка

Как сообщили еженедельнику «Звезда» в Департаменте информации и массовых коммуникаций Министерства обороны России, в рамках несения боевого дежурства в 2017 году дежурными средствами российской СПРН, специализированными средствами систем контроля космического пространства и противоракетной обороны было обнаружено более 60 пусков иностранных и отечественных баллистических ракет и ракет космического назначения.

Радиолокационная станция нового поколения «Воронеж».
© mil.ru
Радиолокационная станция нового поколения «Воронеж».

Основу радиолокационных средств наземного эшелона российской СПРН составляют радиолокационные станции нового поколения типа «Воронеж». Уже семь таких РЛС несут боевое дежурство по радиолокационному контролю ракетоопасных направлений в установленных зонах ответственности на территории Ленинградской, Калининградской, Иркутской, Оренбургской областей, Краснодарского, Красноярского и Алтайского краев.

Также проведена полная модернизация пункта управления космического эшелона СПРН. Специалисты Космических войск ВКС проводят летно-конструкторские испытания двух КА орбитальной группировки Единой космической системы, которая станет основой космического эшелона СПРН.

Замаскировались в «помойке»

Наши «вероятные партнеры» не устают выдумывать и применять различные тактические хитрости. В 2015 году Минобороны России сообщило о том, что наши Космические войска обнаружили группировку спутников РТР «неизвестного происхождения», маскирующихся под космический мусор.

Найти шпионские КА среди обломков, металлолома и отработанных ступеней ракет, очевидно, было невероятно трудно. В ближнем космосе количество мусорных объектов размером больше 10 сантиметров уже приближается к 20.000, а их суммарная масса - к 8.000 тонн.

Но - нашли, и смогли их четко идентифицировать. Как говорится, шпион - выйди вон.

Joint Vision 2010.
© dtic.mil
Joint Vision 2010.

Где они учились, мы - преподавали

С появлением глобальной сети Интернет и мобильной связи задачи радиоперехвата с помощью спутников усложнились настолько, что Комитет вооруженных сил Сената США в 2010 году принял новую концепцию развития спутников радиоперехвата - Joint Vision 2010. По этому плану сейчас создается единая система спутникового радиоперехвата Integrated Overhead SIGINT Architecture (IOSA) с новыми спутниками-шпионами, которые будут перехватывать переговоры даже мобильной связи.

По замыслу американских стратегов, технические средства космической разведки должны компенсировать пробелы в работе других видов разведок.

В России уже нашли эффективный ответ и для этой концепции. Речь идет о разработках в нашей стране комплексов противоспутниковых средств РЭБ для подавления работы КА РЛР и РТР, оптико-электронной разведки и средств связи космического базирования. Такая новость, прозвучавшая из уст представителя концерна ВКО «Алмаз-Антей», фактически поставила под сомнение дальнейшее развитие спутниковой системы IOSA и систем глобальной спутниковой связи, которые активно использует Пентагон.

Комплекс противоспутниковой системы РЭБ «Тирада-2С».
© rostec.ru
Комплекс противоспутниковой системы РЭБ «Тирада-2С».

Естественно, пока разработки не закончены, судить о масштабах «бедствия» для военного ведомства США рано, но первый комплекс противоспутниковой системы РЭБ «Тирада-2С» уже проходит испытания.

Подводя итог, хочу повторить общеизвестное: как только создается эффективное оружие, в скором времени появляется и средство защиты от него. Что же касается средств космической разведки и контрразведки, то там, где американцы учились, мы - преподавали...

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама