Ударный экраноплан: ужас, летящий над гребнями волн
© Фото из архива
Экраноплан проекта 903 «Лунь».

Ударный экраноплан: ужас, летящий над гребнями волн

В России есть все необходимое для возрождения уникального транспортного средства
Реклама
Ударный экраноплан: ужас, летящий над гребнями волн
© Фото из архива
Экраноплан проекта 903 «Лунь».
Читайте нас на: 

На прошедшем в рамках форума «Армия-2018» «круглом столе», организованном «Объединенной судостроительной корпорацией», прозвучала одна новость, которую мало кто заметил. Советник президента «ОСК», экс-командующий ВМФ России Виктор Чирков сказал о том, что судостроительный холдинг будет принимать активное участие в создании военных экранопланов.

Через несколько недель после этого глава Министерства промышленности и торговли России Денис Мантуров в ходе «Гидроавиасалона-2018» уточнил, что экранопланы, создаваемые в рамках ГПВ-2027, будут иметь на борту ракетное вооружение.

Чтобы понять всю важность сделанных заявлений, сделаем экскурс в недавнюю историю.

Запад испугался советского «каспийского монстра»

1967 год для космической разведки США выдался жарким. Спутник-шпион КН-4 (КН - Key Hole, «замочная скважина») выявил в акватории Каспийского моря странный объект русских. Для уточнения деталей американцы скорректировали орбиту новейшего спутника-шпиона КН-8 GAMBIT, который сделал снимки объекта в высоком качестве. В штаб-квартире ЦРУ в Лэнгли по этим фотографиям специалисты смогли определить, что объект, скорее всего, является самолетом-амфибией. Но его необычная компоновка не укладывалась в известные схемы планеров такого типа.

Снимки экраноплана, снятые спутником-шпионом КН-8.
© Фото из архива
Снимки экраноплана, снятые спутником-шпионом КН-8.

Действительно, самолет был огромным, превосходящим размерами все известные самолеты-амфибии. Он имел в длину около 100 м при удивительно малом размахе крыльев - около 40 м.

ЦРУ подключило к исследованиям специалистов из NASA. Те, изучив снимки, заявили, что летающая лодка с короткими крыльями - это нонсенс. Это какой-то монстр, а не самолет. Непонятно, как такое изделие сможет летать.

Таков был официальный вердикт, и только три инженера NASA открыто заявили о том, что в СССР разработали новый вид техники, который впоследствии назвали экранопланом.

Справка

Экраноплан - летательный аппарат, подобный самолету, но летающий на относительно небольшой высоте над поверхностью воды, земли, снега или льда в пределах действия аэродинамического экрана.

Экранный эффект - это та же воздушная подушка, только образуемая путем нагнетания воздуха не специальными устройствами, а набегающим потоком. Крыло экраноплана создает подъемную силу не за счет разреженного давления над верхней плоскостью, как у самолетов, а за счет повышенного давления под нижней плоскостью, создать которое возможно только на очень небольших высотах. Эффект экрана связан с тем, что рост давления от крыла достигает земли или воды, отражается и успевает дойти до крыла.

Вскоре в авторитетном военном журнале Jane’s Intelligence Revue была опубликована статья, в которой говорилось: «Эксперты предполагают, что крылья этого секретного аппарата создают такую подъемную силу, что ее хватает на подъем до высоты крейсирования (9-10 м) над уровнем аэродинамического экрана поверхности».

С тех пор акватория Каспийского моря стала «ареалом» пристального наблюдения спутников-шпионов США. Они регулярно поставляли новые данные о ходе испытаний «Каспийского монстра». Споры о том, для чего русским экраноплан, не утихали вплоть до 1989-го. А в том году рванула информационная бомба: в СССР с борта экраноплана были проведены испытательные пуски крылатых ракет!

Боевые стрельбы с экраноплана-ракетоносца «Лунь».
© Фото из архива
Боевые стрельбы с экраноплана-ракетоносца «Лунь».

К изучению возможной угрозы от малоизученного летательного аппарата (ЛА) были подключены все силы воздушной и космической разведки США и стран НАТО. Вскоре были получены первые данные, согласно которым Duck («Утка» - так окрестили наш экраноплан проекта 903 «Лунь» американцы) мог двигаться со скоростью около 500 км/час и совершать перелеты на расстояние около 2.000 километров. Установленный на ЛА комплекс противокорабельных ракет «Москит» (ЗМ-80Е), состоящий из шести пусковых установок, мог стать опасным даже для авианосца.

Но тут исчез СССР…

Доклад ЦРУ о новом сверхсекретном оружии внимательно изучили адмиралы ВМС США. Им было, о чем подумать.

Русские, доложила разведка, планировали создать восемь таких аппаратов, и, скорее всего, они будут распределены поровну между Северным и Тихоокеанским флотами. Четыре экраноплана с 24 ПКР «Москит», невидимые для радаров и, соответственно, неуязвимые, станут фатальным квартетом для флота США. Также в СССР уже создали 11-ю отдельную авиагруппу из четырех десантных экранопланов, каждый из которых мог перевозить до 200 солдат или два БТР…

Разработка новой тактики по обнаружению и уничтожению экранопланов требовала привлечения ресурсов - человеческих и финансовых. Постоянно держать в воздухе против «монстров» звенья F-15 с ракетами? Но с какими? С Sea Sparrow, которые могут сбивать воздушные цели на высотах 6 метров? Или все-таки такой ЛА можно уничтожить корабельными «Гарпунами»?

Но вот незадача: экраноплан - это не медлительный корабль, идущий со скоростью 40-45 км/час, а ударный ракетный комплекс, мчащийся на скорости 500 км/ч и запускающий свои ПКР с ходу на высотах полета 1-5 метров.

Единственный экземпляр «Луня» ожидает своего возрождения на территории завода «ДагДизель».
© bastion-karpenko.ru
Единственный экземпляр «Луня» ожидает своего возрождения на территории завода «ДагДизель».

От поиска непростых решений командование ВМС США спасли только распад СССР и прекращение работ по дальнейшему строительству экранопланов-ракетоносцев проекта 903 «Лунь». Единственный экземпляр «Луня», испытанного с боевыми стрельбами (1990 год), сейчас ожидает своего возрождения на территории завода «ДагДизель» (входит в холдинг «КТРВ»).

Новая путевка в жизнь

Так что же стало основой недавних заявлений советника президента АО «ОСК» и министра промышленности и торговли? Ответ ясен: научно-технический задел,  полученный в результате работ и испытаний экранопланов, которые создавались под руководством выдающегося советского конструктора Ростислава Евгеньевича Алексеева. Второй основой явилась Федеральная целевая программа (ФЦП) «Развитие гражданской морской техники» на 2009 - 2016 годы, в которой была прописана разработка концептуальных проектов высокоскоростных судов и судов-экранопланов. В рамках этой ФЦП с 2009 года Департаментом судостроительной промышленности и морской техники проведено 11 НИР и НИОКР по экранопланной тематике.

Таким может быть экраноплан «Акваглайд-30»ю
© attk.ru
Таким может быть экраноплан «Акваглайд-30»ю

Третьим «китом», на котором стоит эта идея, стало то, что экранопланостроение в России продолжалось и после развала СССР. Этим занимались и занимаются компании, входящие в Ассоциацию «Экраноплан». Так, ООО «Орион» ведет ОКР по экспериментальному образцу 14-тонного экраноплана, а ООО «Небо+Море» по договору с правительством Республики Саха (Якутия) ведет работы по испытанию высокоскоростной амфибии «Буревестник-24» на реке Лена. ООО «АТТК-Инвест» разрабатывает экраноплан «Акваглайд-30» и транспортно-амфибийные платформы различной размерности. Ведутся работы по тематике экранопланов и в «ЦКБ по судам на подводных крыльях имени Р.Е. Алексеева».

Высокоскоростная амфибия-экраноплан «Буревестник-24».
© youtube.com
Высокоскоростная амфибия-экраноплан «Буревестник-24».

Неоспоримые достоинства

Возникает вопрос: почему же именно экранопланы так важны нам сейчас, а не самолеты-амфибии? Ответ кроется в их неоспоримых достоинствах.

Во-первых, их отличает высокая живучесть. Они гораздо безопаснее обычных самолетов. В случае обнаружения неисправности в полете экраноплан может сесть на воду даже при сильном волнении моря. Неисправность одного-двух двигателей зачастую неопасна для крупных экранопланов ввиду того, что они имеют несколько двигателей, разделенных на стартовую и маршевую группу, и неисправность двигателя маршевой группы может быть компенсирована запуском одного из двигателей стартовой группы.

Во-вторых, экранопланы по скоростным, боевым и грузоподъемным характеристикам превосходят боевые корабли на воздушной подушке и на подводных крыльях. Их скорость полета - от 400 до 600 и более км/ч.

В-третьих, на высоте полета от 1 до 10 метров они малозаметны на радарах.

В-четвертых, экранопланы многофункциональны и способны выполнять целый комплекс задач. Они могут быть авианесущими, противолодочными, противоракетными, десантными и транспортными.

В-пятых, специфического оружия против экранопланов не существует до сих пор.

И, в-шестых, для взлета и посадки им не нужна взлетная полоса, а лишь достаточная по размерам акватория или ровный участок суши. Для экранопланов неважен тип поверхности, создающей эффект экрана: они с равным успехом могут перемещаться над водной гладью, снежной равниной или бездорожьем.

Экранопланы за рубежом

В настоящее время особенно активно разработкой экранопланов занимаются в США и Китае.

Boeing Pelican.
© boeing.com
Boeing Pelican.

Американцы, для которых проблема стратегической мобильности имеет исключительно большое значение, разрабатывают проект экранолета «Пеликан» (Boeing Pelican ULTRA - Ultra Large TRansport Aircraft). Он будет должен перебрасывать до 1.400 тонн груза (20 танков «Абрамс» или 3.000 солдат) на 12.000 км с крейсерской скоростью 460 км/ч.

Длина «Пеликана» составит 152 м, размах крыльев - 106 м, максимальная взлетная масса - 2.700 тонн. Предполагается, что взлетать он сможет не только с воды, но и с суши. Появление в составе USAF авиакрыла из 14 экранопланов Pelican ULTRA решит задачу по переброске бронетанковой дивизии США в любую точку планеты в течение нескольких часов.

Китай к 2018 году собирался построить не менее 200 экранопланов различного назначения и размера. Первые небольшие экранопланы строились в КНР еще в конце 1980-х, но они остались на уровне экспериментальных образцов. В настоящее время в Китае по экранопланам разработана и реализуется национальная программа.

Экранопланы в России

Экраноплан унаследовал от кораблей большую грузоподъемность, вместимость и комфортабельность, а от самолетов - скорость и дальность. В военном варианте в таких летательных аппаратах могут размещаться военная техника и военнослужащие, в гражданском - стандартные контейнеры и иные грузы. При угрозе военного противостояния как боевые, так и транспортные экранопланы (с техникой и военнослужащими), вооруженные крылатыми ракетами и комплексами ПВО, можно менее чем за сутки перебросить к любой точке наших морских границ на направление главного удара вероятного противника.

Советская разработка боевого экраноплана.
© Фото из архива
Советская разработка боевого экраноплана.

Понятно, что все эти достоинства необходимы не только на просторах Арктики и Тихого океана, экранопланы вполне могут пригодиться и в условиях Черного и Балтийского морей. На ракетные экранопланы могут быть установлены комплексы с ПКР «Кинжал» или с перспективной ПКР «Циркон», испытания которой скоро завершатся.

Основное конструкторское решение будущего экраноплана военного назначения - это унификация специализированных однотипных грузовых помещений внутри центроплана, а также модульность надстроек систем вооружения, систем связи, систем обороны и бортовых РЛС.

Научно-технический задел по экранопланам не утрачен: российская Ассоциация «Экраноплан» и «ЦКБ по СПК имени Р.Е. Алексеева»  сохранили и в чем-то даже преумножили его. Поэтому у России есть все для возрождения всесезонного транспортного средства двойного назначения: такого, как экраноплан.

Сколько и каких типов будет создано к 2027 году? Пусть это пока останется секретом для наших недругов.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама