Господь управит: путь домой русской церковной эмиграции
Обращение духовенства Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе было составлено после того, как Синод Русской православной церкви 14 сентября с.г. постановил принять архиепископа Иоанна (Реннето), возглавлявшего в последние годы русские приходы в составе Константинопольского патриархата, а также всех желающих клириков и приходы архиепископии в юрисдикцию Московского патриархата.
Согласие на каноническое присоединение архиепископии к Московскому патриархату выразили присутствовавшие на собрании 51 священнослужитель, а также 37 клириков, сделавшие это дистанционно.
Данное решение архиепископии имеет важное значение. Русские приходы, временно сформированные в экзархат в составе Константинопольского патриархата в 1931 г., возвращаются в юрисдикцию Русской православной церкви.
Тем самым процесс воссоединения русского церковного зарубежья с РПЦ вышел на финальный этап и близок к своему логическому завершению. Ещё две недели назад, после упомянутого обращения архиепископа Иоанна, оставались некоторые сомнения в том, поддержит ли инициативу главы архиепископии рядовое духовенство. Теперь же можно вполне обоснованно утверждать о возвращении большинства общин в Московский патриархат.
Открытым пока остаётся вопрос о том, поддержат ли прихожане своих настоятелей? Данный момент является важным, поскольку именно от решения членов приходов зависит то, перейдёт ли конкретная община в РПЦ вместе со всем церковным имуществом, включая храмы. На оптимистичный лад настраивают особенности приходской жизни в русской эмиграции. Представляется маловероятным, чтобы духовенство, голосовавшее 28 сентября за присоединение к РПЦ, пошло на такой шаг без учёта мнения членов своих приходов. Очевидно, что в ближайшее время состоятся приходские собрания, на которых, как ожидается, будет де-юре оформлено решение общин архиепископии вернуться в РПЦ.
Ситуация, возникшая вокруг архиепископии, также наносит серьёзный удар по репутации Константинопольского патриархата, вскрывая целый ряд проблем в системе управления на Фанаре и указывая на необоснованность притязаний патриархата на статус всеправославного центра.
Дело в том, что когда Константинополь год назад отозвал томос, выданный архиепископии в 1999 г. и восстановивший её статус экзархата, и предписал русским приходам влиться в состав местных епархий Константинопольского патриархата в Западной Европе, он открыто проигнорировал желание общин архиепископии оставаться отдельной церковной единицей с сохранением существующих традиций церковно-приходской жизни. Тогда греки, вероятно, опасались потерять контроль над экзархатом. Поскольку после того, как Фанар открыто вторгся во внутренние дела Русской православной церкви, начав процесс легализации украинского раскола, некоторые приходы экзархата, например, во Флоренции, в знак протеста вышли из подчинения Константинополю и перешли в Русскую православную церковь за границей.
Кроме того, пожалуй, впервые за многие годы Константинопольский патриархат испытал сокращение подведомственной ему паствы. На фоне активно проводимой внешней политики, зачастую сопровождающейся нарушением канонических норм и существующих договоренностей с другими поместными церквями, потеря нескольких десятков приходов в Европе представляется болезненной для Фанара. Такой сценарий мало увязывается с продвигаемым греческими иерархами образом Константинопольского патриархата, как центра, который объединяет православных всего мира и защищает их интересы.
В ближайшее время Константинопольский патриархат намерен созвать собрание духовенства и мирян архиепископии, не пожелавших присоединиться к Московскому патриархату. В планы Фанара входит создание в составе Галльской митрополии Константинопольского патриархата, расположенной на территории Франции, отдельного церковного округа, наподобие викариатства. Митрополит Эммануил, возглавляющий эту епархию, гарантирует общинам автономию управления и сохранение богослужебных традиций.
Такие действия Константинополя выглядят непоследовательными: сначала упразднить церковную автономную структуру в своей юрисдикции, чтобы впоследствии создать другую с такими же правами. По всей видимости, греки не ожидали, что большинство приходов архиепископии не согласятся с роспуском экзархата и пожелают выйти из подчинения Константинополю. В результате Фанар предпринимает попытки сохранить лицо и удержать в своём составе хотя бы часть русских приходов.
Не должен смущать тот факт, что какая-то часть членов бывшего экзархата всё же решит остаться под юрисдикцией Константинополя.
Это не умаляет значимость решения архиепископии от 28 сентября. Общины и духовенство, не желающие на данном этапе в силу разных причин возвращаться в РПЦ, не могут оставаться с не урегулированным каноническим статусом. К слову, в течение прошлого года помимо присоединения к Московскому патриархату в архиепископии рассматривались варианты вхождения в РПЦЗ и Румынский патриархат, также широко представленный на территории Западной Европы. Следует помнить, что похожая ситуация сложилась и после воссоединения РПЦЗ и Московского патриархата в 2007 г., которое не было признано небольшим количеством духовенства зарубежной церкви. Некоторые общины Зарубежной церкви тогда уклонились в раскол, некоторые впоследствии присоединились к РПЦ, убедившись в несостоятельности мифов, распространяемых недоброжелателями в церковной среде, а также в соблюдении оговоренных статуса и прав Зарубежной церкви в составе Московского патриархата. Поэтому можно ожидать, что колеблющиеся члены архиепископии в дальнейшем также вернутся в юрисдикцию РПЦ. К тому же Синод Русской церкви гарантировал приходам экзархата сохранить «сложившиеся особенности епархиального и приходского управления, а также богослужебных и пастырских традиций, установленных митрополитом Евлогием».
---
Автор - эксперт РИСИ
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.