Контр-адмирал Александр Шуванов: «Мы готовим офицеров, способных реально оценивать сложную боевую обстановку и принимать обоснованные и верные решения в критической ситуации»
«Командор» способен обеспечить подготовку по 55 специальностям ВМФ
- Александр Дмитриевич, о дополнительном профессиональном образовании ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» знают в основном только специалисты. Что такое дополнительное образование?
- Сама система дополнительного профессионального образования предназначена для совершенствования знаний и умений специалиста в его области деятельности и приобретения новых знаний и умений в новом для него направлении. Вы думаете, это что-то новое? В России система сформировалась в конце прошлого - начале нынешнего века. Однако более чем за век до этого такая система уже действовала в военном флоте России. Первоначально проблема дополнительного образования офицеров-специалистов для кораблей нашла свое разрешение в создании специальных офицерских классов. В 1874 году в Кронштадте под патронажем контр-адмирала К.П. Пилкина был создан Минный офицерский класс.
С ростом и расцветом военно-морская деятельность России потребовала систематического повышения уровня знаний офицеров, ранее полученных в Морском корпусе. Возникла необходимость создания системы совершенствования образования офицерских кадров флота в новых для них областях знаний.
- Этому следовали до лихих 90-х, когда уничтожалась вся система образования и подготовки не только рядовых, но и офицерских кадров России. Миновала ли сия горькая чаша ваш институт?
- Увы, нет. Этот период был наиболее сложным и непредсказуемым. «Реформировался» Военно-Морской Флот и вся система военно-морского образования. Был момент, когда Классы формально прекратили своё существование, которые приказом министра обороны России присоединялись в качестве факультета к Военно-морской академии. Однако совместные усилия всего коллектива ВСОК ВМФ (Высшие специальные офицерские ордена Ленина классы Военно-Морского Флота), возглавляемого вице-адмиралом Юрием Устименко, в конечном счёте убедили руководство МО и ВМФ в необходимости сохранения Классов как самостоятельного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования офицеров ВМФ в системе непрерывного военно-морского образования. Приказ министра обороны был отменён.
ВСОК ВМФ остался единственным в своём роде учреждением дополнительного образования в Министерстве обороны Российской Федерации. Более того, Классы стали развиваться и повышать свой статус как научно-образовательное учреждение.
Главной задачей Классов в этот период стало сохранение педагогического состава и научного потенциала и подготовка высококвалифицированных офицерских кадров для предстоящего развития ВМФ. Появилось требование привести военное образование к общегосударственным стандартам. Все это - в условиях финансового дефицита, отсутствия возможности проведения корабельной практики. Подготовка проводилась при отсутствии средств на эксплуатацию техники и оружия. Корабельную практику пришлось заменять тренажерной подготовкой. В этот период была сформирована новая методология подготовки с применением проблемно-деятельностного подхода, когда в ходе подготовки специалистов к предстоящей деятельности отрабатывались пути решения возникающих проблем активным расширением интеллектуальной деятельности слушателей при отработке всех форм и видов учебных занятий.
Дальнейшее развитие Классов проходило уже при руководстве ими вице- адмиралом Юрием Сысуевым. Классы первыми из военных вузов получили лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования, первыми успешно прошли государственную аттестацию и первыми получили государственный аккредитационный статус по типу образовательного учреждения дополнительного профессионального образования и виду академии дополнительного профессионального образования.
Судьбоносным для ВСОК ВМФ стало решение Правительства РФ о создании на классах тактико-специального тренажёрного комплекса (ТСТК) «Командор», способного обеспечить подготовку по 55 специальностям ВМФ. Инициатором создания ТСТК «Командор» стал вице-адмирал Юрий Сысуев. ТСТК не имеет аналогов по своим масштабам не только в системе военного образования, но и в системе высшего образования России. В июне 2006 года Государственная комиссия под руководством начальника ВСОК ВМФ доктора педагогических наук, профессора вице-адмирала Адама Адамовича Римашевского провела испытания ТСТК, после чего «Командор» был принят в опытную эксплуатацию.
42 программы переподготовки
ТСТК «Командор» создавался в тесном сотрудничестве профессорско-преподавательского состава и предприятий промышленности с учётом требований по дополнительному образованию всех групп, обучаемых на Классах офицеров. Составляющие комплекса по своим характеристикам превосходят современные зарубежные тренажёры.
С помощью профессорско-преподавательского состава Классов совершенствуется специальное программное обеспечение тренажёров и компьютерных обучающих систем, входящих в состав ТСТК, что позволяет накопить определенный методический опыт и выработать рекомендации по использованию ТСТК при подготовке специалистов, корабельных боевых расчётов и пунктов управления.
В настоящее время профессорско-преподавательский состав ВИ ДПО проводит обучение слушателей офицеров ВМФ по 42 программам переподготовки со сроком обучения 10 месяцев и 40 программам повышения квалификации со сроком обучения от двух недель до 2,5 месяцев в 82 учебных группах.
Основная цель института: подготовка офицера, способного реально оценивать сложную боевую обстановку и принимать обоснованные и верные решения в критической ситуации.
Традиционно учебные группы в ВИ ДПО на факультете командиров кораблей формируются по признаку класса корабля: группа подготовки командиров ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, многоцелевых атомных подводных лодок, многоцелевых, десантных, противоминных кораблей и т.д. На факультете флагманских специалистов учебные группы формируются по специальностям: группа подготовки флагманских штурманов соединения надводных кораблей; группа подготовки флагманских специалистов связи соединений подлодок и т.д.
Учебными планами и программами групп профессиональной переподготовки и повышения квалификации отведено на теоретическое обучение до 40% учебного времени, на практическую часть - более 60%. Значительное количество учебного времени отводится на тренажерную подготовку и занятия на образцах вооружения и военной техники.
- Специалисты отмечают работу установленного у вас в институте тренажёрного комплекса «Гефест». Что он собой представляет?
- «Гефест» был установлен на территории ВИ ДПО в 2017 году. Это современный учебно-тренировочный комплекс. Применение нового учебно-тренировочного комплекса модульного типа имеет широкую направленность, от отработки первичных мероприятий и первичных действий по борьбе с пожаром и водой, взаимодействия расчёта ГКП-КПЭЖ по руководству борьбой за живучесть до отработки навыков методически грамотно проводить практические занятия (тренировки, ОБУ) с подчинёнными (слушателями группы), что позволяет значительно повышать командно-методические навыки обучающихся. Использование средств имитации взрывов, повреждений корпуса и поступления воды, пожаров и задымления помещений, повреждений оружия и техники является важной особенностью, которая позволяет у слушателей вырабатывать высокие морально-боевые качества и психологическую устойчивость к экстремальным ситуациям: заделка пробоины в корпусе корабля, тушение пожара.
В течение последних пяти лет на различные кафедры ВИ ДПО поставлено более пятидесяти образцов оружия и вооружения, что позволяет слушателям осваивать вооружение и военную технику, поступающую на новые корабли.
Завершается модернизация тренажёрного комплекса «Командор», программные модели самых современных надводных кораблей и подводных лодок, современных и перспективных образцов вооружения и военной техники внедрены в учебный процесс. Сегодня слушатели, обучающиеся в институте обеспечены всем необходимым для освоения своей будущей специальности и способны, окончив обучение, исполнять должностные обязанности без дополнительной подготовки, как того требует от нас главнокомандующий Военно-Морским Флотом.