«Назначение командно-штабных военных игр - научить инициативе и изобретательности в бою»
- По нашим сведениям, Сергей Иванович, командно-штабные военные игры, о которых на какое-то время будто бы забыли, снова активно применяются в системе подготовки офицерских кадров. С какой целью «реабилитировали» КШВИ?
- Конечно, командно-штабные военные игры трудно назвать ноу-хау. Так откуда же повышенный интерес к ним? Дело в том, что результаты анализа работы органов военного управления в вооружённых конфликтах последних лет, в том числе и в Сирийской Арабской Республике, а также исследование подхода военных специалистов из стран НАТО на подготовку и ведение операций обусловливают возрастание требований к должностным лицам органов управления.
Кроме того, в современных условиях резко возросло значение слаженности органов военного управления. Слушатель должен понимать не только задачи, стоящие перед тем или иным должностным лицом органа военного управления, но и представлять систему работы штаба в целом.
- А как же проверенные многолетней практикой групповые занятия?
Групповые упражнения в основном предназначены для подготовки офицеров органов управления или штабных коллективов небольшого масштаба. Но нельзя ограничиваться только индивидуальной подготовкой, тем самым ограничив возможности служебного роста выпускника. Это противоречит современным требованиям, которые предъявляет федеральный образовательный стандарт к военно-профессиональной подготовке выпускников академии. Там четко сказано, что выпускник академии в результате освоения программы магистратуры должен обладать следующими профессиональными компетенциями в военно-управленческой деятельности:
- способностью управлять работой органов управления тактического (оперативно-тактического, оперативного) звена, объединений видов и родов войск вооружённых сил, других войск и воинских формирований;
- способностью по управлению тактическими (боевыми) действиями в различных условиях обстановки.
А получить практику совместной работы больших штабных коллективов позволяют только командно-штабные военные игры.
- Это задачи. А в чём, если можно так выразиться, суть командно-штабной игры?
- КШВИ являются одной из форм подготовки в военных образовательных учреждениях всех уровней. А их содержание заключается в том, что обучаемые в составе созданного в учебных целях органа военного управления в определенном «игровом пространстве» отрабатывают должностные обязанности по управлению войсками в операции или в боевых действиях.
Для проведения КШВИ моделируется обстановка, характерная для современной операции или боя, включающая элементы внезапности и вынуждающая вести борьбу с равным или превосходящим противником, оснащённым всеми современными средствами борьбы и предпринимающим самые решительные меры для достижения своих целей.
Обстановка должна побуждать обучаемых к проявлению инициативы и изобретательности, готовить их к управлению соединениями и воинскими частями в кризисных ситуациях, при остром дефиците времени и нарушении системы управления средствами РЭБ противника.
- Если память не изменяет, на командно-штабных играх отрабатывали полководческое мастерство ещё выпускники Николаевской академии Генштаба?
- Военные игры имеют давнюю историю, их применяли в подготовке комсостава и в дореволюционной России, и в СССР. Наиболее известными, ставшими классическими примерами, стали две военные игры, которые провела РККА - в мае 1939 г. в Ленинграде и в январе 1941 г. в Москве. Ленинградский военный округ отрабатывал варианты отражения военной агрессии со стороны Финляндии. Кстати, эта игра подтвердила готовность войск округа к оборонительным операциям, но с необходимостью переводить Ленинград на военное положение. Поскольку такие последствия сочли чрезмерными, была высказана идея о необходимости предусмотреть «превентивный удар по Финляндии в случае явной угрозы с её стороны». Можно сказать, что это было военно-теоретическое обоснование советско-финлядской войны.
КШВИ в Москве провели в январе 1941 г., уже после разгрома Франции. В ходе игры имитировалась война с Германией, при этом силами условного противника командовал Георгий Жуков. И он, как известно, преуспел: оборона в Белоруссии была прорвана, войска Белорусского округа несли огромные потери и на четвертый день игры «синие» вышли к Минску. По итогам именно этой игры Сталин назначил Жукова начальником Генерального штаба. Командующему войсками Белорусского особого военного округа генералу Дмитрию Павлову было засчитано поражение, однако выводов он не сделал. Через полгода немецкие войска в точности повторили ту же стратегическую комбинацию, которую Жуков разыграл на КШВИ.
После окончания Великой Отечественной войны и до середины 1950-х годов командно-штабные военные игры практически не проводились. Начиная с 1958 г. в Генеральном штабе, а позднее в военных округах была проведена целая серия военных игр, нацеленных на отработку военных действий различных видов и родов войск с применением ядерного оружия. В 1974 г., с выходом Наставления по оперативной (штабной) подготовке командиров и штабов, командно-штабные военные игры были определены одной из форм подготовки органов военного управления. С этого периода в военных вузах КШВИ стали проводиться на регулярной основе.
- Надо так понимать, что теперь КШВИ стали нормой жизни для слушателей вашей академии?
- В нашей академии КШВИ всегда уделяли большое внимание. И каждая из командно-штабных игр интересна по-своему. Например, в ходе одной из игр практическая часть была проведена на территории Приморского края и острова Сахалин, куда самолётами военно-транспортной авиации было доставлено свыше 200 слушателей и преподавателей. Причём работа по принятию решения была организована во время перелёта, а доклады осуществлялись во время посадок на дозаправку. На другой военной игре впервые в нашей академии организация взаимодействия отрабатывалась на 3D-макете местности. Для этого преподавателям пришлось провести колоссальную подготовительную работу совместно с представителями промышленности.
И в этом году, в марте, под руководством начальника Генштаба со слушателями 2-х курсов проводилась армейская командно-штабная военная игра. В учебных целях были сформированы несколько коллективов управления объединениями и соединениями. В игре принимали участие слушатели ряда академий, а руководящие должности в штабных коллективах возглавляли слушатели Военной академии Генерального штаба.
Особенностью проведения этой КШВИ являлось то, что каждый слушатель - как Общевойсковой академии, так и других академий - исполнял обязанности того должностного лица, должность которого он должен был занять после выпуска через три месяца. В составе штаба руководства и посреднического аппарата был задействован профессорско-преподавательский состав, который на практике проверил, чему научились их подопечные, какие изменения необходимо будет внести в учебные программы и учебно-методические материалы.
Кроме того, в ходе КШВИ слушатели апробировали и реализовывали свои научные разработки, полученные во время подготовки выпускной квалификационной работы.
- Штабные игры для того и проводятся, чтобы, кроме отработки управленческих навыков, ещё выявлять и проблемы, не так ли?
- Не без этого. Проблемные вопросы методического характера мы стараемся устранять в ходе командно-штабных военных игр с профессорско-преподавательским составом. Им тоже иногда приходится «играть». Такие игры проводятся один раз в два года во время зимнего отпуска слушателей. Процесс организован по двум направлениям: одно - исследовательское, где изучаются новые формы и способы применения группировок войск (сил), в том числе и опыт операции в САР, другое - методическое, где готовятся предложения по более качественному проведению военной игры со слушателями. Что касается проблем организационно-технического характера, то здесь военная игра показала, что все вузы широко применяли вычислительную технику и использовали последние достижения в области имитационного и математического моделирования процессов управления. Например, в Общевойсковой академии имеется Центр оперативно-тактической подготовки, позволяющий обеспечить работу 2-3 УКП органа управления оперативного уровня, 6-10 УКП управлений соединений Сухопутных войск, Воздушно-десантных войск и войск Национальной гвардии, а также несколько УКП соединений родов войск и специальных войск. Все УКП объединены локальной сетью, со всеми имеется закрытая проводная связь и видеоконференц-связь.
Однако межвузовское взаимодействие оставляет желать лучшего. Пропускная способность каналов передачи информации находится на довольно низком уровне. Автоматизированная система получения, обработки, хранения и передачи информации по вопросам управления качеством и экономикой военного образования («Интеграция - СВО») обеспечивает проведение некоторых видов дистанционных занятий, однако для проведения КШВИ не подходит.
Поэтому подготовке учебно-материальной базы в межвузовских военных играх следует уделять особо пристальное внимание. Развитие учебно-материальной базы приведёт к закономерному этапу дальнейшего развития существующих традиционных форм обучения, повышения их эффективности на базе научно-технических достижений современной компьютерной техники, новых методов математического моделирования и новых информационных технологий.
Для решения проблемных вопросов предстоит проделать огромную работу, а именно:
- продолжить работу по созданию информационной образовательной среды для подготовки военных кадров, что позволит организовать сетевое и программное взаимодействие между вузами и организациями Министерства обороны;
- создать в военных вузах реальные пункты управления различных звеньев управления, оснащённые принятыми на вооружение автоматизированными комплексами управления войсками (или их элементами);
- постоянно совершенствовать методику подготовки и проведения занятий с использованием ЭВТ.
Мы считаем, что решение этих вопросов позволит уже в 2020 г. провести на новом уровне межвузовскую стратегическую командно-штабную военную игру, а в ближайшие годы и КШВИ для военных академий на местности с реальными действиями войск. Кроме того, назрела необходимость организовать работу с министерствами обороны дружественных нам стран, объединённым штабом ОДКБ по привлечению на КШВИ их военных специалистов, и в 2020-2021 гг., провести военную игру по подготовке и применению коалиционной группировки сил.
Это позволит перейти на совершенно новый, отвечающий самым последним требованиям уровень подготовки и проведения командно-штабных военных игр в военных вузах, и, как следствие, повысить качество подготовки военных кадров.