В Багдаде и других городах Ирака всё очень неспокойно
Антиправительственные выступления начались в первых числах октября в знак протеста против бедности и невыносимых условий жизни миллионов иракцев, против коррумпированности, неспособности и неумения власти управлять страной, обеспечивать людям элементарные социальные условия, а также против засилья иранцев, которое проявляется во многих областях иракской жизни.
Беспорядки охватили главным образом ряд центральных районов, включая столицу Багдад, а также южные и восточные регионы, в том числе такие города как Насирия, Хилла, Амара, где отмечается наиболее высокий градус напряжённости.
Протестующие, а это в первую очередь молодёжь, студенты, безработные, перекрывают дороги, нападают и штурмуют административные здания, требуют отставки правительства во главе с Адилем Абдель Махди, который пришёл к власти только год назад. Интернет отключён почти на всей территории страны, связаться с Багдадом по телефону не удаётся.
Власти, похоже, так до конца и не определились, как себя вести в сложной обстановке. Они то вводят комендантский час, то отменяют его. Не ясно и с тем, кто отдаёт приказы «патронов не жалеть». То ли официальные и во многом перепуганные власти, то ли некая «третья сила», за которой скрываются небольшие и неуловимые отряды вооружённых людей, среди которых есть снайперы. Многие в Ираке грешат на связанных с иранцами шиитских боевиков-ополченцев.
Разгром ИГИЛ*(террористическая организация, запрещенная в РФ. - Ред.) в 2017 году, казалось бы, должен был принести в страну долгожданный мир, вернуть свободную торговлю, о которых мечтали иракцы с 1970-х годов. Тем более, добычу нефти удалось восстановить до некогда рекордного уровня. К сожалению, разрушенная за прошлые годы инфраструктура продолжает ухудшаться, нуждаются в восстановлении города, а вооружённые группировки устанавливают свои порядки на улицах. Государство не может оказывать людям нормальные услуги.
Люди оказались по горло сыты проблемами и трудностями, которыми сегодня перегружена страна. Коррупция и раньше была характерна для Ирака, как и для любой восточной страны, но никогда ещё она не играла такой всесильной, всепроникающей роли, как сегодня. Никогда так не уродовала все стороны повседневной жизни людей, их культуру.
Сегодня Ирак занимает 12-е место в списке самых коррумпированных стран мира. По официальным данным только после казни Саддама Хусейна в 2003 году из страны исчезло 450 млрд долларов, что в четыре раза больше госбюджета Ирака.
Многие иракцы считают, что нынешняя коррупция во многом расцвела благодаря иранцам, которые пользуются сегодня значительным влиянием в Ираке. Причём многие иракцы-сунниты в этом вопросе солидаризируются с иракцами-шиитами, то есть в данном случае позиции иракских шиитов оказываются тождественными позициям иракских суннитов. И те, и другие выступают как граждане-патриоты Ирака, уставшие от засилья пришельцев- иранцев. Правда, до конца преодолеть раскол между суннитами и шиитами не удаётся. Многие молодые сунниты не принимают участие в демонстрациях протеста рядом с шиитами, опасаясь, что их могут обвинить в попытках устранить шиитское правительство или в симпатиях к игиловцам* (члены запрещённой в России террористической организации. - Ред.) или к партии Баас или даже к Саддаму Хусейну. Причём такие настроения часто провоцируют сами иранцы.
Нельзя сказать, что народные выступления оказались полной неожиданностью для властей. Если бы чиновники внимательно следили, чем недовольны люди и хотя бы как-то реагировали на требования жителей страны, возможно, сегодняшние выступления не носили бы столь острого характера. Однако, проблемы не решались, а лишь накапливались, а если и решались, то с большим количеством повторяющихся ошибок, что и привело к взрыву недовольства.
Многие зарубежные наблюдатели считают, что, с одной стороны, сегодня в стране происходит спонтанный молодёжный бунт. По мнению Ахмада Аль Дибага из египетского издания Sasapost, никогда ещё со времен американской агрессии Ирак не знал такого массового движения и народного сплочения. С другой, - народные выступления стали криком отчаяния людей, которых никто не хочет слышать.
Наблюдатели отмечают, что волну недовольства могло спровоцировать неожиданное увольнение замглавы иракского Бюро по борьбе с терроризмом Абдулы Ваххаба ас-Саади. Многие в Ираке считали его влиятельным и независимым политиком, честным чиновником. Его увольнение, причины которого никто из правительства потом так и не объяснил, стало настоящей загадкой для иракцев и породило много слухов и сплетен.
Многое будет зависть от того, как поведёт себя правительство, сможет ли оно договориться с протестующими, которые всё более настроены отправить его в отставку. С одной стороны жёстокое подавление протестного движения может только больше озлобить, раззадорить демонстрантов. С другой, сильнее запугать их, заставить сидеть дома. Пока никто не знает, какой вариант сработает.
Правительство обещает по возможности удовлетворить требования протестующих. Во всяком случае, премьер, по его словам, дал распоряжение иракским министерствам и ведомствам при заключении контрактов с иностранными компаниями резервировать до 50% рабочих мест за иракскими гражданами из числа молодых специалистов, особенно тех, кто имеет высшее и специальное образование.
Спасут ли такие меры правительство, пока сказать трудно. Слишком долго насущные проблемы Ирака не решались вовремя, а всего лишь откладывались на потом. Решить их сегодня одним махом - задача непосильная ни для одного правительства.
Отставки правительства сегодня требуют не только участники протестных демонстраций, но и сторонники радикального шиитского блока «Саирун» во главе с имамом Муктадой ас-Садром.
По мере продолжения выступлений и протестов, в Ираке всё более заметную роль начинают играть иранцы. Многие иракцы уверены, что за насилием в отношении протестующих стоят полувоенные отряды, связанные с Ираном. К тому же вызывают тревогу и попытки иранцев представить дело таким образом, будто бы в Багдаде и других иракских городах якобы всё спокойно, а сообщения о столкновениях сильно преувеличены и играют на руку Израилю, Британии и Саудовской Аравии, а на самом деле, в Багдаде «всё спокойно».
По мнению посла США в Багдаде Мэтью Тиллера, исполняющего свои обязанности с июня нынешнего года, скорее всего, нынешнему премьеру придётся всё же уйти в отставку, вызвав таким образом цепную реакцию, которая может серьёзно дестабилизировать и без того сложную обстановку как в Ираке, так и в регионе.
А пока в Ирак в понедельник с официальным визитом отправился министр иностранных дел России Сергей Лавров. В программе его визита встречи с иракским руководством в Багдаде, а также переговоры с курдами в Эрбиле. Наверняка стороны рассмотрят и вопросы, связанные с возможным выходом Ирака из столь щекотливого положения.
---
*- террористическая организация, запрещенная в РФ
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.