Кто и зачем хочет «сбить» Су-30МКИ?
Российская пресса, в несколько странном, на мой взгляд, некритическом ракурсе, перепечатала сообщение одного из индийских изданий, в котором были поставлены под сомнение боевые качества российского истребителя Су-30 (в версии Су-30 МКИ) в сравнении с французским истребителем Dassault Rafale:
«Индийская газета объяснила, почему Индия купила у Франции истребители Rafale вместо приобретения российских Су-30МКИ. Economic Times пишет, что способность длительного барражирования французских самолётов в 1,5 раза превышает показатель Су-30МКИ. Кроме того, в материале Economic Times говорится, что дальность полёта Rafale - от 780 до 1 тыс. 55 км, а у Су-30МКИ она составляет 400-550 км. Французские истребители могут совершать пять боевых полётов за день, а российские - три, пишет издание. При этом Economic Times признаёт, что Rafale гораздо дороже, чем Су-30МКИ».
Терпеть клевету нельзя
Поэтому первое, что следует отметить: на весьма привлекательном для мировых экспортёров индийском рынке вооружений, в том числе в сфере военной авиации, уже много лет идёт ожесточённая борьба за контракты на поставки боевых самолётов для ВВС Индии. И в этой связи публикации в различных местных СМИ являются, прежде всего, отражением этой борьбы. В ходе которой коммерчески заинтересованные структуры применяют любые приёмы, в том числе и не самые чистоплотные, включая прямую фальсификацию в отношении своих конкурентов.
Именно поэтому на одну из многих таких зарубежных публикаций вполне вероятно заказного характера, в принципе, можно было бы вообще не обращать внимания.
Однако после её широкого тиражирования частью российской прессы, к тому же тиражирования некритического, при том, что в ней содержатся, мягко говоря, беспочвенные претензии к изделию российской оборонной промышленности, такая «фигура умолчания» уже не кажется оптимальным способом реагирования.
Такие огульные «наезды» вполне могут быть нацелены и на внутреннего российского «потребителя» с целью его деморализации и внушения недоверия к возможностям российских Вооружённых сил. Что уже в принципе неприемлемо.
Тем более что в данном случае, поводом для такого «наезда» стала откровенно дезинформационная публикация зарубежной прессы, не имеющая ничего общего с реальной действительностью.
Давайте разберёмся!
Не надо быть большим специалистом в области боевой авиации, чтобы понять надуманность претензий этого издания к российскому истребителю.
Так, например, в материале Economic Times говорится, что дальность полёта Rafale - от 780 до 1 тыс. 55 км, а у Су-30МКИ она якобы составляет 400-550 км.
Достаточно свериться с информацией официального сайта ОКБ Сухого, чтобы убедиться в недостоверности данного утверждения:
Справка: Су-30МКИ
Максимальная дальность полёта (с ракетами 2хР-27Р1, 2хР-73Э с пуском на половине пути):
- у земли - 1.270 км;
- на высоте - 3.000 км;
- с одной дозаправкой (при остатке топлива 1.500 кг) - 5.200 км;
- с двумя дозаправками в полёте - 8.000 км.
Максимальная продолжительность полёта (по возможностям лётчика) - 10 час.
Боевой радиус действия Су-30МК/МКИ везде указывается в интервале от 1.500 до 1.650 км.
В то же время, что касается дальности и радиуса действия Dassault Rafale, то в справочных изданиях на этот счёт имеются несколько иные сведения. Причём такие, которые не дают ни малейших оснований говорить о каких-то преимуществах французского истребителя над российским. Более того, «Рафаль» в этом смысле выглядит гораздо бледней своего визави:
Справка: «Рафаль» (Франция)
Радиус - 1.800 км. Боевой радиус: 1.389 км в варианте подвески с 3 ПТБ (6.700 кг).
Без подвесных топливных баков (ПТБ) боевой радиус действия «Рафаль» сокращается примерно в 1,5 раза. То есть составит 1.000 км. Запас топлива во внутренних баках составляет 4.700 кг.
А что с радиусом действия?
Между тем, указанные характеристики для самолётов семейства Су-30 приведены без учёта подвесных топливных баков.
Российский истребитель поколения 4++ в принципе спроектирован таким образом, чтобы обходиться только внутренними ёмкостями для топлива, поскольку подвесные баки очень сильно увеличивают так называемую эффективную площадь рассеяния (ЭПР) самолёта, что существенно повышает его заметность для РЛС противника и, как следствие, уязвимость от вражеских средств ПВО.
Справка
Максимальный запас топлива во внутренних баках Су-30 достигает 9.640 кг. То есть ровно в два раза превосходит внутренние ёмкости «Рафаля».
Иначе говоря, российский истребитель Су-30 МК/МКИ имеет больший боевой радиус действия без ПТБ, чем французский «Рафаль» с ПТБ! И это притом, что ПТБ, к тому же, очень сильно снижают шансы истребителя выжить в условиях противодействия сил ПВО.
К этому стоит добавить, что истребитель семейства Су-30, несмотря на свою существенно большую ЭПР, чем у «Рафаля», что вроде бы снижает его шансы на выживание в поединке с французским самолётом, на самом деле, по совокупности боевых характеристик, наверняка выйдет победителем.
Воздушная дуэль
«Сегодня этот недостаток Су-30СМ перед «Рафалем» существенно не скажется на исходе гипотетической воздушной дуэли, поскольку основным вооружением завоевания превосходства воздухе у «Рафалей» остаются УРВВ средней дальности «MICA-IR/EM». Данные ракеты класса «воздух-воздух» оснащаются продвинутой активной радиолокационной головкой самонаведения (АРГСН) AD4A, работающей в Ku-диапазоне сантиметровых волн (аналогичная АРГСН используется в ракетах-перехватчиках «Aster-15/30»), имеют газоструйную систему управления вектором тяги, позволяющую маневрировать с перегрузками более 50 ед; но есть у них и очень заметный недостаток - дальность поражения воздушных целей в переднюю полусферу достигает лишь 60-65 км (меньше, чем у первой модификации Р-77).
На фоне небольшого радиуса действия ракет «MICA» наши Су-30СМ оснащаются уже более современными РВВ-СД («Изделие 170-1»), дальность которых достигает 110 км. Таким образом, находящиеся в строевых частях модификации «Рафалей» не спасает ни мощный бортовой радар, ни достаточно малая радиолокационная сигнатура планёра.
Ещё более неприятная для французских лётчиков ситуация сложится в случае, если в роли соперников выступят Су-30СМ или Су-35С, оснащённые контейнерами индивидуальной и групповой защиты комплексов радиоэлектронной борьбы Л-265 «Хибины-М/У». Приданная комплексам станция пассивной радиоэлектронной разведки «Проран» безошибочно определит частотный диапазон работы РЛС RBE2 AESA, после чего излучающие модули Л-265 начнут постановку помех, в 2-3 раза уменьшающих дальность действия рафалевского бортового радара».
К этому остаётся добавить, что индийские истребители Су-30МКИ регулярно участвуют в учебных «воздушных боях» с основными типами самолётов истребительной авиации стран НАТО и практически всегда выходят из них победителями.
«2005 год: Су-30МКИ ВВС Индии показал превосходство над F-16 и F-15 C/D Eagle ВВС США в учебных боях в небе над Индией.
2015 год: в Великобритании, в рамках международных учений Индрахануш («Радуга»), были проведены учебные бои между истребителями Eurofighter Typhoon Королевских ВВС Великобритании и Су-30МКИ ВВС Индии. Индийские ВВС одержали победу над ВВС Великобритании со счётом 12:0».
Так обстоят дела на самом деле, а не в воображении усиленно цитируемого некоторыми российскими СМИ индийского издания, которое явно стремится выдать желаемое за действительное.
Тем более странно выглядят, в изложении этого издания, другие сравнения Рафаля и Су-30. Дескать французский аппарат может в полтора раза больше «барражировать» в воздухе, нежели российский. Странно это потому, что Су-30 может, с учётом дозаправки, находиться на воздушном патрулировании 10 часов, то есть максимум по физиологическим возможностям пилота. И тут одно из двух - то ли самолётами французского производства управляют железные киборги, которые вообще не испытывают никаких физиологических потребностей, то ли индийское СМИ просто рассказывает сказки насчёт полуторного превосходства времени «барражирования» «Рафаля».
Ровно то же самое можно сказать и о количестве боевых вылетов, по показателю которых француз якобы превосходит Су-30 в формате 5:3. Спекулятивность данного показателя видна, что называется, невооружённым глазом. Даже для полного дилетанта очевидно, что это сравнение «горячего с квадратным». Ведь боевые вылеты могут иметь самую разную продолжительность и интенсивность в зависимости от специфики и сложности поставленной боевой задачи.
Единственное, с чем можно согласиться, так это с оценкой индийским изданием разницы в стоимости указанных двух боевых самолётов, которая сильно не в пользу французской машины.
«Рафаль», при своих достаточно скромных тактико-технических характеристиках, обойдётся бюджету Индии почти в два раза дороже российского истребителя.
И это, как мы убедились выше, отнюдь не доплата за «небывалые боевые возможности» французского изделия, а куда более прозаическая инвестиция в коррупционную составляющую местного и международного оружейного бизнеса. Но это уже отнюдь не проблемы действительно выдающегося российского многофункционального истребителя семейства Су-30. И нет никаких причин для того, чтобы российская пресса некритично вторила заграничным спекуляциям на данную тему.