Дипломатический нокаут: и курды целы, и турки «сыты»
© Фото автора
Сирия. Наши дни.

Дипломатический нокаут: и курды целы, и турки «сыты»

Вернувшийся с Ближнего Востока военный корреспондент «Комсомольской правды» специально для еженедельника «Звезда» рассказывает о ситуации на севере Сирии
01 декабря 2019, 13:19
Реклама
Дипломатический нокаут: и курды целы, и турки «сыты»
© Фото автора
Сирия. Наши дни.
Читайте нас на: 

Не тот союзник

«Добро пожаловать в Турцию», - провибрировала в телефоне эсэмэска на подъезде к городку Манбидж на севере Сирии. До границы ещё 30 километров, но сигнал из соседней страны волшебным образом покрывает огромную территорию, которая до недавних пор контролировалась курдами. Впрочем, и в 2016 году подключиться к турецкому сотовому оператору можно было даже в крупнейшем городе Сирии Алеппо, в восточной части которого сидели отряды боевиков. И дело тут, разумеется, не в передовых технологиях.

Сирийцы и курды официально подняли флаги на пограничном переходе на границе с Турцией, в городке Кобани.
© Фото автора.
Сирийцы и курды официально подняли флаги на пограничном переходе на границе с Турцией, в городке Кобани.

В Турции уверены, что курды угрожают их государственности, поэтому стараются взять эти районы под свой контроль. И территории, на которых действуют подконтрольные Анкаре вооружённые группировки «умеренной оппозиции», обеспечиваются устойчивой турецкой связью с хорошим мобильным интернетом. Благодаря чему небезызвестная девочка Бана и вела свои душераздирающие онлайны в Сети из Алеппо, в хорошем разрешении обличая «кровавый режим Асада».

Совсем недавно здесь, под Манбиджем, стояли американцы. Они уходили в сторону Ирака, оставляя свои базы с кондиционерами, склады, забитые спальными мешками и сухпайками, и матерные послания для русских с рисунками на стене, по которым старина Фрейд наверняка бы поставил диагноз о комплексе неполноценности. Рядом находится российский наблюдательный пункт, и наша военная полиция частенько встречалась с американскими рейнджерами во время патрулирования.

- На самом деле эти глупые надписи делали не американцы, - сказал мне в совместном штабе один из курдских командиров. - Во-первых, у них не принято ругаться на тему нетрадиционной ориентации. Во-вторых, с вашими офицерами они всегда вели себя подобающе. Это, скорее всего, сделал их переводчик  с русского языка. Он из США, но украинец. Я слышал, вы с ними не очень дружите...

На тему дружбы курдов с американцами командир говорить не хочет. Сложно объяснить, почему курды в своё время отказали правительству Асада, который впервые за историю их существования на севере Сирии одарил их гражданством и даже готов был оговаривать условия автономии. Помощь боевитых курдов на начальном этапе этой многолетней войны ему была бы очень кстати. Но самый многочисленный разделённый народ в мире, не имеющий своего государства (чем и объясняется легендарная курдская историческая гордость), был не готов идти на полумеры.

Самый многочисленный разделённый народ в мире, не имеющий своего государства, был не готов идти на полумеры.
© Фото автора.
Самый многочисленный разделённый народ в мире, не имеющий своего государства, был не готов идти на полумеры.

И принял помощь США, сформировавших здесь те самые Сирийские демократические силы, с помощью которых «откусили» почти треть страны с преимущественно арабским населением. А с уходом американцев курды вынуждены были сесть за стол переговоров с Дамаском. Сложно даже представить, каких усилий российской дипломатии (в первую очередь - военной) стоило собрать их на авиабазе Хмеймим и помочь договориться. Но в итоге сирийские войска зашли на курдские территории, заняли позиции на передовой линии. Разумеется, не всем курдам это по душе.

Курды боятся репрессий

Сегодня гордые курдские вояки понуро стоят на своих блокпостах, беспрепятственно пропуская бесконечные колонны правительственных сил. Это бьёт по их самолюбию, но это - единственная альтернатива полному истреблению, которое неминуемо последовало бы, если бы не договорённости Путина и Эрдогана.

Бойцы курдского ополчения.
© Фото автора.
Бойцы курдского ополчения.

- На самом деле у нас есть не очень большая часть населения, которая доверяет протурецкой Сирийской свободной армии, - говорит мне командир батальона СДС Мухамад. - Не самая многочисленная часть верит правительственным силам. Но большинство жителей Роджавы (так курды называют свои территории) - за Союз демократических сил. При этом практически все в сложившейся ситуации доверяют России.

Мы сидим в бывшем штабе американцев в опорном пункте Дадат. Мухамад командует одним из батальонов СДС, хотя по национальности - араб. В вооружённых формированиях на севере Сирии контингент смешанный. Но в основном заправляют курды. Заняв при помощи американцев почти 30% страны, они взяли власть в свои руки, а арабы после нашествия сначала «умеренной оппозиции», а затем «Исламского государства»*  не возражали - лишь бы не было войны.

- Чего же вы боитесь? - спрашиваю я, но этот же вопрос читается в его взгляде.

- Если сюда придёт сирийское правительство и начнёт арестовывать всех подряд, то в Манбидже (и не только) наступит хаос, большинство просто убежит. Политика руководства СДС построена в населённых пунктах так, чтобы не вмешиваться во внутренние дела населения. Чтобы люди чувствовали себя спокойно и доверяли нам, мы дали им больше свободы.

Если Россия даст гарантии, что сирийское правительство не устроит здесь репрессии, то народ останется и поддержит Дамаск. Но если правительство не будет выполнять эти гарантии, то большая часть населения уйдёт - кто  в Джараблус, который контролирует Турция, кто  в Иракский Курдистан. Мы понимаем, что сирийцы будут выполнять свои обязательства, пока здесь будут русские военные.

- Но они же не будут здесь вечно, - возражаю я. - Вам за это время нужно каким-то образом самим договариваться между собой. За вас никто это не сделает.

Стук в дверь прерывает наш спор. В комнату заходит делегация сирийских военных, которые впервые с начала конфликта появились на севере Сирии, чтобы встать по линии соприкосновения с турецкими войсками и тем самым предотвратить создание 30-километровой буферной зоны, в которой Анкара неминуемо разместила бы отряды так называемой Сирийской свободной армии - террористические формирования, аффилированные в том числе с запрещённой в РФ «Аль-Каидой»*. До недавнего времени все они были заперты в идлибской зоне безопасности. Но с началом операции «Источник мира» их перебросили через территорию Турции на север Сирии. Где, к слову, располагаются тюрьмы с боевиками ИГ* и огромные лагеря с их семьями, которые охранялись курдами. Сегодня у курдов на охрану тюрем и лагерей сил не осталось. И террористы разбегаются, пытаясь попасть кто в Ирак, кто в Турцию. Среди них - сотни граждан России и тысячи жителей соседней Средней Азии. Это к вопросу о том, зачем Россия пытается остановить развязавшуюся в регионе бойню.

Курдский пулеметный расчет.
© Фото автора.
Курдский пулеметный расчет.

- Мы пришли наладить взаимодействие, - заверяют на переговорах с курдами сирийские генералы. - Пока не всё у нас происходит гладко, случается и недопонимание... В общем, мы бы хотели разместить контингент в вашей зоне ответственности.

Переговоры продолжаются около 30 минут, и курды наконец соглашаются отвести с передовой свои формирования. На их место становятся правительственные силы.

Уход по-американски

Я же отправляюсь на экскурсию по американскому «опорнику». Огромные деревянные помосты, на которых раньше стояли палатки, усыпаны личными вещами американских военных: диски с фильмами и видеоиграми (преимущественно - «стрелялками»), карты UNO, паззлы…

Россыпью валяются самодельные детские открытки: «Спасибо за службу нашей стране. Спасибо, что стоите на страже нашей безопасности». (Когда-то такие же открытки российских школьников я возил в Чечню, там к ним относились более трепетно.) Упаковки с зубными щётками, подписанные благодарными американцами: «От Каролины из Алабамы», «С приветом из Миссури». Карты оплаты спутниковой связи Иридиум, книжки Тома Кленси и Джоан Роулинг - о Гарри Поттере. Из щели в половице вдруг выуживаю нагрудный знак отличника снайперской стрельбы - крест с надписью «Rifle» (винтовка). А рядом - жетон-«смертник» Джозефа Леннинга. Соседом у него, видимо, был некий Кравен - его нагрудный шеврон валяется тут же.

А вот и служебная документация, которая по всем военным законам должна быть либо вывезена, либо уничтожена. Поимённый список взвода «Призрак» с позывными отрядов «Альфа» и «Браво». Среди них, возможно, наш бывший соотечественник по фамилии Ханусевич.

Рядом валяются инструкции «Разведывательная подготовка поля боя», «Особенности воздушной разведки»… Не самые секретные документы, но они дают определённое представление о «технологии» применения американских войск...

Каждому - своё

Вместе с патрулём российской военной полиции выдвигаюсь на трассу М-4, ведущую от Алеппо до границы с Ираком. Именно по этой дорожной артерии Турция планировала провести границу буферной зоны длиной в 480 километров в длину, а на глубину - в 30 км. Это стоило бы огромной крови, избежать которой удалось только благодаря сочинским договорённостям. В чём же их стратегический смысл?

Патруль российской военной полиции.
© Фото автора.
Патруль российской военной полиции.

Фактически под контролем Турции остаётся участок Сирии в 120 километров вдоль границы и на 30 километров - вглубь. Очевидно, в ближайшее время Эрдоган выведет свои войска из этой зоны, оставив там подконтрольные Анкаре местные вооружённые группы. Кроме того, на протяжении всей границы создана 10-километровая зона безопасности, над которой нет контроля Анкары. Но патрулирование там ведётся совместное - российско-турецкое. Такая «опция» позволила Эрдогану сохранить лицо, но при этом турецкая военная операция всё-таки была остановлена. В общем, Анкара и не победила, и не потерпела поражение...

За счёт занятых территорий Эрдоган наверняка постарается решить вопрос с беженцами из Сирии, наводнившими Турцию. По самым скромным прикидкам, их около 3 миллионов. Однако не факт, что большинство беженцев захочет вернуться. Некоторые уже обжились в Турции и не желают отказываться от пособий и других «привилегий». Впрочем, у Анкары всегда есть рычаги влияния на «приживал» - достаточно не продлить им статус беженцев.

Дамаск же получил контроль над территориями, которые уже казались утраченными навсегда. Потому что мало кто верил, что США, «застолбив» свои зоны влияния в Сирии, вдруг от них откажутся. Ещё несколько месяцев назад даже мысль о выходе сил Асада на северо-восточные границы Сирии казалась фантастикой. Сегодня же можно говорить, что Сирия, благодаря российской дипломатии, «сшивает» трещавшую по швам страну. Но и США, уходя, недалеко ушли - оставили за собой богатые нефтью районы на Востоке Сирии, куда были переброшены дополнительные силы.

На север Сирии постепенно возвращается мирная жизнь.
© Фото автора.
На север Сирии постепенно возвращается мирная жизнь.

А Дамаск возвращает под своё крыло лояльное арабское население севера Сирии, которым последние годы управляло курдское меньшинство. Но при грамотной политике союзниками Башара Асада могут стать и боевые формирования курдов, которые по сравнению с сирийской армией выглядят более собранно. Факт остаётся фактом: во время операции против «Исламского государства»* они действительно зарекомендовали себя бесстрашными воинами. И этого у них не отнять.

Вот только союзника в лице США они выбрали себе не того. Если бы не Москва, которая сумела договориться с Анкарой и смикшировать до разумных пределов военные амбиции Эрдогана, Турция непременно устроила бы курдам такой этногеноцид, о котором они даже представления не имели. Какими бы личными качествами ни обладали курдские бойцы, противопоставить регулярной турецкой армии с авиацией, артиллерией и танками им было бы нечего.

Если бы не Москва, Турция непременно устроила бы курдам такой этногеноцид, о котором они даже представления не имели.
© Фото автора.
Если бы не Москва, Турция непременно устроила бы курдам такой этногеноцид, о котором они даже представления не имели.

Сегодня Россия смещает центр принятия решений на Ближнем Востоке в свою сторону, решая тяжелейшую военно-политическую головоломку, что особенно важно - без применения силы. И таким образом переигрывает вчистую США, привыкших решать вопросы «гуманитарными бомбардировками», подкупом и обещаниями, которые можно и не выполнять. Кроме того, вместе с миром, установившимся на сирийских территориях, Москва возвращает себе статус лидера в этом важном регионе. Понятно, что такие имиджевые вещи не оцениваются в долларовом эквиваленте.

Не в накладе и Башар Асад, который вернул себе огромные территории, причём без кровопролитных боёв и вопреки тем, кто кричал: «Асад должен уйти». И всё это с легкой руки России. В общем, Москва ещё раз подтвердила свой статус последовательного миротворца и самого авторитетного игрока в регионе.

-----

* - Террористическая организация, запрещённая в РФ.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама