Александр Перенджиев: «НАТО - это коммерческий, а не военно-политический проект США в Европе»
Германия призывает исключить Турцию из НАТО. США одобрили пакет санкций против Турции из-за покупки российских зенитных ракетных систем С-400.
Но.
НАТО не может исключить Турцию из Североатлантического альянса.
Почему? Об этом еженедельнику «Звезда» рассказал доцент РЭУ им. Плеханова, член экспертного совета «Офицеры России» подполковник в отставке Александр Перенджиев:
- Прежде всего, важно понимать, что НАТО только по форме является оборонительным военно-политическим союзом, а по содержанию - это коммерческий проект, прежде всего Соединённых Штатов Америки, по продаже своего вооружения и военной техники, а так же своих услуг в военной сфере. И в связи с этим получается, что США заинтересованы в том, чтобы было как можно больше членов НАТО, то есть потенциальных партнёров на этом направлении экономической деятельности. И, естественно, выход из НАТО - это фактически потеря клиента богатого и способного хорошо оплачивать услуги США.
И, безусловно, чем толще кошелёк у потенциального покупателя, тем более серьёзные потери несёт его выход из НАТО для финансово-промышленных групп США, чьи интересы касаются как раз военной сферы. Думаю, что в связи с этим выход турок из альянса вряд ли возможен.
Скажем так, если Турция сама проявит инициативу, то тогда «да». Но Турция такую инициативу не проявляет. А то что США или другие участники говорят об исключении, ещё не означает, что они примут такое решение.
«Более интересен, на мой взгляд, в этом случает тот факт, что в связи с дискуссией о выходе Турции из НАТО Столтенберг стал всё больше говорить о возможности в ближайшее время вхождения Украины в НАТО. Эти два новостных события неким образом взаимосвязаны между собой, это точно».
Несмотря на эту корреляцию, нельзя обойти вниманием и несколько официальных причин, породивших дискуссию об исключении Турции из альянса. Первой претензией из этого списка стала закупка С-400. Но здесь следует говорить не просто о закупке С-400, а вообще о формировании у Турции своей военно-технической политики, независимой в целом от США и НАТО. Она полностью идёт вразрез с их политикой. Ну и, конечно, на этом фоне Турция выглядит как некий особый член Североатлантического альянса. Так происходит потому, что степень самостоятельности её, как члена НАТО, от США, да и от руководства альянса значительно повысилась в последнее время. Вторая причина - это удар по курдам и военная операция «Источник мира».
«Никогда не поздно найти рамочные условия получше, которые в итоге приведут к политическому решению, особенно в Сирии. Не так-то легко получить разрешение на отправку новых войск в Сирию. Поэтому ещё слишком рано говорить о том, может ли это предложение быть воплощено в жизнь».
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг.
Нельзя забывать и то, что между руководством Анкары и руководством Вашингтона и без того уже были трения, можно даже сказать - скрытая вражда, которая в своё время проявилась в попытке государственного переворота в Турции в 2016 году, последующей чистке армии со стороны Эрдогана и его окружения, а так же требованием по отношению к США в выдаче проповедника Фетхуллаха Гюлена, как одного из главных организаторов государственного переворота в Турции. И, конечно, это всё, начиная с 2016 года, создаёт накал, который сейчас только усилился. Собственно говоря, поэтому Турция и стремится к независимости от НАТО, потому что инфраструктуру альянса она рассматривает - как опасную для себя. Структуру, которая не защищает её, а даже наоборот - несёт серьёзную угрозу.
Скорее всего, эта дискуссия может привести к тому, что Турция де-факто, а может быть даже и де-юре, будет обладать каким-то особым статусом в составе НАТО, который будет фиксировать определённую степень недоверия по отношению к США и руководству самого альянса.