«Первый вальс» казанских суворовцев
«Процесс обучения в училище является для суворовцев воплощением интересных, увлекательных, а порой и непредсказуемых идей»
- Валерий Николаевич, как известно, идея создать прообраз суворовского училища и открыть в Казани казённое образовательное учреждение для детей из небогатых, большей частью провинциальных дворянских семей, принадлежала императрице Марии Федоровне…
- Это так. Она в 1805 году купила земельный участок в 15 десятин летней дачи князей Болховских за городской чертой. В 1917 году после февральской революции институт был передан Министерству народного просвещения, а в ноябре 1918 года реорганизован в советскую школу II ступени. В здании была организована Первая показательная школа-коммуна имени Карла Маркса, где на полном государственном обеспечении находились дети погибших красноармейцев и многодетных рабочих.
В 1941 году, во время Великой Отечественной войны, здесь был развёрнут военный госпиталь. А с сентября 1944 года хозяевами здания стали суворовцы.
Сама жизнь заставила руководство страны вспомнить практику дореволюционной России. Инициатива принадлежала генерал-лейтенанту Красной Армии, выпускнику Пажеского корпуса графу А.А. Игнатьеву.
В апреле 1943 года он обратился с письмом к И.В. Сталину, в котором предлагал создать экспериментальный «советский кадетский корпус» в Москве, но Сталин решил этот вопрос по своему: во-первых, назвать училища «Суворовскими», в честь великого русского полководца А.В. Суворова; во-вторых, образовать сразу девять таких училищ.
20 июня 1944 г. вышла директива Командующего войсками Приволжского военного округа о формировании Казанского суворовского военного училища. Учебные занятия воспитанников начались 2 октября 1944 года в 20 учебных отделениях. Первый выпуск состоялся в 1949 году. Было выпущено 65 суворовцев.
За годы существования из стен Казанского СВУ выпущено более 12 тысяч выпускников. Один удостоен Звания Героя Советского Союза, десять - Героя России, более пятидесяти выпускников стали генералами, одиннадцать академиков, сотни выпускников удостоены учёной степени кандидатов и докторов наук.
- От того, как построен процесс взаимодействия суворовца и преподавателя для усвоения каких-либо знаний и информации, зависит эффективность образовательного процесса…
- На протяжении 75 лет в училище важнейшими качествами образовательной деятельности являются самостоятельность, готовность к преодолению трудностей, связанных с усидчивостью и волей, и оперативность, которая предполагает правильное понимание стоящих перед суворовцами задач и выбор нужного действия и темпа его решения.
Характерными чертами работы педагогического коллектива училища являются неуклонный рост качества образования и сохранение лучших традиций. Преподаватели занимают в училище ключевую позицию в образовательном процессе. От их квалификации, личностных качеств и профессионализма зависит решение проблем обучения и воспитания.
Укомплектованность педагогического состава 100 процентов. Средний стаж работы преподавателей 20 лет. Учёную степень имеют 14 преподавателей. Более 70% педагогических работников имеют первую и высшую квалификационную категорию.
Процесс обучения в училище является для суворовцев воплощением интересных, увлекательных, а порой и непредсказуемых идей. А движущей силой учебного процесса являются взаимосвязанные, а порой воедино слитые процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания. В движение приводит эти взаимосвязанные явления обучения та самая пружина - огромная сила знаний, умений и традиций, воплощённых в коллективе суворовцев и педагогов, одухотворённых одной общей идеей.
«Мы воспитываем суворовца так, чтобы он выбрал военную службу»
- Какой конкурс в училище?
- Пять человек на место. Все же видят, какое у нас училище. Возьмём материальную базу: запустили ледовый дворец, новую казарму (хотя это, скорее, общежитие - казармы у нас ушли в прошлое), великолепный бассейн, спортивный зал и спортплощадки на улице, благоустроили территорию - посмотрите, как у нас красиво и уютно.
В спорте мы две спартакиады среди всех суворовских и нахимовских училищ уже выиграли, следующая, в 2020 году, пройдёт в Казани, и если победим в третий раз, олимпийский кубок останется у нас навечно. Традиционно занимаем первые и вторые места (2019 год - первое место) в смотре спортивно-массовой работы среди довузовских образовательных организаций МО РФ.
Великолепно идёт физика - постоянно занимаем первые места, по математике - первые и вторые. Пока немного хромает английский - мы где-то в середине.
В рамках робототехнических фестивалей городского, республиканского, всероссийского уровней наши ребята постоянные призёры и победители.
Но из-за таких успехов, как это ни странно, и принимать детей трудно - много жалоб: мой ребенок хорошо сдал экзамены, а не прошёл. Что делать - отбираем лучших.
Главное - знания и здоровье. А чтобы ребята оставались здоровыми, у нас, среди прочего, диетическое питание. Словом, у наших мальчишек проблем со здоровьем нет. Но в целом здоровье поступающих, увы, ухудшилось: к примеру, всё больше случаев плоскостопия. Процентов 30 подающих документы отсеиваются именно по здоровью. Родители не проверяют ребенка регулярно…
А самая лучшая реклама училищу - наши воспитанники. Приезжает парень на каникулы: серьёзный, не курит, спортивный, вежливо разговаривает, воспитанно себя ведёт. И у его товарищей, знакомых тоже появляется желание стать таким. Когда они уезжают на каникулы, я инструктирую каждое подразделение, как вести себя в дороге, дома, с друзьями - это важно. И когда к нам приходят родители поступающих, нередко говорят: «У вас учится такой-то - какой хороший мальчик, хотим, чтобы и наш сын стал таким же».
- Выпускник обязан далее пойти в военное училище?
- Нет, может поступить в любой вуз. Но мы воспитываем так, чтобы он выбрал военную службу. Лучший аргумент - наши выпускники. Например, начальник Генерального штаба РФ генерал армии Герой России Валерий Васильевич Герасимов окончил сначала наше, а потом Казанское танковое училище и сейчас - второй человек в Вооружённых силах.
В 2018 году 82% ребят пошли в училища, в этом - 73%, но далее их будет больше. Подумайте только: из 75 выпускников 20 идут на золотую медаль! И в спорте они молодцы: из 20 человек одного взвода пятеро кандидаты в мастера спорта.
- Насколько для военного важен «суворовский факт» в биографии? Может, проще сразу после школы пойти в военное училище?
- Я и сам поступал со школьной скамьи. Но когда к нам приехали суворовцы, было заметно, что они лучше подготовлены. К примеру, лучше знали английский (у всех был диплом военного переводчика), в спорте оказались более развиты. И хотя к третьему курсу эта грань стирается, качества, которые ребёнок приобрёл в детстве, остаются на всю жизнь.
- Каков обычный распорядок дня суворовца?
- Шесть-семь уроков, затем - два часа внеурочных занятий: спорт, танцы (кстати, у нас прекрасный танцевальный зал), техническое творчество, пение. После этого - три часа самостоятельной подготовки под руководством воспитателей и привлечением тех же преподавателей - типа репетиторства, но только бесплатно. И обязательная вечерняя прогулка. Здоровый распорядок дня.
- Ваша программа дополнительного образования впечатляет. Есть обязательный набор занятий или суворовец может ничего не выбрать и бить баклуши?
- Обязательным предметом является дисциплина «Основы военной подготовки». Остальные может и не выбирать - не заставляем, однако и баклуши бить не получится - будет делать уроки. Но, как правило, все чем-то занимаются. Понимаете, если один мальчишка стал чемпионом, скажем, по самбо или рукопашному бою, он сразу приобретает особый вес среди сверстников, поэтому спортом точно хотят заниматься все. А у нас ещё и сильная художественная самодеятельность, прекрасный хор, великолепные солисты, в этом году создали свой оркестр.
- Вы прошли Афганистан, Южную Осетию и Приднестровье. Боевой опыт дал вам что-то для педагогической работы?
- Прежде всего это ответственность. Ночью в горах, когда луны нет, если не взяться за впереди идущего, сразу затеряешься. А надо не просто идти, но по компасу вести за собой роту и правильно выйти в указанный район. Боевая обстановка требует знаний, доведённых до автоматизма действий, умения мгновенно принимать решения, уверенности. Чуть командир растерялся - паника неизбежна. На тебя солдаты смотрят: как командир среагирует в критической обстановке? Если он заметался - всё, не будет авторитета среди солдат и задачу подразделение не выполнит. Что-то подобное есть и в мирной училищной обстановке.
«Нам очень важно, чтобы и выпускники, и учащиеся, и весь педагогический состав всегда считали училище родным домом»
- Что вы считаете главным результатом обучения?
- Нам очень важно, чтобы своим училищем могли гордиться и выпускники, и настоящие суворовцы, и весь педагогический состав, важно, чтобы училище для них было всегда родным домом. Чтобы всегда с хорошим настроением возвращались в наше училище и суворовцы, и педагоги после каникулярных отпусков. И самым главным считаю, что в училище необходимо создание атмосферы творчества, поиска и новых достижений. Каждое поколение оставляет в истории свой след, свою индивидуальность и неповторимость.
Училище наше замечательное, непохожее на другие учебные заведения города, является одним из лучших. И верится в то, что семена добра, трудолюбия, самоотдачи, которые здесь закладываются, будут на протяжении многих лет приносить обильные плоды гуманизма и любви к своему училищу, городу, природе, человечеству.
Хорошее образование, дисциплинированность, работоспособность, ответственность и коммуникабельность, полученные во время учёбы, позволяют выпускникам училища добиваться успехов на гражданском и на военном поприще.
Но всё же главная цель, ради которой создавалась система суворовских военных училищ, это подготовка выпускников к продолжению учёбы в профессиональных военно-учебных заведениях и в перспективе - к офицерской службе.
Судьбу наших суворовцев-выпускников мы отслеживаем в течение одного года, получаем отзывы о наших выпускниках, которые характеризуются выбором жизненных целей, профессиональным самоопределением, устойчивым и явно выраженным интересом к профессии офицера, стремлением к самостоятельности, умением отстаивать свои взгляды; все они обладают нравственными и организаторскими качествами, дисциплинированы, физически подготовлены.
- У вас был открыт памятник к юбилею...
- Да и его открытие прошло в неформальной обстановке, очень тепло. Памятник называется «Первый вальс». Он поставлен в Родионовском саду училища. Постамент памятника в виде юноши-суворовца и девушки украшает надпись: «Нашим бабушкам и дедушкам посвящается».