Уран-9: беспилотный ветеран Сирии вступил в ряды Российской армии
В ряды армии России продолжают поступать боевые роботы. Как заявил замминистра обороны Павел Попов, в России сейчас активно разрабатывается концепция роботизации армии. Следуя этой концепции, в январе 2019 года настала очередь и боевому роботизированному комплексу «Уран-9» приступить к срочной службе.
Радиоуправляемая машина на гусеничном ходу «Уран-9» предназначена для локальных войсковых и антитеррористических операций. Внешне «Уран» напоминает небольшой, чуть меньше малолитражного автомобиля, бронетранспортер. «Уран-9» вооружен 30-миллиметровой автоматической пушкой 2А72, спаренным пулеметом калибра 7.62 мм и управляемыми ракетами «Атака». Также робот может быть вооружен реактивным огнеметом «Шмель-М» и противовоздушным ракетным комплексом «Игла». Робот высоко оценен многими экспертами в области вооружения еще на стадии разработки и тестирования получил статус боевой машины, не имеющей аналогов в мире.
О принятии на вооружение комплекса сообщил генеральный директор концерна «Калашников» Владимир Дмитриев. «Сейчас завершается производство первой серийной партии. Вообще, «Ураны» - это хороший научно-технический задел для дальнейших продуктов», - сказал Дмитриев в интервью РИА Новости.
Основная задача, которую преследовали конструкторы концерна «Калашников», - создать машину, которая сможет действовать непосредственно на поле сражения, с тем чтобы сохранить как можно больше жизней солдат. Именно поэтому «Уран-9» был сконструирован таким образом, чтобы переживать любые последствия интенсивного городского боя. Это и определило ключевые характеристики «Урана»: бронированный корпус со средствами снижения заметности, дистанционное управление, поддерживающее связь не менее 4 км и высокая для такой компактной и тяжелой (12 тонн с учетом полной боевой загрузки) машины скорость - не менее 35 км/ч.
«Уран-9» впечатлил и американских военных. Исследователь Самуэль Бендетт, в своей обзорной статье, отметил ряд преимуществ российских роботов перед западными аналогами. По его словам, российские машины «меньше, проще и дешевле американских», что является несомненным плюсом для робота, который отправляется в эпицентр конфликта. Эксперт был восхищен тем, что русские смогли сделать из «Урана» беспилотную машину, способную «поразить танк». Сейчас Россия значительно превосходит США в области производства крупных беспилотных наземных аппаратов. И пока американские ученые бьются над проблемой искусственного интеллекта боевых роботов, Россия создает огромное количество простых машин и сохраняет жизни солдат.
Ключевым этапом жизни «Урана-9» стали боевые операции в Сирии в 2017 году. Это был первый опыт робота и возможность показать свои особенности «по-настоящему». Военные отметили его основное достоинство - могучий арсенал.
Комплекс вооружения, в сопряжении с набором оптических приборов, позволяет поражать неподвижные и движущиеся цели на расстоянии до 5 километров и днем, и ночью. Благодаря обширном арсеналу, «Уран-9» можно использовать как против пехоты, так и против бронетехники и укреплений.
Условия реального поля боя во время сирийской операции позволили выявить недостатки, которые невозможно было бы обнаружить в «стерильных» условиях полигона. Главным пожеланием военных было добавление возможности передвигаться и вести огонь одновременно, что увеличило бы его боевую эффективность и живучесть. Не оправдали надежд и некоторые элементы ходовой части и оптических приборов. Все элементы, склонные к поломке, отправлены на доработку.
Генеральный директор концерна «Калашников» Владимир Дмитриев подтвердил, что недостатки «Урана-9» были учтены и исправлены: «Сирия - отличный полигон, позволяющий понять слабые и сильные стороны любого оружия, поэтому доработка по итогам ведется везде и всеми. Мы - не исключение».
Сейчас обновленный «Уран-9», пройдя все испытания, поступил на вооружение армии России. Это очередной шаг к дальнейшей «роботизации» войск. По мнению экспертов, сейчас российская военная робототехника стремительно развивается как на земле, так и в воздухе. А применение роботов в военных операциях станет нормой уже через 3-4 года.