Грозит ли Арктике «черный передел»?
Анонсируя новую Стратегию дальнейшего развития системы американской противоракетной обороны, Дональд Трамп заявил, что на базе Форт-Грили, расположенной на Аляске, будут размещены еще 20 противоракетных комплексов. По его словам, они защитят американские города от опасности, якобы исходящей с арктического направления. На самом деле это только повод, у США в Арктике куда более глобальные интересы.
США примеряют на себя полярную «шапку»
Уже этим летом должен состояться поход отряда американских военных кораблей за Полярный круг. Как уточнил министр ВМС США Ричард Спенсер, американский флот регулярно обозначает присутствие в Арктике - еще с 1960-х годов, но в основном эта задача решается силами подводного флота и патрульной авиацией.
«Зачем нам нужно направлять корабли в Арктику? - рассуждал по этому поводу министр. - Мы должны понять, каково это - работать в таких условиях». А потом уточнил, что Арктика является тем регионом, «на котором США должны сконцентрировать внимание и иметь возможность проводить операции по обеспечению свободы мореплавания».
Здесь надо бы отметить, что США давно преуспели в распространении различных свобод. Но в том-то и дело, что Ричард Спенсер не просто министр ВМС, но и еще крупнейший американский бизнесмен. В молодости он служил в корпусе морской пехоты, а после увольнения занимал должности топ-менеджеров таких известных компаний, как Goldman Sachs, Bear Stearns и Merrill Lynch - крупнейших финансовых центров на Уолл-стрит, а на пике карьеры был финдиректором биржи Intercontinental Exchange. Да и министром ВМС он стал с благословения американского истеблишмента. Так что Ричард Спенсер, как и Дональд Трамп, мыслит исключительно категориями большого бизнеса, в котором политика является лишь инструментом извлечения прибыли. Боевые корабли, впрочем, тоже.
Все окончательно становится на свои места, если учесть, что Арктика в буквально смысле является кладовой полезных ископаемых. По последним данным, подо льдами в районе Северного полюса залегает 16-18% всех неразведанных запасов нефти и 35% газа.
Огромное значение это региону США придают и в связи с расширяющимся судоходством по Северному морскому пути (СМП) и Северо-Западному проходу, соединяющему Атлантический и Тихий океаны. Главное преимущество этого маршрута - сокращение времени, затрачиваемого на переход, а значит и снижение расходов. Например, кораблю, идущему из Южной Кореи в Германию вокруг Африки, требуется в среднем 46 дней. Через Суэцкий канал - 34 дня, а переход СМП займет 23 дня.
Именно поэтому американцы настаивают на том, что режим этих маршрутов должен регулироваться международным законодательством, а не национальными - России и Канады. В общем, США уже назвали свободу мореплавания в арктической зоне высшим национальным приоритетом, но при этом попутно заявили о готовности действий в одностороннем порядке и о праве осуществлять контроль пространств Арктики за пределами юридически обоснованных разграничительных линий. К этому надо добавить, что регион Арктики сохраняет важное стратегическое значение для американских ядерных подводных сил. Кроме того, с позиций на северо-востоке Баренцева моря США предлагают поражать ракеты, летящие по кратчайшему расстоянию из Восточного полушария в Западное.
Российские приоритеты
Как известно, Россия первой вышла на полярный лед и продолжает активное освоение арктического региона.
Уже подана в комиссию ООН заявка на расширение границ континентального шельфа в Арктике на 1,2 млн кв. км. В планах России - присоединение хребта Ломоносова и других участков морского дна, в том числе котловины Подводников, поднятия Менделеева, южной оконечности хребта Гаккеля и зоны Северного полюса. По самым низким оценкам, это позволит прирастить потенциальные запасы углеводородов на 5 млрд тонн условного топлива.
Ожидается, что ключевая позиция подкомиссии ООН по российской заявке будет сформирована уже в марте.
Параллельно Россия приступила к активной эксплуатации Севморпути. В прошлом году по СМП прошло датское контейнерное судно ледового класса Venta Maersk и корабль тылового обеспечения ВМС Франции «Рона». Переход занял всего 17 суток. А с 2019 года РФ ввела уведомительный порядок прохождения иностранных военных кораблей через СМП, а гражданские суда должны запрашивать разрешение на проход в Главном управлении Севморпути.
Но поскольку желающих установить свои порядки в нашей арктической зоне хватает, Россия предприняла значительные меры по обеспечению безопасности региона. В частности, Северный флот выделен в отдельное стратегическое объединение, укреплены все его компоненты и морская составляющая, поступают новые корабли и подводные лодки. Усилены гарнизоны на острове Котельном и Земле Франца-Иосифа, появились новые арктические бригады в Восточной Сибири, совершенствуется система ПВО и ПРО региона.
И это совсем не избыточные усилия, поскольку даже Китай, расположенный намного южнее, претендует на участие в освоение арктических ресурсов.
Еще январе 2018 года Пекин выпустил «Белую книгу», определяющую государственную политику КНР в Арктике, которая исходит из международного статуса всех участков арктического дна, если эти участки не входят в исключительную экономическую зону приарктического государства.
Пекин также настаивает на свободном доступе к СМП, поскольку заинтересован в интеграции Севморпути в свой проект «Великий шелковый путь», что позволит Китаю осуществлять более интенсивный импорт и экспорт.
Они возвращаются в «холодную погоду»
Укрепление позиций России и КНР в Арктике явно не устраивают США. В Пентагоне в этой связи рассматривается вопрос и об усилении сухопутной группировки, расположенной в настоящее время на Аляске. Речь также идет об отправке в регион патрульных самолетов P-8A «Посейдон», которые также используют для борьбы с субмаринами. Они будут дислоцироваться на острове Адак, который расположен в западной части группы Алеутских островов.
Кстати, в северной части острова во времена «холодной войны» была большая военная база ВМС США, отлаженная для борьбы с советскими подводными лодками. В 1997 году базу закрыли, а взлетную полосу передали в коммерческое использование. Сейчас Пентагон намерен вернуться. Как заявил глава командования Аляски генерал-лейтенант ВВС Кен Уилсбах: «Мы возвращаемся в холодную погоду».
С ВМС вопрос сложнее. И хотя 2-й флот, который будет отвечать и за арктические районы, возможности американских кораблей и их экипажей пока что не соответствуют поставленным задачам. Это наглядно продемонстрировали учения НАТО в арктическом регионе Trident Juncture, в которых принимала участие авианосная ударная группа во главе с авианосцем «Гарри Трумен». Маневры выявили недостатки и в подготовке личного состава, и в готовности техники к работе в северных условиях - штормом были выведены их строя несколько кораблей, а десантные силы не смогли произвести высадку на побережье.
Еще одной проблемой американских ВМС считается отсутствие на кораблях паровых установок для их очистки ото льда. Поэтому сбивать лед с металлических поверхностей приходится вручную. Кстати, например, это случилось в марте прошлого года, когда застрявшую во льдах атомную подлодку «Хартфорд» пришлось выручать из плена при помощи бинзопил. Но, несмотря ни на что, Пентагон намерен уже послать летом корабли в арктические воды.
Понятно, что делается это для того, чтобы проверить реакцию российской стороны на попытку явочного прохождения американскими военными кораблями по Северному морскому пути. Впрочем, Москва устами главы МИД РФ Сергея Лаврова уже предупредила США об опасности подобных провокаций.
Другие «охотники» за северными углеводородами
Следует также отметить, что США, расширяя военное присутствие в Арктике, активно подталкивает к этому и другие страны НАТО. Так Канада приступила к созданию соответствующей логистической инфраструктуры. С этой целью военное ведомство страны расширяет сеть так называемых транспортных узлов северных операций, которые уже появились в бухте Резольют и в городке Икалуите (юго-восток Баффиновой Земли). Материальные запасы и технические сооружения, создаваемые там, позволяют обеспечить процесс быстрого развертывания группировки вооруженных сил Канады в арктической зоне. Кроме того, создан пункт заправки топливом для кораблей канадских ВМС в Нанисивике. В перспективе здесь планируется открыть новую военную базу.
К операциям в Арктике возвращаются также вооруженные силы Великобритании, которая, как известно, не является арктическим государством, но практически ежегодно британская морская пехота проходит подготовку в Норвегии, проявляющей наибольшее усердие в военном освоении арктических районов.
В Осло даже создан Центр передового опыта НАТО по арктической подготовке. Министерство обороны королевства также планирует инвестировать почти 290 млн долларов в восстановление и модернизацию военных объектов времен «холодной войны» на Крайнем Севере.
Инвестиции будут направлены на самый северный и восточный регион Норвегии - Финнмарк, который граничит с Финляндией и Россией. «Наша задача состоит в том, чтобы обеспечить военное присутствие в регионе», - отметил полковник Йорн Эрик Бернтсен, руководитель недавно созданного подразделения наземной обороны Финнмарка.
В настоящий момент сложно предсказать, как будут складываться события на Крайнем Севере Земли. Ясно одно, что для экономического процветания Арктики необходимы мир и стабильность. А вот воспользоваться возможностями региона в случае вооруженного конфликта будет крайне затруднительно.