От «военного провода» до инновационных технологий
- Сергей Валерьевич, в этом году Военная академия связи отметит 100-летний юбилей. Можно, конечно, прочитать историческую справку, но хотелось бы услышать, что называется, из первых уст: а как все начиналось?
С решения Реввоенсовета Республики от 8 ноября 1919 года о создании Высшей военной электротехнической школы комсостава Рабоче-Крестьянской Красной Армии. В 1923 году академия из Сергиева Посада переехала в Петроград, в здание бывшей Николаевской академии Генштаба России. На нашем знамени два отечественных ордена - Красного Знамени и Ленина, а также восемь зарубежных наград. В 1973 году академии вернули имя Маршала Советского Союза Семена Михайловича Буденного, которое первый раз было присвоено еще сорок лет назад. А с июля 2004 года наш вуз, который в 1998 году был переименован в Военный университет связи, снова получил статус академии.
В общем, исторический путь Военной академии связи вряд ли можно назвать простым.
- Возможно, Сергиев Посад и духовная столица, но явно не научная. В Санкт-Петербурге, надо полагать, проблем с преподавательскими кадрами не было и быть не может?
- Для начала уточню: в настоящее время в академии осуществляется подготовка всех категорий военнослужащих от сержантов и прапорщиков до офицеров-адъюнктов. Общая численность - более 4.500 человек. А теперь о нашем главном научном потенциале.
В академии преподают 50 докторов наук, 48 профессоров, 340 кандидатов наук и 176 доцентов, которые помимо преподавательской деятельности внесли значительный вклад в развитие теории и техники военной связи, автоматизированных систем управления, радиоэлектронной разведки и радиоэлектронной борьбы.
Также весьма востребован их жизненный и боевой опыт.
- В военной среде связисты считаются интеллигенцией. О белых перчатках, которые военные связисты якобы не снимают даже в бою, надо полагать, тоже наслышаны. Но ведь это просто фигура речи. А как на самом деле готовят связистов в погонах?
Стремительное развитие форм, способов и средств вооруженной борьбы, высокая сложность вооружения и военной техники, поступающей в войска, предполагает существенное возрастание требований, предъявляемых к офицеру-связисту. Выпускник академии должен обладать компетенциями как командира, то есть иметь навыки руководства личным составом, уметь организовывать и проводить подготовку, обучение и воспитание подчиненных, так и быть профессионалом в области применения современных средств и комплексов связи. Поэтому у нас предусмотрена трехэтапная система подготовки. На первом - теория. На втором этапе курсанты и слушатели получают базовые навыки в эксплуатации средств и комплексов связи на программных и аппаратно-программных тренажерах, в том числе с использованием технологий виртуальной и дополненной реальностей.
На третьем - нормативы и учебные задачи отрабатываются уже непосредственно на стационарных и полевых комплексах.
Надо отметить, что практическая направленность подготовки стала у нас приоритетной. В итоге каждый выпускник должен стать специалистом 1 класса по основной специальности и специалистом 2 класса по смежной.
Практическая подготовка проводится в пяти военных городках академии, где создана учебно-материальная база, состоящая из системы полигонов связи и учебных полей, предназначенных для изучения самой современной техники связи. Как говорится, раритетов не держим и от времени стараемся не отставать. И так было всегда: от легендарного «военного провода» до инновационных технологий.
- Кстати. О новейших ракетах, самолетах и танках известно если не все, то многое. А как далеко продвинулась техника связи? Что у вас появилось нового, и вообще какие перспективы?
- В настоящее время на сетях военной связи используются средства и комплексы, в которых реализованы самые современные телекоммуникационные и информационные технологии. Уже это предполагает использовать в системе обучения самые передовые образовательные технологии, позволяющие готовить специалистов, которые будут способны обеспечивать управление войсками в любых условиях. Причем инновационность обучения в академии реализована как на системном уровне, что проявляется в общей организации образовательной деятельности, так и при проведении отдельных занятий, что зависит уже от каждого педагога, а в совокупности позволяет создать стройную логически взаимоувязанную систему подготовки.
- При наличии соответствующей учебно-материальной базе, конечно же?
Несомненно, наличие современной учебно-материальной базы имеет важнейшее значение и играет первостепенную роль при подготовке всех армейских специалистов. Не являются исключением и специалисты связи. Хочу подчеркнуть, что на сегодняшний день наша академия имеет одну из самых современных учебно-материальных баз среди вузов Минобороны России.
В период с конца 2012 по август 2014 года были проведены реконструкция и строительство новых зданий и сооружений, размещенных на основной территории академии. Проведено оснащение учебных аудиторий современными и перспективными образцами техники связи, средствами автоматизации, радиоэлектронной разведки и радиоэлектронной борьбы. Все учебные аудитории оборудованы современными мультимедийными средствами обучения и контроля, специализированные классы оснащены цифровыми комплексами радиорелейной и тропосферной связи, радиосвязи, спутниковой связи, волоконно-оптическими системами передачи, тренажерами и макетами. Кроме того, в академии развернута современная телекоммуникационная сеть, которая обеспечивает единое информационное пространство образовательной, научной и административной деятельности. В частности, возможности единой телекоммуникационной сети позволяют проводить в режиме видеоконференции интерактивные занятия и дистанционное обучение слушателей и курсантов, находящихся на удаленных от базового городка территориях.
Ну и техническая поддержка у нас неплохая: в плановом порядке ежегодно в академию поступают современные образцы полевой техники связи, доля которых в настоящее время уже превышает 70 процентов.
- А как используется боевой опыт при подготовке офицеров-связистов ?
Бесспорно, самым актуальным в настоящее время считается боевой опыт, полученный в Сирийской Арабской Республике. И мы это учитываем. В академии разработана и последовательно реализуется «дорожная карта» по внедрению данных практических знаний в образовательном процессе, на которой представлены конкретные мероприятия с указанием сроков их выполнения и методов реализации в ходе учебных занятий, при подготовке учебников и учебных пособий и выполнении научных исследований. Внесены соответствующие изменения в учебные программы, тематические планы, в структуру и содержание учебных дисциплин. В этом же направлении откорректирована тематика выпускных квалификационных работ и магистерских диссертаций.
Для более предметного представления о проделанной работе могу сообщить, что в 2018 году академия представила на коллегию Минобороны экспозицию по внедрению и использованию боевого опыта, которая была замечена и получила положительную оценку.
- Насколько известно, в штате академии состоит еще и научная рота. Ну и как ученые в солдатских погонах, соответствуют академическому статусу? Эксперимент удался?
- Вполне. Например, операторы научной роты рядовые
Г. Портнов, Е. Баязитов и И. Якшибаев в 2018 году принимали участие в военно-научной конференции, которая проводилась в рамках IV Санкт-Петербургского международного научно-образовательного салона. Были представлены два проекта: виртуальный тренажер по развертыванию аппаратной связи Р-431АМ и автоматизированная виртуальная обучающая система (АВОС). Виртуальный тренажер позволяет получать основные знания по развертыванию техники связи во время занятий в учебных аудиториях без использования действующего образца, а АВОС - интегрировать объекты реальности в виртуальное пространство: достаточно навести систему на объект, и обучаемый мгновенно получит о нем полную информацию. Всего же в прошлом году операторы научной роты приняли участие в 17 выставках и конференциях различного уровня, опубликовали 154 научные работы, зарегистрировали 58 программных продуктов. Это говорит о том, что академия обладает значительным научным потенциалом на всех уровнях, и это позволяет решать самые сложные научно-технические задачи.
Кстати, ежегодно у нас защищаются до 14 адъюнктов. Наши ученые весьма востребованы. Мы активно сотрудничаем с такими производственными и исследовательскими структурами как ОАО «Специальный технологический центр», АО «Научно-исследовательский институт технологий связи», ПАО «Интетех», ЗАО «Институт телекоммуникаций», ПАО «МТС» и другими.
Поверьте, список внушительный.
- А что скажете о профильном кадетском корпусе, который, как нам стало известно, называется «Школой IT-технологий»?
Кадетский корпус, или «Школа IT-технологий», тоже является структурным подразделением академии. Он был создан по решению министра обороны генерала армии Сергея Шойгу в сентябре 2015 года. Основная общеобразовательная программа и программы дополнительного образования, по которым занимаются наши воспитанники, направлены на развитие творческих способностей и поддержку ребят, проявивших способности в физике, математики и в области информационных технологий. Кадетский корпус рассчитан на обучение 80 юношей в 10-х и 11-х классах.
Причем для них созданы все условия, только учись: 17 учебных классов, оснащенных интерактивными мультимедийными комплексами, специализированные лаборатории, в которых проводятся занятия по информатике, кабинет сетевых технологий, лаборатория программного обеспечения, лаборатория робототехники, 3-d центр, производственно-технологическая зона, робототехнический полигон, библиотека, имеющая доступ к ведущим электронным образовательным ресурсам. Кадеты находятся на полном государственном обеспечении, проживают в благоустроенном общежитии. Для занятий спортом используются три спортивных зала, бассейн и открытый стадион.
За сравнительно короткий период наш кадетский корпус занял лидирующие позиции по результатам ЕГЭ среди довузовских образовательных организаций Министерства обороны. Среди наших воспитанников - призеры регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников, победители и призеры международных и региональных конкурсов.
Уже сегодня наш кадетский корпус считается одним из ведущих центров IT-образования.
Кстати, 70 процентов выпускников корпуса стали курсантами высших военно-учебных заведений. Сегодня образованные люди особенно нужны и армии, и стране.