Памяти погибших подводников
Ровно 30 лет назад, 7 апреля 1989 года, на атомной подводной лодке Краснознаменного Северного флота К‑278 «Комсомолец», возвращавшейся с боевой службы на базу в подводном положении, в одном из отсеков возник пожар. Морякам с большим трудом удалось его локализовать, но спасти от разгерметизации прочный корпус они не смогли. Еще шесть часов после аварийного всплытия подводники боролись за живучесть судна, но нейтральные воды Норвежского моря оказались сильнее. «Комсомолец» затонул на глубине около 1700 метров в 90 милях юго-западнее острова Медвежий.
39 моряков погибли. 30 оказавшихся в холодной воде выдержали ровно 72 минуты до того, как их подняли на борт плавбазы «Алексей Хлобыстов». Трое моряков умерли от переохлаждения уже на плавбазе. Весь экипаж «Комсомольца» награждён орденом Красного Знамени; 42 подводника – посмертно. Спустя шесть с лишним лет в память о трагической гибели К‑278 приказом Главнокомандующего ВМФ России 7 апреля был установлен День памяти погибших подводников.
За более чем 110-летнюю историю русского подводного флота профессия моряка-подводника остаётся одной из самых опасных и тяжёлых, одной из наиболее ответственных и героических. И нет ничего удивительного, что самое большое количество флотских людей, удостоенных высшего звания нашей страны - моряки-подводники.
Александр Маринеско: рекордсмен под номером С-13
Один из них, самый знаменитый подводник времён Великой Отечественной войны – капитан 3 ранга Александр Маринеско. Дизельная лодка С-13 под его командованием в январе-феврале 1945 года с промежутком в десять дней отправила на дно два фашистских судна. На океанском лайнере «Вильгельм Густлофф» и санитарном транспорте «Штойбен» находилось около 13,3 тысяч немецких солдат и гражданских лиц, большая часть из которых погибла.
Александр Маринеско, представленный к званию Героя Советского Союза (посмертно) спустя лишь 45 лет после совершения подвига, навсегда вошёл в историю ВМФ, как рекордсмен среди советских подводников по суммарному тоннажу потопленных судов противника. Он никогда и никого не боялся: ни в море, ни на берегу. В море зачастую поступал вопреки законам подводной войны и даже логике. Атаковал всегда нестандартно и смело шёл в самые опасные места, потому что знал: его там не ждут. В этой нелогичности и был залог его успеха. Из 13-ти подводных лодок-«эсок», воевавших на Балтике, уцелела одна единственная под несчастливым 13-м номером, которой командовал Маринеско.
Анатолий Сорокин: 40 тысяч километров под водой
После войны наши подводники поступали не менее героически. В частности, в 1966 году. Тогда, преодолев свыше 20 тысяч морских миль, отряд подводных лодок Северного флота под командованием контр-адмирала Анатолия Сорокина осуществил первый в мировой истории атомного флота уникальный кругосветный переход без всплытия. Справедливости ради нужно отметить, что впервые на год раньше под водой вокруг света прошёл американский атомоход «Тритон». Но ему пришлось дважды всплывать: для передачи на борт американского крейсера тяжело заболевшего подводника, затем – для устранения возникшей технической неполадки.
На наших субмаринах все было иначе. Отряд включал в себя два атомохода: одним командовал капитан 2 ранга Вячеслав Виноградов, другим – капитан 2 ранга Леонид Столяров. Ночью 1 февраля в обстановке строжайшей секретности лодки вышли из базы Западная Лица и погрузились на рабочую глубину. И только после этого командир перехода объявил подводникам о задаче, которую им предстояло выполнить. Цель, во имя которой планировался этот переход, без всякого преувеличения, имела государственное значение. Помимо проверки готовности людей к выполнению своих обязанностей в условиях длительного нахождения под водой, работы механизмов и оружия в различных регионах Мирового океана, необходимо было доказать извечному конкуренту – США, кто есть кто на самом деле в царстве Нептуна.
Отряд контр-адмирала Сорокина не только блестяще справился с поставленной задачей, но и ни разу не дал себя обнаружить. Полной неожиданностью для всего мира стало заявление тогдашнего министра обороны нашей страны маршала Родиона Малиновского, который объявил, что «несколько дней назад группа советских атомоходов успешно завершила кругосветный поход в подводном положении». Во времена «холодной войны» подобные акции котировались очень высоко. Старшего на переходе, а также командиров лодок представили к высшей награде Родины, многие члены экипажей были награждены орденами и медалями. Обе субмарины получили гвардейские наименования.
Сергей Справцев: подводное «нахальство» русских
Очень похожее «чудо» в 1999 году сотворила АПЛ К-317 «Пантера» (пр. 671) под командованием капитана 1 ранга Сергея Справцева. Именно чудо, потому что с советских времен не было такого, чтобы наши подводники фактически беспрепятственно «опекали» ничего не подозревающих американцев, искренне полагавших, что их никто в океане не видит. Этот эпизод навсегда вписан в историю российского флота, а командир лодки стал настоящей легендой среди подводников.
Его подлодка в течение целой недели скрытно вела боевое слежение за несколькими НАТОвскими субмаринами. В том числе и за американской АПЛ типа «Лос-Анджелес», что считается у подводников верхом профессионализма. До этого случая, когда экипаж Справцева фактически обвел американцев вокруг своего военно-морского пальца, стратеги класса «Лос-Анджелес» считались практически недосягаемыми для гидроакустических станций наших подлодок. А к возможности скрытного слежения за ними американские военспецы вообще относились скептически. Когда же руководству ВМС США стало известно о подводном «нахальстве» русских, и об абсолютной беззубости своих противостоять им, стразу трое американских адмирала были отправлены в отставку. А «капраз» Справцев за свой подвиг получил Золотую звезду Героя России.
Сергей Преминин: матрос, спасший мир от трагедии
Только не нужно думать, что высшей наградой у подводников награждают исключительно командный состав. Так, в октябре 1986 года весь мир узнал о подвиге простого деревенского парня с Вологодичны Сергея Преминина. Он служил в трюмной группе АПЛ К-219, которая несла боевую службу в пятистах милях северо-восточнее Бермудских островов. В результате утечки окислителя одной из ракет и её взрыва в шахте в 4-м отсеке вспыхнул распространился по всей лодке пожар. В то время на наших ПЛ ещё не было надёжных систем автоматического срабатывания компенсирующих решеток, заглушающих работу реактора в случае аварии.
Это возможно было сделать только вручную, и задачу взялись выполнить командир группы старший лейтенант Николай Беликов со своим подчинённым матросом Премининым. Они работали по очереди и смогли опустить только три решетки из четырёх, когда офицер из-за высокой температуры потерял сознание. Оставшись один на один с куском железа, Сергей, уже получивший изрядную дозу отравления угарным газом, не запаниковал, не попытался покинуть аварийный отсек. Из последних сил он довёл дело до конца и заглушил реактор. Однако, выйти самостоятельно уже не смог. Возросшим давлением поджало переборку, заклиненную дверь пытались открыть снаружи, но не смогли…
Экипаж лодки эвакуировали на подошедшие советские суда. «К-219» опустилась на дно на глубину 5500 метров вместе с 20-летним Сергеем Премининым. По сути, он спас не только личный состав лодки, но и предотвратил аварию, подобную Чернобыльской. По злому стечению обстоятельств, трагедия с нашей АПЛ произошла недалеко от берегов США накануне встречи Горбачева с Рейганом в Рейкьявике. Сегодня можно только догадываться, какой мог случиться политический резонанс в результате последствий возможной катастрофы атомного реактора на борту ракетного подводного крейсера стратегического назначения, имеющего полный боекомплект баллистических ракет.
Указом Президиума Верховного Совета СССР вологжанин Сергей Преминин был награждён орденом Красной Звезды (посмертно). А спустя десять лет, когда обстоятельства аварии и действия экипажа были изучены повторно и более детально, он был представлен к званию Героя Российской Федерации.
Таких эпизодов, или очень похожих, можно привести еще не один десяток. И в каждом - судьба и поступок человека - наших русских парней, которых, как сказал Президент Владимир Путин в одном из своих обращений к Федеральному собранию, нет и никогда не будет ни в одной стране мира.