Евгений Старожук: «Российская Арктика должна стать единым научно-технологическим пространством»
Россия усилила присутствие в Арктике, создает там современную инфраструктуру, собирается еще активнее осваивать природные ресурсы и развивать промышленность. Президент России Владимир Путин на прошлогоднем арктическом форуме сказал, что Россия в этом регионе «поселилась заново и крепко».
Комплексное развитие Арктики может быть осуществлено только в рамках интеграции ключевой компетенции - органов власти, промышленных корпораций, ведущих университетов и научных центров России. Важнейшие задачи сегодня - поиск научно-технических решений для освоения Арктического региона, разработка принципов создания техники, работоспособной в условиях Крайнего Севера, новейших технологий и материалов с принципиально новыми свойствами.
Подводный робот стратегического назначения
- Евгений Андреевич, поставленная руководством страны задача участвовать в решении научных и технологических проблем освоения Арктики для ученых МГТУ имени Н.Э. Баумана стала неожиданностью?
- Нет, у нас был накоплен хороший научный задел по этой тематике в прошлом. Недаром наш университет стал базовой научной организацией по выполнению задач межведомственной комплексной целевой программы (МКЦП) «Арктические технологии». В соответствии с поручением президента Российской Федерации в МГТУ имени Н.Э. Баумана создана дирекция по Арктическим программам. Теперь целый ряд научных коллективов МГТУ уже два года плотно и плодотворно занимается арктической тематикой.
Эта программа изначально имеет двойной характер: и гражданский, и оборонный. Дело в том, что Арктический регион очень сложен с инвестиционной точки зрения.
На Крайнем Севере отсутствует инфраструктура для классических инвестиционных проектов. Она может быть сформирована только при активном участии государства и будет иметь значительные отличия от инвестиционного пространства в других регионах России. Поэтому каждый рубль, вложенный в дело в Арктическом регионе, должен решать сразу несколько задач.
С другой стороны, российская Арктика способна стать регионом, где могут быть апробированы ключевые подходы и механизмы для глобальной общегосударственной системы экономического и инвестиционного планирования. В дальнейшем они могут стать эталонными для всех субъектов Российской Федерации.
- Стенды «Бауманки» на любых выставках и форумах - это всегда презентация целой россыпи научных открытий. Чем собираетесь удивить страну и мир в Питере?
- Вероятно, наибольший интерес у специалистов вызовет макет робототехнического комплекса (РТК) для прокладки подводных кабелей связи и других протяженных специальных изделий. В России подобные аппараты еще не создавались, да и в мире всего три компании, которые выпускают аналогичные. Для нашей страны замкнуть вокруг всех границ кабельное кольцо волоконно-оптической линии связи - задача стратегическая. В том числе это касается и решения оборонных задач. РТК, мы уверены, сумеет проложить линии связи на самом трудном участке - трансарктическом.
- Это изделие уже готово к работе?
- На форуме в Санкт-Петербурге мы покажем пока только макет робототехнического комплекса. Ученые нашего университета начали разработку темы недавно, в прошлом году. Помимо самого РТК, разрабатываются и системы, обеспечивающие весь комплекс работ по его применению: оборудование для судна-носителя, различные механизмы и контрольно-измерительные приборы. Действующий образец и вся сопутствующая оснастка появятся в 2021 году.
- Быстро работаете.
- Научные коллективы МГТУ имени Н.Э. Баумана много задач, в том числе и по освоению Арктики, решают совместно с военным ведомством и в его интересах. Министр обороны России Сергей Шойгу, когда ему ученые предлагают НИОКР на три года, любит приводить в пример историю создания знаменитого штурмовика Ил-2. Тогда, в конце 1930-х, от первой тонкой линии на чертеже до подъема самолета в воздух прошел всего год. Вот и сейчас время торопит.
Справка
Целями МКЦП «Арктические технологии» является научно-технологическое развитие Арктического региона России с учетом возможностей отечественной промышленности, научного потенциала РАН и высшей школы в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства. Также в рамках МКЦП идет координация деятельности и привлечение ресурсов в части создания научно-технического задела в интересах развития инфраструктуры и технических средств, в том числе вооружений, военной и специальной техники (ВВСТ) для Арктики.
Реализация МКЦП «Арктические технологии» осуществляется в период с 2018 по 2027 год. Это соответствует срокам реализации действующей Государственной программы вооружения и ГП «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации», являющихся ключевыми программами, в рамках которых проводятся исследования по созданию научно-технического задела для перспективных образцов ВВСТ и технологий их производства.
Плазменное цинкование и «переносные» аэродромы
- Какие технологии, разработанные в последнее время в МГТУ имени Н.Э. Баумана, лично вы считаете прорывными для освоения Арктического региона?
- Российская военная база «Арктический трилистник» - единственный в мире объект капитального строительства, возведенный на 80-м градусе северной широты. Уникальное сооружение стоит на 12.000 металлических сваях. Покрытие для них больше года не выдерживает, ведь Арктика - территория коррозии. Наносить защитные слои на каждую сваю ежегодно - операция трудоемкая и накладная в финансовом отношении.
Сейчас ученые нашего университета разработали уникальную технологию плазменного цинкования. Она хороша тем, что практически мгновенно проводится и очистка поверхности, и нанесение защитного покрытия.
Эксперименты показали, что со временем цинк и железо должны «срастаться» на молекулярном уровне, и такая защита будет не на 25 лет, а на века.
В этом году, чтобы испытать теорию практикой, группа исследователей из МГТУ отправляется на арктический архипелаг Земля Франца-Иосифа. Если расчеты и результаты лабораторных испытаний будут подтверждены в настоящих условиях Крайнего Севера, это будет реальный прорыв в науке и технологиях, необходимых на российском севере не только военным, но и нефтяникам, портовикам, всем.
Также, считаю, заслуживает особого внимания проект мобильных аэродромов.
- Это как?
- Специально для Арктического региона нашими учеными разрабатывается мобильный автономный комплекс средств наземной авиационной инфраструктуры с применением ряда инновационных технологий. Например, аэродромные покрытия для всех типов самолетов будут создаваться путем модификации, упрочнения снежной поверхности или льда армирующими элементами из природных и искусственных материалов. Системы управления, автономные источники электропитания, радиолокационные средства, светосигнальное и осветительное оборудование будут перебазироваться с места на место в контейнерах.
Такие аэродромы, безусловно, оценят наши военные и все государственные и частные структуры, работающие на Крайнем Севере.
- Наверное, и не только там. Возможно, эта «бауманская» технология пригодится и в других регионах?
- Да. Мы изучили ситуацию. В России порядка 100.000 населенных пунктов, добраться к которым возможно только по воздуху, поэтому малая авиация будет в стране активно развиваться, и нашу технологию, с большой долей вероятности, ждет масштабирование.
Есть, что защищать
Вооруженные силы России защищают в Арктике несметные богатства. По оценкам Российской академии наук, в Арктической зоне сконцентрирована подавляющая доля общероссийских и общемировых запасов полезных ископаемых. В том числе, золота - 40%, нефти - 60%, газа - от 60% до 90%, хрома и марганца - 90%, платиновых металлов - 47%, коренных алмазов - 100%. В недрах российской Арктики и на океанском шельфе находится порядка 48,7 трлн кубометров природного газа. Общая стоимость минерального сырья в регионе оценивается в 30 триллионов долларов.
Всепреодолевающий «КамАЗ-Арктика»
- Что из созданного в лабораториях «Бауманки» может прямо с форума в Санкт-Петербурге отправиться в Арктику?
- Конечно, не в буквальном смысле - с форума на льды! - но уже готов к эксплуатации экологически безопасный вездеход на шинах низкого давления «КамАЗ-Арктика». Машина специально предназначена для освоения Арктической зоны, Сибири и Дальнего Востока. Это вездеходное транспортное средство с колесной формулой 6х6, с шарнирно-сочлененной рамой, полной массой 30 тонн.
Транспортное средство способно перевозить грузы, буксировать прицепы, участвовать в монтаже специального оборудования и инженерных установок при эксплуатации по всем видам дорог и местности. Арктический грузовик может работать даже в особо тяжелых условиях бездорожья за счет применения шин типа «негабарит». При этом у него высокая унификация с серийными узлами и агрегатами КамАЗ.
- А над чем еще предстоит поработать ученым?
- Есть много сложных, но интересных задач, над решением которых сегодня работают наши ученые. Это и обеспечение судовождения по все более перспективному для экономики Северному морскому пути. Это создание новых полимеров, исследование моторных топлива и масел, которые необходимы для работы различной техники в сложнейших условиях Крайнего Севера. Работают теоретики, проходят стендовые испытания в научных центрах нашего университета. Результаты обязательно будут.
- Среди этих исследований есть темы, имеющие оборонное значение?
- Я уже говорил, что все технологии, разрабатываемые для Арктики, - двойного назначения. Российская Арктика должна стать единым научно-технологическим пространством - это сейчас стратегическая задача для всей нашей страны.
Большая стройка
В Арктике на островах Котельный, Земля Александры, Врангеля и мысе Шмидта за шесть лет в интересах Вооруженных сил Российской Федерации возведено 475 объектов общей площадью более 710 тысяч кв. метров.
Астероид по имени Арктика
- Евгений Андреевич, вы сами в Арктической зоне бывали?
- На островах архипелага Земля Франца-Иосифа. Не экскурсантом. Работал по тематике, которую мы с вами сейчас обсуждали. Впрочем, осталось у меня в памяти и сильное личное впечатление.
- Поделитесь?
- Полярная ночь. Ветер. Льды. И в этом безжизненном пространстве - горящие огни военной базы «Арктический трилистник». Такое ощущение было, что смотрю фильм об освоении человечеством астероида. Крайний Север и космос, действительно, во многом схожи, поэтому и лозунг для экспозиции МГТУ имени Н.Э. Баумана на форуме «Арктика - территория диалога» мы придумали соответствующий.
- Если не секрет, какой?
- «Покорили космос и Арктику - покорим!»
«Последний передел мира»
В последние годы в России и ряде ведущих мировых государств к Арктике проявляется повышенный и неослабевающий интерес. Он вызван геополитическим, экономическим, а также оборонным значением региона. Арктика стала объектом внимания не только стран, владеющих частью ее территории - России, США, Норвегии, Канады и Исландии, но и далеко находящихся от нее государств. Наибольшую активность проявляют Китай, Южная Корея, Япония и Великобритания. Некоторые аналитики рассматривают идущие сейчас дипломатические споры и усиливающуюся милитаризацию Арктического региона как «последний передел мира».