Общеевропейский авианосец - слон в посудной лавке?
Еще не отгремели бравурные марши по поводу старта франко-германского проекта FCAS - совместной разработки перспективного европейского истребителя шестого поколения, как новый генсек Христианско-демократического союза (и, возможно, будущий канцлер Германии) Аннегрет Крамп-Карренбауэр выступила с очередным амбициозным предложением. Она объявила, что Франция и ФРГ должны совместно построить авианосец, который будет стоить 4,5 млрд евро. Свою протеже незамедлительно поддержала Ангела Меркель.
«Авианосец для ЕС, может, и не предмет первой необходимости, но хорошее предложение», - заявила она.
АКК (так Крамп-Карренбауэр называют в Германии, - ред.) уточнила, что «чудо-корабль» нужен, чтобы «подчеркнуть глобальную роль Европейского союза в обеспечении безопасности и мира». За приверженность этой высокой миссии немцы, у которых денег больше, чем у французов, готовы раскошелиться на несколько миллиардов евро.
Замечу, что пока у этого проекта нет никакой договорной базы. Это дает возможность политикам Старого Света заняться любимым делом: порассуждать о том, как будет выглядеть общеевропейский авианосец, насколько этот проект способен сплотить ЕС в плане выработки совместной политики в сфере безопасности и перспективе, чем черт не шутит, создания, назло Вашингтону, европейской армии.
На самом деле Франция и Германия за последнее время уже сделали пару смелых и затратных шагов. Немецкая компания Krauss-Maffei Wegmann и французская Nexter приступили к созданию нового европейского танка. Немецкая компания MTU Aero Engines и французский производитель авиадвигателей Safran начали работы по проекту FCAS - европейскому «истребителю нового поколения». И вот теперь - авианосец. Все эти задумки должны быть реализованы в период с 2035-го по 2040 год, то есть не скоро. Важно отдавать себе отчет, что к этому времени тех, кто сейчас продвигает эти проекты, уже не будет, скорее всего, на политической сцене.
Главный вопрос: зачем общеевропейский авианосец вообще нужен? Можно предположить, например, что франко-германский тандем меняет свой военно-политический вектор.
Если главным врагом до недавнего времени считался и еще какое-то время будет считаться международный терроризм, для борьбы с которым Евросоюзу вряд ли нужен «чудо-корабль», то теперь просматривается другой противник, точнее, их два - Россия и Китай. Чисто гипотетически можно даже представить и третьего - США!
Правда, справиться с этими угрозами с помощью одного-единственного авианосца вряд ли удастся. Но, как говорится, лиха беда начало.
Для меня очевидно, что по всем этим общеевропейским проектам в сфере «оборонки» «воду мутит» энергичный и предприимчивый французский президент Эмманюэль Макрон. Взять хотя бы два последних - Париж «притянул» немцев к работам по созданию истребителя шестого поколения после того, как был расторгнут аналогичный контракт между французской компанией Dassault Aviation и британским концерном BAE Systems. Что касается морской темы, то Франция ранее объявила о планах строительства нового крейсера, взамен своего единственного авианосца «Шарль де Голль», который эксплуатируется с 2001 года. Теперь следите за «руками»: его стоимость без 40 палубных самолетов определена как раз в те самые 4,5 млрд евро, о которых говорила АКК, а срок ввода в эксплуатацию - примерно 2030-й.
Не исключено, что именно «наперсточник» Макрон, обнародовавший недавно свою программу реформирования Евросоюза, умело играет на европейских амбициях Берлина. Ему банально нужны немецкие деньги, в том числе, и для решения внутриполитических вопросов: например, чтобы с помощью новых заказов загрузить простаивающие французские предприятия, работающие на «оборонку». Только вот с авианосцем бизнес-план может дать «осечку»: если заморочки с танком и самолетом в любом случае сулят выгоду - их можно будет на худой конец продать, то «плавающий аэродром», если в нем отпадет необходимость, вряд ли кому захочется купить. Известен полный перечень строящихся крейсеров этого класса по всему миру. США планируют новые авианосцы с ядерными силовыми установками стоимостью в несколько миллиардов долларов. Новые концепции появляются и в России. Индия, Южная Корея и прежде всего Китай также развивают свои проекты. С 2016 года над собственным авианосцем TGG Anadolu работает и Турция.
На самом деле идея АКК моментально вызвала у специалистов множество различных, в том числе технических, вопросов.
Обозначу только некоторые из них.
Боевые самолеты взлетают либо с помощью катапульты (как на «Шарль де Голль»), либо со своего рода трамплина, как на новом британском авианосце HMS Queen Elizabeth, который планируется ввести в эксплуатацию к 2021 году. Пока европейцы могут ориентироваться только на два самолета своего производства - Eurofighter Typhoon и Dassault Rafale. Есть палубная версия французского самолета Rafale. А вот Eurofighter не может приземлиться ни на один авианосец, так как заинтересованные страны так и не смогли договориться о создании такой модели. Значит надо ориентироваться на находящийся еще на первичной стадии разработки франко-германский истребитель FCAS, а его, если все пойдет по плану, должны начать эксплуатировать только к 2040 году.
Как справедливо утверждают эксперты, авианосец не может ходить по морям-океанам в гордом одиночестве: ему необходимы корабли сопровождения, которые будут осуществлять защиту, дозаправку и проч. То есть одновременно со строительством «чудо-корабля» необходимо своевременно озаботиться комплектацией вспомогательной группировки.
Военные утверждают, что для решения стратегических задач необходим не один, а, как минимум, два авианосца. Недавно, например, французский «Шарль де Голль» в течение 18 месяцев проходил техобслуживание, что стоило около 1 млрд евро. Получается, что в это время он был не в состоянии «спасать мир».
Не обойду вниманием и финансовую составляющую. Заявленные на проект 4,5 млрд евро к моменту спуска на воду авианосца, если это торжественное событие все же состоится, многократно увеличатся. К этой сумме следует прибавить, как минимум, стоимость 40 палубных самолетов и группировки вспомогательных кораблей. Впрочем, зачем считать чужие деньги...
В заключение сошлюсь на мнение уважаемого мной политика - главы Мюнхенской конференции по безопасности Вольфганга Ишингера. В своем Twitter он написал, что авианосец представляет собой «инструмент геополитической, военной проекции власти». Ишингер также подчеркнул, что для его использования необходимы совместная стратегия и соответствующий целям механизм принятия решений. «Германию от этого отделяют несколько световых лет», - подытожил он.
Поддерживаю его полностью. Чем французам и немцам подобными «игрушками» заниматься, раскошелились бы лучше на помощь тем же сирийским беженцам. Глядишь, и проблем с захлестнувшей обе страны миграционной волной не было бы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.