Арктические интересы Китая. Пока в зоне Российской Федерации
Заинтересован Китай и во взаимодействии по вопросам глобальной повестки, таким, как окружающая среда, изменение климата, международное морское право, рыболовство в нейтральных водах.
Из истории
В 1925 году Китай присоединился к Шпицбергенскому трактату (международный договор об установлении суверенитета Норвегии над архипелагом Шпицберген подписан в Париже 9 февраля 1920 года, - авт.), предоставляющему государствам-участникам равное право на эксплуатацию природных ресурсов и его территориальных вод.
Подписав Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года, Китай с конца XX века стал проводить регулярные научные исследования в Арктическом регионе - в основном по климатической и экологической проблематике.
В 2013 году Китай получил статус постоянного наблюдателя в Арктическом совете (ведущий международный форум по сотрудничеству и устойчивому развитию приролярных регионов создан в 1996 году – авт.), дающий ему право принимать решения вместе с правительствами стран-участниц.
О серьёзности намерений свидетельствует Белая книга «Арктическая политика Китая», опубликованная в январе 2018 года информационным бюро Госсовета КНР. В числе форм участия Китая в освоении Арктики - поощрение китайских предприятий к активному инвестированию в создание инфраструктуры морских путей, разработка минеральных и биологических ресурсов, судоходство по арктическому маршруту - Северному морскому пути (СМП). Его использование названо строительством «Ледового шёлкового пути», а также частью глобальной инициативы «Один пояс, один путь», предусматривающей создание транспортной инфраструктуры по суше и морю между Азией и Европой.
Цитата
«Китай, обладающий капиталом, технологиями, рыночным потенциалом, необходимыми знаниями и опытом, может играть важную роль в расширении сети судоходных маршрутов в Арктике и содействии социально-экономическому развитию в странах, расположенных вдоль этих маршрутов».
Из Белой книги «Арктическая политика Китая».
Договорённость об укреплении сотрудничества России и Китая в Арктике «в интересах её устойчивого развития» была достигнута в ходе государственного визита президента РФ в Пекин в июне 2018 года.
Важно отметить: китайские власти учитывают статус России как арктической державы, без участия которой не может быть выработано решение ни одного арктического вопроса на международной арене.
Китай играет вдолгую и видит перспективы расширения своего присутствия в регионе, связанные с глобальным потеплением. Ведь в Арктике температура повышается вдвое быстрее, чем в других районах Земли. Через пару десятков лет на этой территории появятся условия для промышленной переработки сырья, инвестировать в которую не прочь компании Поднебесной.
Несколько проектов с участием китайских компаний уже реализуется в Арктической зоне Российской Федерации (АЗРФ). Самый крупный из них - «Ямал СПГ», проект газового гиганта ПАО «НОВАТЭК» по добыче, сжижению и поставкам природного газа на полуострове Ямал. В рамках проекта возводится завод по производству сжиженного природного газа (СПГ) мощностью около 16,5 млн тонн в год на базе Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения. Запасы газа в нём оцениваются в 926 млрд куб. м. Также строится морской порт Сабетта для погрузки продукции на танкеры.
Стоимость проекта «Ямал СПГ» оценивается в 27 млрд долл. Доля НОВАТЭК в нём составляет 50,1%, совокупная доля китайских партнёров - 29,9% (Silk Road Fund - 9,9% и China National Petroleum - 20%). Ещё 20% принадлежат французcкой нефтегазовой компании Total S.A.
Exim Bank Китая и China Development Bank предоставили под проект кредиты на сумму 11,4 млрд долл. и 1,63 млрд долл., соответственно. А китайская судостроительная группа компаний «Учан» поставляет для производства СПГ оборудование, прежде всего модули.
Китай сотрудничает с Россией и в развитии Северного морского пути, называя его «наиболее экономичным решением» для морских перевозок в Европу. Первое китайское судно «Снежный дракон» прошло через Баренцево море в 2012 году, подтвердив возможность практического использования СМП. В 2013-м судно китайской компании «Коско» (Cosco) прошло из Китая в Швецию, сократив время в пути по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал почти на 15 дней и сэкономив около 400 тонн топлива. Ещё шесть китайских судов воспользовались тем же маршрутом летом 2017 года.
Несмотря на то, что китайцы считают перспективным и другой, более северный, арктический маршрут за пределами внутренних вод Российской Федерации, безопасным пока остаётся именно Северный морской путь при ледокольном сопровождении нашей страны.
Грузооборот СМП Россия планирует увеличить к 2025 году до 80 млн тонн, и это сделает его «глобальной конкурентной транзитной артерией». Неудивительно, что китайские компании проявляют интерес к связанным с СМП проектам - строительству железной дороги «Белкомур» протяжённостью около 800 км, которая свяжет с Архангельском Урал, Сибирь и Республику Коми, и созданию Архангельского глубоководного морского порта-хаба.
Используются в арктических проектах и китайские технологии. Так, с помощью полупогружной буровой платформы «Nanhai VIII», произведённой в Китае, предстоит пробурить скважину №3 глубиной 2.400 м на газоконденсатном месторождении «Ленинградское» в Карском море по заказу ООО «Газпром геологоразведка». Запасы газа там составляют 1,05 трлн кубометров, а запасы газоконденсата - 3 млн тонн.
КНР - один из мировых лидеров в сфере возобновляемой энергетики. Мощность китайских возобновляемых источников энергии (ВИЭ) почти равна мощности всей российской энергетики. В 2017 году страна заняла второе место в мире по выпуску «зелёных» облигаций (около 25 млрд долл.). Так что опыт Китая в ВИЭ-генерации, равно как и в переходе на низкоуглеродную энергетику, ликвидации экологического ущерба можно использовать для развития АЗРФ.
Реализация вышеупомянутого проекта «Ямал СПГ» с участием КНР даст толчок развитию атомного судостроения и Северного морского пути. А также расширит применение СПГ за счёт перевода общественного транспорта на этот вид топлива.
При большом интересе китайцев к посещению АЗРФ совместные проекты, в том числе реализуемые на принципах государственно-частного партнёрства, позволят в короткие сроки создать там туристическую инфраструктуру, которая сейчас практически отсутствует.
Учитывая финансовые и технологические возможности КНР, России, в условиях санкционных ограничений со стороны западных стран, выгодно развивать в Арктике сотрудничество с Китаем по энергосбережению, противодействию глобальному изменению климата, снижению выбросов и загрязнений окружающей среды от судоходства, управлению рыболовством и рыбными ресурсами в нейтральных водах Северного Ледовитого океана. Освоение шельфовых месторождений позволит нашей стране расширить экспорт полезных ископаемых, в том числе и в Поднебесную.
Но не следует забывать о прагматичности китайцев - они вкладываются только тогда, когда могут извлечь выгоду из партнёрства.
*Автор - эксперт Проектного офиса развития Арктики
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.