Смутное время: кто и как финансировал ополчение Минина и Пожарского
Бытует мнение, что деньги на Нижегородское (Второе) ополчение собирали насильно, некоторым пришлось даже родственников заложить, лишь бы необходимую cумму сдать. Это миф.
Кубышки раскрывали добровольно
Историки, исследующие Смутное время, единогласно говорят, что такого не было. В частности, один из ведущих знатоков Смуты, руководитель комитета по делам архивов Нижегородской области Борис Пудалов утверждает, что ни одного документа о подобных сделках не сохранилось, а будь они в реальности, это составило бы серьёзное количество бухгалтерии по каждой транзакции. «Жители Нижнего Новгорода несли финансы добровольно, они сдавали "пятую деньгу" - военный налог своего времени», - рассказывает Пудалов.
Есть ещё один аспект. Нижегородский гарнизон в начале XVII века - 700 военных, а взрослых мужчин в городе - 3.500, каждый двор полон хозяйственными инструментами, их удобно применить в качестве оружия. Дойди до насильственного изъятия денег, гарнизон бы просто не выстоял против взбунтовавшегося населения.
Дальше. В 1618 году присланные Михаилом Романовым аудиторы, назовём их таким термином, в два раза уменьшили полагающиеся с города налоги - до 3,5 «сох» или 2.800 четей (Соха - определённое количество распаханной земли, единица податного обложения на Руси с XIII века по XVII век. Соха делилась на четверти «чети» примерно равные 2.731,35 м² = 0,273135 га, - ред.).Решение было записано в «Лодыгинской Писцовой книге», а нижегородцы получили «Сотную грамоту» - запись нормативов налогов с каждого нижегородского домохозяйства (копию хранят в Центральном архиве Нижегородской области). С указанными нормами были согласны и горожане, и центральная власть, действительны они были до петровских времён. И это шло плюсом к возврату федеральной казной потраченных нижегородцами на ополчение денег - 45.000 рублей. При сборе вели тщательную запись, кто сколько сдал, каждый обратно деньги и получил. С какой бы стати все эти меры предпринимать, коли собирались финансы насильно?
Единственное упоминание про закладывание жён и детей есть в том тексте, что считается мининским воззванием, хотя это - не стенограмма, а более поздняя реконструкция. И даже если подобное и было сказано, то как ораторский приём - для увеличения эмоционального воздействия на аудиторию, а не как руководство к действию.
Заведовал финансами ополчения Козьма Минин, его называют единственным российским финансистом, к которому даже тень подозрения не прилипла, говорит Пудалов. Кстати, уже после освобождения Москвы Михаил Романов именно Минину поручил розыск расхищенной царской сокровищницы. Нашёл Минин всё до копейки.
Как английские купцы обворовали своего короля
В среде поклонников фолк-хистори и конспирологии ходит версия про финансирование Нижегородского ополчения англичанами. Мол, выделил на святое дело 20.000 фунтов никто иной, как Яков I Стюарт. Давайте разберёмся в ситуации. Английский монарх был серьёзно занят борьбой с внутренними оппозиционерами - заговор Гая Фокса был всего несколько лет назад. Яков колонизирует Америку и Индию. До внутренней ли смуты в далёкой Московии Стюарту? Да и можно ли найти в охваченной войной стране тех самых нужных людей, что приведут к победе? Тем более что с Первым ополчением уже произошла неудача.
А что же с суммой? Английский фунт того времени - условная денежная мера, в реальности являвшая собой 240 мелких серебряных монет в полкило весом. То есть 20.000 фунтов - это десять тонн серебра. Нетривиальная задача, транспортировать такое количество драгметалла с островного государства через половину Европы, считая Польшу, чьи войска как раз и оккупировали Россию! Через северные порты и земли тоже никак - шведы сидели на северо-западе страны, сделав опорным пунктом Великий Новгород. И снова - ни одного упоминания о столь масштабной операции.
Некоторые считают, что деньги ополчению передали английские купцы. Они и, вправду, участвовали в подобной операции, но гораздо позже.
В 1618 году новый московский государь Михаил Романов попросил заём у Стюарта - 200.000 рублей, английские купцы передали 20.000. Когда подошёл срок погашать долг, разразился скандал, выяснилось, что негоцианты рассовали по своим карманам 80.000 рублей из выданных английским монархом 100.000.
И это при «транзакции» от одного законного государя другому, что уж тут говорить про двоих каких-то русских из провинциального городка?!
Шведы. Они, конечно, воевали с Польшей в 1600-1611 годах. Но зачем им беспокоиться о воцарении в Москве законного монарха, который сделает всё, чтобы вышибить шведов с оккупированной ими территории? Это, собственно, и произошло в 1617 году…
Нижегородское ополчение как «венчурный» проект
Смута расстроила российские государственные финансы, перекатывающаяся по стране война, шайки разбойников и казаков мешали спокойной торговле. Люди «тушинского вора» разорили балахнинские соляные промыслы, чью доходность можно сравнить с нынешней торговлей углеводородами.
Нижегородским купцам и солепромышленникам стало понятно, что за стенами не отсидеться, нужно идти на Москву, возвращать централизованную власть. Собирать деньги стал земский голова Козьма Минин. Он являлся прасолом - оптовым торговцем скотом. Были у него нижегородские мясные лавки и доля в соляных промыслах Балахны. Десятую часть денег из 45.000 рублей дали солепромышленники Строгановы. Совершенно случайно Дмитрий Пожарский, вставший во главе ополчения, тоже имел долю в соляных промыслах, хотя версия об их знакомстве с Мининым до ополчения не подтверждается.
Словом, Нижегородское ополчение можно рассматривать как «венчурный» проект, который принесёт огромную выгоду в случае успеха и не сильно большие убытки, если провалится. За военную сторону отвечал умелый полководец князь Пожарский. Финансы и логистику обеспечивал Минин.
Распространено мнение, что Пожарский был из захудалого рода, что не соответствует действительности. Он был Рюрикович, прямая линия, предком Дмитрия был Василий Андреевич, первый из князей Пожарских, чей род восходил к Юрию Долгорукому, основавшему Москву. Дед был полковым воеводой во время казанского штурма, ближайшие сородичи занимали высокие посты в русских городах. Мать Дмитрия Пожарского победила в местническом споре с другой знатной женщиной.
Да и поместная конница не подчинилась бы выскочке худородному. Смута смутой, а займёшь неподобающее место в административно-командной цепочке - весь род вниз по социальной лестнице скатится. Таким не шутят.
Прямых доказательств нет, но, возможно, именно Пожарский мыслился как новый государь, восстановитель на троне Рюриковичей. И в Совете всея земли Пожарский являлся соправителем России, и в выборах царя на Земском соборе участвовал, и даже в ТОП-3 вошёл, но снял кандидатуру в пользу Михаила Романова…
В ополчение набирали профессионалов
Теперь об ополчении. Не надо рассматривать его как крестьян с дрекольем - набирали профессионалов. Присоединились воины поволжских, сибирских и уральских народов, из Смоленска, Вязьмы, Дорогобужа. Были даже иностранные военные - те, что дали присягу Московскому государству, не наёмники.
Платили ратникам от души: сотникам и десятникам - по 50 рублей, всадникам - 40 рублей, стрельцам - 30 рублей. Годунов и Шуйский за поход жаловали по 20 рублей, пишет историк Александр Широкорад.
В марте 1612 года три тысячи человек выступили к Ярославлю, здесь нарастили численность до 14 тысяч. Чеканили свою монету с именем последнего царя из Рюриковичей - Фёдора Иоанновича и надписью «С/ЯР». Это имело не только экономический, но и политический смысл - возвращаемся к правильному порядку вещей, что был при отцах и дедах, восстанавливаем естественный ход событий. Ярославская копейка стала хорошим выходом в тамошнем финансовом хаосе, когда даже испанские пиастры имели хождение, а шведы выпускали массово подделки - «худые корелки».
Из Ярославля войско уже двинулось на Москву, итогом чего стало изгнание оккупантов из столицы и завершение Смуты.
Справка
Для осознания масштаба цен приводим стоимость некоторых товаров первой трети первой половины XVII века:
- четверть ржаной или пшеничной муки - около 1 рубля;
- пуд (16 кг) говядины - 28 копеек;
- 16 кг масла - 1 рубль;
- столько же соли - 20 копеек;
- 16 кг вяленой трески - 80 копеек;
- 16 кг сахара - до 6 рублей;
- овца - 30-36 копеек;
- поросёнок - 5-6 копеек;
- гусь - 9-10 копеек;
- огурцы, 100 штук, - 1 копейка;
- большая бочка пива - 3 рубля;
- бочка хорошего белого французского вина - 25-30 рублей;
- дорогие ткани (бархат, камка, атлас) - около 1 рубля за аршин;
- сермяжный зипун - 57 копеек;
- кафтан шубный нагольный - 50 копеек.
В конце XVI - начале XVII вв. в год служилый человек получал:
- боярин - 5-10 руб.;
- стрелец - 1-3 рубля;
- казак - 3-5 рублей.