Вице-адмирал Владимир Касатонов: «Без наших спецов Андреевский флаг не поднимется ни на одном боевом корабле»
«Заказ на подготовку опытных и знающих военных кадров значительно увеличен»
- Владимир Львович, структура Военного учебно-научного центра ВМФ «Военно-морская академия» не такая простая. В вашем подчинении порядка десяти различных учебных заведений и научно-исследовательских институтов, которые решают общую задачу - подготовка высококвалифицированных морских офицеров. Как бы вы определили главную особенность военно-морского образования?
- В настоящее время система военного образования ВМФ - это достаточно отлаженный и эффективно работающий механизм, обеспечивающий подготовку по всем уровням образования, а также профессиональную переподготовку и повышение квалификации военных кадров в системе дополнительного профессионального образования.
В последнее десятилетие в отечественном и зарубежном образовании, в том числе и в военном, чётко проявилась тенденция создания крупных университетских комплексов, объединяющих образовательные и научные учреждения различных уровней и ступеней образования. В гражданском образовании эта идея нашла воплощение в создании национальных исследовательских университетов, в военном - видовых военных учебно-научных центров, одним из которых и является ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия».
Главной особенностью военно-морского образования на современном этапе является его глубокая интеграция с наукой и практикой флотов, способность оперативно реагировать на их потребности в подготовке военных кадров. В чём это выражается?
Первое. Ввод в состав ВМФ новых современных надводных кораблей и подводных лодок, формирование в составе флотов новых воинских частей и соединений значительно увеличили заказ на подготовку военных кадров.
Начиная с 2017 года, мы вышли на полную ёмкость наборов слушателей и курсантов. В последние годы проблемных вопросов с комплектованием первых курсов ни по количественному составу, ни по уровню знаний абитуриентов Военно-морской флот не испытывает. Конкурс кандидатов на поступление уже превышает 3 человека на место. Это средняя цифра, а по некоторым специальностям - более 7 человек на место. По девушкам конкурс в 2 раза больше - 14 человек на место.
Второе. На вооружение ВМФ поступает все более наукоёмкая и технологически сложная техника. Это объективно потребовало большую часть мичманов, как первых помощников офицеров, комплектовать специалистами, имеющими профильное среднее профессиональное образование. Сегодня такое обучение проводится у нас по 21 военной специальности.
Третье. Придание военному образованию инновационности и мобильности, увеличение количества обучающихся потребовало внедрения в образовательный процесс новых активных методов и форм обучения. С 1 сентября 2016 г. подготовка слушателей и курсантов переведена на электронное обучение по электронным учебникам и учебным пособиям.
Четвёртое. Применение сил и войск Военно-морского флота в Сирийской Арабской Республике и необходимость оперативного использования полученного практического опыта в образовательной деятельности ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» потребовали приоритетного рассмотрения для назначения на преподавательские должности офицеров, принимавших непосредственное участие в боевых действиях.
Пятое. Расширение военно-технического сотрудничества с иностранными партнёрами укрепило имидж и престиж Военно-морского флота, значительно увеличило географию стран (более 30 стран) и количество иностранных военнослужащих (более 1.000), обучающихся в нашей академии.
На сегодняшний день в ВУНЦ ВМФ проходят военную службу и работают более 1.300 научно-педагогических работников, в их числе более 800 докторов и кандидатов наук, более 500 профессоров и доцентов. И можно с уверенностью сказать, что у нас созданы все условия для дальнейшего инновационного развития системы военно-морского образования.
- Вы сказали, что «необходимость оперативного использования полученного практического опыта в образовательной деятельности ВУНЦ ВМФ потребовали приоритетного рассмотрения для назначения на преподавательские должности офицеров, принимавших непосредственное участие в боевых действиях». Как это выглядит на практике, приходится ли специалистам ВУНЦ ВМФ бывать в командировках в САР и как используется в обучении опыт боевых действий в Сирии?
- На сегодняшний день опыт боевых действий в локальных войнах и вооружённых конфликтах, в том числе в Сирийской Арабской Республике, в полном объёме реализован в образовательной и методической деятельности академии по всем уровням образования.
Данные направления учитывают как опыт выполнения боевых задач, так и опыт выполнения задач обеспечения, причём не только Военно-морского флота, но и группировки войск и сил Вооружённых сил Российской Федерации в целом.
При этом основное внимание уделяется обучению курсантов с использованием электронных образовательных ресурсов, в том числе с использованием Единой электронной библиотечной системы Министерства обороны Российской Федерации, а также практической подготовке курсантов - как на современных тренажерных комплексах, так и на учебных кораблях и катерах с выходом в море.
Знания выпускниками институтов современных достижений военной науки и техники, передового опыта, полученного в ходе учений и тренировок, особенностей боевого применения и обеспечения боевых действий при проведении специальных операций за пределами России высоко оценены государственной аттестационной комиссией.
«Впервые в отечественной истории мы заглянули за 40-летний горизонт в области строительства и развития ВМФ»
- ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» активно участвует в научных исследованиях по проблематике защиты национальных интересов России в Мировом океане, по обеспечению безопасности страны с океанических и морских направлений…
- Сегодня зоной национальных интересов Российской Федерации является большая часть Мирового океана - от её побережья, экономической зоны, континентального шельфа до открытого моря, простирающегося от Северного полюса до побережья Антарктиды. В целях предотвращения агрессии против Российской Федерации и реализации её национальных интересов в Мировом океане Военно-морской флот должен обладать высоким боевым потенциалом, который позволит эффективно сдерживать военные угрозы и не позволит им перерасти в различные военные конфликты, непосредственно угрожающие нашей национальной безопасности.
На формирование именно такого потенциала нашего Военно-морского флота нацелена Программа кораблестроения на период до 2050 года, утверждённая президентом Российской Федерации 01 мая 2014 года.
Впервые в отечественной истории так далеко, почти на 40 лет, мы заглянули за горизонт в области строительства и развития ВМФ. Следует отметить, что в разработке и обосновании основных разделов Программы кораблестроения значительная роль принадлежит руководящему и научно-педагогическому составу ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия».
По инициативе Военно-морского флота проведены научные исследования, по результатам которых были уточнены национальные интересы России в Мировом океане. Они нашли своё отражение в новой редакции Морской доктрины Российской Федерации, утверждённой президентом Российской Федерации в июле 2015 года.
Научно-педагогическим составом ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» обоснован перспективный облик и тактико-технические требования к морским робототехническим комплексам различного назначения: безэкипажным катерам, автономным и телеуправляемым необитаемым подводным аппаратам, беспилотным летательным аппаратам корабельного базирования.
Проведены исследования в области традиционной и альтернативной энергетики, энергосбережения, телекоммуникационных технологий, навигации, химмотологии, пожаробезопасности, судостроения и судоподъёма, а также безопасности, защиты и спасения человека. Результаты этих исследований в ближайшее время будут внедрены в перспективные образцы вооружения, военной и специальной техники ВМФ.
- Одним из важнейших направлений научной деятельности учебно-научного центра является военно-научное сопровождение строительства новых подводных лодок и надводных кораблей, разработка перспективных образцов вооружения для ВМФ России. В чём конкретно это выражается?
- Научно-педагогический состав ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» на постоянной основе привлекается к сопровождению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых в интересах ВМФ. К этой работе активно подключаются наши слушатели, курсанты, адъюнкты и докторанты.
Ни один боевой корабль, ни одно судно специального назначения и обеспечения, ни один образец вооружения и военной техники не принимается в состав ВМФ без участия научных работников и преподавателей академии.
В рамках военно-научного сопровождения в период с 2014 года по настоящее время обеспечено строительство, испытания и ввод в состав Военно-морского флота:
- 4 атомных и 6 дизельных подводных лодок новых проектов;
- 18 надводных кораблей;
- более 50 катеров и вспомогательных судов.
Формирование концептуальных направлений развития Военно-морского флота осуществляется по результатам ежегодных научно-практических конференций ВМФ, которые традиционно проходят в стенах Военно-морской академии под руководством главнокомандующего ВМФ с привлечением командования флотов, руководителей предприятий и организаций ОПК, представителей научно-исследовательских и образовательных организаций Минобороны России.
Выработанные коллегиально предложения находят своё отражение в основных программных уставных документах по строительству, развитию и применению Военно-морского флота.
В планах - «создание уникального интегрированного информационно-вычислительного центра коллективного доступа ВМФ»
- Сегодня очень актуально и даже модно стало говорить о «единой информационной среде» в образовательном процессе. В том числе и в военном образовании. Какое развитие получила эта система в области подготовки морских офицеров?
- Развитие единой информационно-образовательной среды связано, в первую очередь, с реализацией инновационного проекта «Создание и внедрение автоматизированных систем военного образования "Электронный вуз"», включённого в программу «Эффективная армия». Реализация требований министра обороны к информационно-образовательной среде военных образовательных организаций позволили впервые комплексно подойти к внедрению IT-технологий и преодолению отдельных негативных факторов, которые на протяжении длительного времени накапливались в информатизации военного образования.
Информационно-образовательная среда ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» в настоящее время обеспечивает:
подключение к сетям передачи данных Министерства обороны для осуществления электронного взаимодействия вузов в трёх сегментах открытого (общедоступного), конфиденциального и закрытого доступа, а также для доступа к ресурсам глобальной информационной сети общего доступа «Интернет»;
сетевое взаимодействие программных и аппаратных средств оборудования вычислительной инфраструктуры, оргтехники, систем поиска и обработки данных, систем защиты информации и других средств локальных вычислительных сетей.
Эта инфраструктура обеспечивает персональный доступ всех групп пользователей с соответствующим распределением должностных прав к электронным базам данных от непосредственно самого ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» до Национального центра управления обороной Российской Федерации.
Наиболее комплексно решается задача создания единой электронной библиотеки Министерства обороны и подключения вузов к ведущим библиотекам страны. Для доступа к этим ресурсам у нас созданы классы доступа с автоматизированными рабочими местами и точки подключения персональных ноутбуков (планшетов) слушателей и курсантов.
В настоящее время в ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» 100% реализуемых учебных дисциплин обеспечено новыми электронными или оцифрованными учебными изданиями.
В ближайшей перспективе предусмотрено создание уникальной интегрированной информационно-вычислительной среды центра коллективного доступа ВМФ. В его основу будет положено сопряжение как вновь поставляемых автоматизированных систем, так и уже имеющихся в вузах и на флотах аппаратно-программных комплексов. Его центральными элементами станут комплексы военно-морской академии и объединений ВМФ «Автоматизм», увязанные с многофункциональным имитационно-моделирующим комплексом ВМФ.
Комплексное развитие и внедрение информационных технологий при создании единой электронной информационной образовательной среды, как части информационного пространства Вооружённых сил, интегрированной с системой межведомственного информационного взаимодействия, должно обеспечить гарантированную отдачу от внедряемой IT-инфраструктуры, в которую вкладываются значительные ресурсы, и от которой ожидают соответствующего эффекта.
- Как поставлена изобретательская и рационализаторская работа в ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия»? Влияет ли она на результаты в учебном процессе и в научной работе?
- С момента своего образования ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» занимает устойчивую позицию в авангарде вузов Минобороны России по основным видам деятельности - образовательной и научной. Это обусловлено целенаправленным проведением мероприятий по интеграции образования и науки.
Внедрение инновационных технологий в образовательную и научную деятельность повлекло за собой рост творческой активности научно-педагогического состава и обучающихся академии. В период с 2012 года по 2019 год нами предоставлено более тысячи изобретений, полезных моделей, программ и баз данных для ЭВМ, а также рационализаторских предложений. Более пятисот из них защищены патентами и свидетельствами государственного образца.
В 2019 году на Московском международном салоне изобретений и инновационных технологий «Архимед» ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» представил 47 разработок в области традиционной и альтернативной энергетики, энергосбережения, телекоммуникационных технологий, навигации, машиностроения, трибологии, химмотологии, пожаробезопасности, судостроения и судоподъёма, а также безопасности, защиты и спасения человека. Представленные разработки уже внедрены в образовательный процесс и научную деятельность военно-морских учебных заведений.
Все разработки были высоко оценены международным жюри: представители ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» завоевали 32 золотые, 9 серебряных и 6 бронзовых медалей.
Таким образом, шестой год подряд ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» демонстрирует абсолютное лидерство в медальном зачёте среди всех участников салона, которых насчитывалось более 300, из них - 18 организаций Минобороны России.
Ну а девушки?..
- Вы говорили, что среди девушек - самый высокий конкурс в ВУНЦ ВМФ. Чему их учат и что с ними будет после окончания вуза? Реально ли увидеть в перспективе командиром боевого корабля женщину в погонах, ведь, согласитесь, с древнейших времён к женщинам на кораблях - особое отношение?..
- В настоящее время в ВУНЦ ВМФ девушки проходят обучение по двум военным специальностям высшего образования и по двум военным специальностям среднего профессионального образования. Их готовят для дальнейшей службы в органах военного управления различных уровней (от стратегического до тактического) и береговых частях ВМФ. Для эффективного обучения у нас созданы самые оптимальные условия. Это касается и организации образовательного процесса, быта, занятий спортом, участия в различных культурных мероприятиях.
Конечно, мы пока не видим военнослужащих-девушек на боевых кораблях и подводных лодках. И это, конечно же, не связано с уровнем их подготовки или с физической невозможностью женщин исполнять служебные обязанности на боевых кораблях.
Устоявшиеся традиции Российского Военно-морского флота исторически прививают военным морякам особое отношение к своим матерям, жёнам, дочерям, поэтому все тяготы корабельной службы всегда ложились на мужские плечи.
Но как знать, может быть, через какое-то время мы вернёмся к этому вопросу?!