Крылатый «Аллигатор» - лучший ударный вертолёт в мире
В рамках реализации Государственной программы вооружения на 2018-2027 гг., авиапром должен поставить в войска 114 всепогодных ударных невидимых Ка-52. Единица такой техники стоит порядка миллиарда рублей. Одна Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» (холдинг «Вертолёты России») должна поставить в 2020 году 50 «Аллигаторов».
Как всё начиналось
О Ка-52 заговорили в 2010 году, когда он был официально принят на вооружение нашей армией. Тогда-то он и появился в 344-м Центре боевого применения и боевой подготовки в Торжке. А в строевые части машины пошли в 2011-м году. Следует напомнить, что тема вертолёта «пятого поколения» возникла в профессиональной прессе ещё в 2005-2006 гг. Кстати, в отличие от истребителей у «винтокрылов» не существует такой чёткой классификации. Тем не менее, эксперты подразумевали, что речь будет идти не о малозначимой модернизации замечательной машины - Ка-50, а о техническом прорыве, о чём-то принципиально новом.
Удивительным образом эти прогнозы оказались верными: в 2008 году - в год запуска Ка-52 в серию - главнокомандующий ВВС Российской Федерации Александр Николаевич Зелин поведал общественности, что в военном авиапроме наконец-то появился достойный противник грозных американских «Апачей».
Справка
Ка-52 «Аллигатор», код НАТО «Hokum-B», - это разведывательно-ударный вертолёт с подвижной 30-мм пушкой и боекомплектом в 460 выстрелов, блоками неуправлямых ракет (НАР) калибра 122 мм и 80 мм, авиабомбами и другими видами вооружения общей массой до 2.000 кг.
Эксперимент оказался настолько удачным, что на успех «конкурентов» обратили внимание вечные соперники Камова - КБ «Миль». С 2010 года конструкторские бюро «Камов» и «Миль» заявили, что объединили свои усилия для проектирования следующих поколений боевых вертолётов. Тогда же генеральный директор ОАО «Вертолёты России» Андрей Шибитов, со своей стороны, подтвердил эту информацию.
Какой он, наш Ка-52
В ходе различных профессиональных встреч на многочисленных авиасалонах специалисты не раз обсуждали строгие требования, которым, по их мнению, полностью соответствует удавшийся замечательный проект.
Прежде всего речь идёт о малозаметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах. Строгим стелс-критериям уже соответствует по-прежнему находящаяся в строю «Чёрная акула» (Ка-50), предшественник нашего героя. Но по этой категории «Аллигатор» (Ка-52) превосходит не только предыдущее поколение, но и американский «Апач» Ан-64.
Именно с такой характеристикой связан и специфический угловатый силуэт инновационной винтокрылой техники. Кстати, снижение вероятности обнаружения достигается и интересной системой охлаждения выхлопов двух турбовальных двигателей. Для уменьшения тепловой сигнатуры, заметной в инфракрасном диапазоне, струя смешивается с холодным воздухом. Такой подход используют не только россияне, но и американцы.
Кроме того, «Камов» решил улучшить броневую защиту кабины, которая на Ка-52 считается лучшей в мире. Напомним, что броневой лист на «Аллигаторе» удерживает попадание пуль калибром 12,7 мм и 23-миллиметровых осколков снарядов, по сути - это уже летающая крепость. Другим приспособлением, обеспечивающим безопасность экипажа - этой самой ценной части вертолёта, являются катапультируемые кресла пилотов с предварительным отстрелом лопастей несущих винтов.
Из вооружений в небе над Сирией пилоты по достоинству оценили 30-мм танковую пушку 2А42 с боекомплектом в 450 снарядов, которую генеральный конструктор Сергей Михеев сумел закрепить на своём детище, решив проблему сильнейшей отдачи в 5 тонн. Если же говорить о комплексе бортовой авионики, то на действующей модели она превосходит на голову зарубежные аналоги: бесперебойное функционирование всех систем вертолёта обеспечивают 5 компьютеров, один из которых - резервный.
Тем не менее, есть и ещё одно важное требование к дальнейшим модификациям великолепной военной техники: не исключено, что в будущем «Ка-52» обретёт возможность самостоятельно возвращаться на базу в полностью автоматическом режиме, без помощи наземного оператора - в случае ранения или смерти лётчика. В принципе, такая опция существует у современных армейских беспилотников, так что ничего особо революционного в этом нет. Вот только на пилотируемых боевых машинах подобный алгоритм ни разу не применялся.
Грозное вооружение
Важной чертой нашего винтокрыла является теоретическая возможность выдержать дуэль с истребителем противника. Такая прямо-таки фантастическая для вертолёта возможность предполагает мощнейший комплекс РЭБ-борьбы с постановкой помех. Недаром же авиаконструкторы снабдили вертолёт станцией «Витебск» и механизмом отстрела тепловых ловушек.
6 пилонов на крыльях для подвески мощнейшего комплекса современного вооружения говорят сами за себя. Ка-52 может нести и 16 ПТУРов класса «Гермес-А» с целеуказанием по лазерному лучу, и 40 неуправляемых авиаракет.
Не исключено, что после доработки, по аналогии со звёздно-полосатым «Апачем» Ан-64, Ка-52 сможет управлять также как и его конкурент боевыми дронами. Согласно новым тактическим наработкам, беспилотники сопровождают головную машину «роем» и атакуют цель совместно с обитаемым вертолётом.
Особенности конструкции Ка-52
Что касается общей конструкции, то машина имеет характерную для этого КБ соосность двух несущих винтов при отсутствии кормового, что существенно упрощает пилотирование. Кстати, машины «Камова» настолько хорошо продуманы и послушны в управлении, что экипаж Ка-50 вообще состоял из одного человека. Между прочим, американцы сочли это в принципе невозможным для «винтокрыла» подобного класса.
И именно наш вертолёт сумел выполнить фигуру пилотажа «мёртвая петля», которую не в состоянии выполнить более ни один винтокрыл в мире. Дело в том, что и «Чёрную акулу», и «Аллигатора» отличает весьма большое крыло, разгружающее несущие винты.
Американцы любят напоминать, что если сравнивать ныне летающий Ка-52 «Аллигатор» и их Ан-64 «Апач», то американец способен подняться существенно выше своего российского собрата - на 6 километров 200 метров (Ка-52 - на 5,4 км). При этом дальность полёта американской машины - 500 км, а у Ка-52 - 300 км.
И всё-таки есть ещё несколько пилотажных особенностей, которыми не обладают и, похоже, никогда не будут обладать в силу своей конструкции американские ударные «винтокрылы». Во-первых, у Ка-52 - колоссальная манёвренность за счёт соосных винтов. Он способен буквально повернуться на 90 градусов, оставаясь на одном месте. Во-вторых, вертикальная скорость «Аллигатора», то есть набор высоты, составляет 30 м/сек., в то время, как у американца - только 8 м/сек. Наконец, соосность винтов позволяет обеспечить большую грузоподъёмность и, соответственно, принять на борт большее количество единиц вооружения. Кроме того, площадь силуэта российской машины в 1,3 раза меньше, чем у американской, что делает её менее уязвимой.
Кроме того, если сравнить Ка-52 с Ка-50, то у «Аллигатора» тяги автоматов перекоса обладают заметно большим диаметром, чем у «Чёрной акулы». Хорда лопастей также увеличена, а втулки винтов защищены обтекателями.
В общем-то, можно заключить, что машина годится для работы в любых типах местности - гористой, равнинной, а также над акваторией, причём 24 часа в сутки и в любое время года. Именно поэтому её в 2015 году заказал для своих ВВС Египет в количестве 46 бортов. В дальнейшем египтяне подтвердили, что вертолёт их полностью устраивает и что ничуть не уступает американскому «Апачу», а даже, возможно, превосходит его по ряду характеристик. Вся заказанная Каиром техника должна быть поставлена им до 2020 года. Другой страной, интересующейся Ка-52, является Алжир. Военные этой страны не исключают возможность заказать у России 14 бортов боевой машины.