Борис Жолус: «Создать безопасные условия военной службы можно только на основе знаний, значительная часть которых - это военная гигиена»
«Исторический факт: на войне от болезней гибнет людей больше, чем от ран»
- Борис Иванович! Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова анонсировала возможное появление со следующего года в школах уроков по формированию здорового образа жизни. По её словам, «личной гигиене нужно обучать детей с трёх до шести лет; дети постарше могут усваивать более сложные знания: как можно регулировать состояние здоровья, на что надо обращать внимание». А вы уже много лет и в своих выступлениях в СМИ, и с различных трибун призываете ввести в преподавание в военных образовательных учреждениях военной гигиены. Да и исторически это, наверное не новый вопрос?..
- На протяжении многих веков человечество страдало от эпидемий особо опасных и обычных инфекций. Чума, холера, оспа, сибирская язва, брюшной и другие тифы - эти заболевания поражали население на огромных территориях, уносили жизни многих тысяч людей - и бедных, и богатых. Обычный грипп, ранее называвшийся испанкой, также приводил к высокой смертности. Учёные искали способы борьбы опытным путём, как это было с открытием прививки от оспы. Однако, для успешного предупреждения распространения заболеваний, требуется, как сейчас принято говорить, массовая иммунизация, которая долгое время не применялась. Только после её внедрения прекратились пандемии (эпидемии в мировом масштабе) особо опасных инфекций.
- Борис Иванович, от эпидемий страдало не только гражданское население. Ситуация в армиях в мирное и военное время чем-то отличалась?
- Для воинских контингентов проблема заболеваемости имеет даже более выраженное значение. Групповое размещение и тесное общение являются факторами риска быстрой передачи инфекций в среде военных. Но ещё более выражена опасность заболеваемости в военное время - время лишений и антисанитарии. История свидетельствует о том, что во время войн потери войск убитыми оружием были значительно меньше, чем численность умерших от болезней. Так, с 1772 по 1865 гг. от войн погибло 8 млн человек, из них 1,5 млн от ран, а 6,5 млн от болезней. В Крымской кампании 1853-1855 годов Русская армия потеряла 137 тыс. человек, из которых в сражениях погибло 24 тыс., умерло от ран 15 тыс., а от болезней умерло 88 тыс. человек. В этой же войне во Французской армии умерло от ран 10 тыс., а от болезней - 85 375 человек.
Участник Крымской кампании великий хирург Николай Иванович Пирогов видел все проблемы этой войны. В своём знаменитом и признанном во всём мире труде «Начала общей и военно-полевой хирургии…», проанализировав все причины высокой смертности раненых и больных, высказал важную мысль: «Я верю в гигиену. Будущее принадлежит медицине предохранительной».
Выход из тупиковой ситуации в области сохранения жизни раненых и больных он видел в улучшении условий в операционной, в палатах для раненых и больных, их питании, а также в борьбе с «хирургическими миазмами», под которыми, как выяснилось несколько позднее, надо понимать микробное инфицирование ран. Но это часть решения проблемы. Пирогов выступил за улучшение всех условий быта, питания и других условий жизни воинов.
«Только в 30-е годы была реанимирована военная гигиена»
- А с какого времени военная гигиена утвердилась в России как учебная дисциплина?
- Своё оформление как наука военная гигиена получила, когда в 1871 году в Императорской Медико-хирургической (с 1881 года Военно-медицинской) академии начала функционировать кафедра общей, военно-сухопутной и морской гигиены. Её руководитель - выдающийся военный гигиенист профессор Алексей Петрович Доброславин - создал школу военных гигиенистов, издал фундаментальные труды по военной гигиене, основал гигиеническую лабораторию. В академии были организованы курсы повышения квалификации военных врачей по гигиене.
С 1877 по 1917 гг. было издано 10 учебников различных авторов-военврачей для юнкеров и офицеров Русской армии по военной гигиене. Даже в военное время 1904-1905 гг. и 1914 г. и последующие издавались учебники и проходило обучение слушателей военных училищ, курсов по военной гигиене.
- Наверное, этот опыт пригодился после Октябрьской революции командованию Рабоче-крестьянской Красной Армии?
К сожалению, все наработки по учебно-методическому фонду военной гигиены не были использованы в РККА. В армии разрабатывались отдельные учебные пособия (брошюры) для командиров и красноармейцев в нецентрализованном общеармейском порядке.
Содержание брошюр было посвящено преимущественно вопросам личной гигиены военнослужащих. Потребность же в обучении вопросам военной гигиены не исчезла. Например, в Военной электротехнической академии им. С.М. Будённого инициативно преподавалась военная гигиена по учебному пособию военного врача и энтузиаста своего дела Мусселиуса А.М. Только в 30-е годы военная гигиена была реанимирована благодаря трудам Ф.Г. Кроткова, ставшего впоследствии видным организатором советского здравоохранения, Героем Социалистического Труда.
«Введение в образовательный процесс военной гигиены способствовало бы сохранению жизни и здоровья военнослужащих»
- Вы предлагаете сейчас внедрить для обучающихся в образовательных учреждениях Министерства обороны специальный предмет - гигиену военнослужащего. Почему именно сейчас возникла в этом необходимость?
- Охрана жизни и здоровья человека, гражданина РФ определена Конституцией РФ и другими законами. Военнослужащие на этом основании пользуются всеми правами. Здоровье личного состава - это фактор боеготовности и боеспособности подразделения, воинской части, да и в целом армии и флота. Только здоровый в физическом и психологическом отношении воин способен выполнять возложенные на него обязанности, функции.
Использующиеся в настоящее время показатели для оценки состояния здоровья военнослужащих - заболеваемость, госпитализация, смертность и другие, не могут считаться удовлетворительными. Создать безопасные условия военной службы можно только на основе знаний, значительная часть которых - это военная гигиена. Профилактика заболеваемости - сложная задача, требующая участия и усилий всей системы охраны здоровья человека.
Буква закона
«Охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи».
Глава 1, статья 2, п. 2 Федерального закона РФ от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ
- Борис Иванович, как это можно осуществить на практике?
- Вопрос внедрения в учебный процесс образовательных учреждений военной гигиены не простой. Для его осуществления необходимы согласие и большая работа Управления образования МО РФ, Главного военно-медицинского управления МО РФ, специалистов в области военной гигиены, военной эпидемиологии, врачей-организаторов военной медицины и других специалистов.
К сведению
Обязательное гигиеническое воспитание и обучение регламентировано статьёй 36 главы IV Федерального закона от 30 марта 1999 года (ред. 03.07.2016 г.) № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Образовательные учреждения Министерства обороны РФ обязаны реализовывать эти требования в учебных планах.
Вопросы военной гигиены для обучающихся по общегосударственному плану в кадетских, суворовских училищах, пансионах МО РФ можно внедрить, объединить в учебные часы программы ОБЖ. Призываемых на срочную службу молодых людей необходимо в первый же месяц службы информировать о правилах безопасности военной службы, правилах личной и общественной гигиены. Для этого нами с соавторами разработана «Памятка военнослужащему по охране жизни и здоровья». Для курсантов училищ требуется разработка отдельной программы учебной дисциплины со спецификой для каждого профессионального обучения, специальности.
У слушателей военных академий программа должна быть своего уровня. У нас был опыт введения в Военно-морской академии им. Н.Г. Кузнецова учебной дисциплины «Основы охраны жизни и здоровья личного состава и медицинское обеспечение флота». Она имела положительные оценки как командования, так и слушателей академии.
Сегодня мы наблюдаем грандиозные достижения в области вооружений и военной техники, управлять которыми может только здоровый человек. В этом плане введение в образовательный процесс военной гигиены способствовало бы гуманизации обучения, а главное - сохранению жизни и здоровья военнослужащих. Не сомневаюсь, что военное ведомство в этом направлении имеет значительные потенциалы и резервы.