Призрак большой войны бродит по Ближнему Востоку
Отчего не спится Трампу
Всё началось в мае прошлого года, когда США во многом по настоянию Израиля вышли из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), или ядерной сделки, и ввели санкции против Ирана. Сразу же стоимость иранской валюты упала до рекордного минимума, а инфляция выросла в 4 раза. Возросло давление внутренней иранской оппозиции.
Многие европейские страны, Китай, вложившие к тому времени немало средств в иранскую экономику, остались недовольны решением Трампа, тем более что никаких серьёзных причин для «наказания» Ирана не было.
Об этом свидетельствовали периодические доклады инспекторов МАГАТЭ о том, что Тегеран строго выполняет свои обязательства по ядерной сделке. В такой обстановке Британия, Франция, Германия, Китай и Россия приняли решение не выходить из СВДП. Иран также не разорвал соглашение, поскольку ЕС обещал создать собственный механизм для обхода введённых в ноябре прошлого года Вашингтоном санкций.
Однако европейская «тройка» так ничего и не сделала, ограничившись одними обещаниями. США 2 мая полностью запретили импорт «чёрного золота» из Ирана и начали обсуждать меры по наказанию тех стран, которые планируют продолжить сотрудничество с Тегераном. А как только стало известно, что после 7 мая в Брюсселе ожидается встреча европейцев с иранцами, на которой они всё же должны попытаться ввести антисанкционный механизм, в столицы ведущих европейских держав был высажен «десант» из ведущих американских политиков и дипломатов во главе с госсекретарём Майклом Помпео. В качестве «артиллерийской поддержки» Вашингтон пошёл на расширение ограничений в отношении Ирана - 8 мая стартовала новая, вторая волна санкций, включающая иранскую нефть, алюминий, железо и медь.
В результате сильнейшего нажима со стороны США встреча в Брюсселе закончилась ничем. Более того, не только Европа, но и Китай с Индией, не говоря уже о Японии и Южной Корее, других странах, предпочти наступить на «горло» собственной песне и начали сворачивать закупки иранской нефти, переключаясь на углеводороды Аравийского полуострова.
В сложившихся условиях Высший совет национальной безопасности Ирана 8 мая решил приостановить выполнение некоторых своих обязательств в рамках ядерной сделки.
Тегеран указал, что поскольку страны - участники СВПД не предприняли никаких шагов, чтобы компенсировать потери Ирана из-за американских санкций, он не будет соблюдать договорённости по ограничению своих запасов обогащённого урана и тяжёлой воды. В уведомлениях, разосланных послам стран - подписантов СВПД, прежде всего Британии, Франции и Германии, говорится, что Иран приступит к реализации своего решения, если другие участники сделки в течение 60 дней не выполнят своих обязательств, то есть не введут в действие антисанкционный механизм.
Европа: и рыбку съесть и в пруд не лезть
Париж, Берлин и Лондон «ультиматум» отвергли с чувством «глубокого облегчения», поскольку он дал западным странам повод обвинить Тегеран, а вовсе не США, которые и заварили всю эту кашу, в срыве ядерной сделки. Лицемерие и ложь - излюбленные средства в арсенале оружия, которое используют европейцы для того, чтобы назначить виновного и свалить на него грехи, которые тот не совершал. Так было, например, в Югославии, где за все беды пришлось отвечать, по сути, одним сербам. Так происходит и сейчас в случае с Ираном. Таким образом, европейцы, во-первых, демонстрируют вассальные чувства Вашингтону, во-вторых, перекладывают ответственность на Иран, маскируя собственную трусость перед американскими угрозами.
Между тем, по сообщениям агентств «Рейтер» и «Блумберг» со ссылкой на недавний доклад МАГАТЭ, Иран вплоть до последнего времени соблюдал основные ограничения, предусмотренные СВПД от 2015 года. Запасы обогащённого и необогащённого урана равны соответственно 300 и 174 килограммам, количество тяжёлой воды также остаётся в пределах допустимого порога - 130 тонн.
Однако уже 20 мая представитель Организации по атомной энергии Ирана Бехруз Камальванди сообщил о том, что его страна приступила к работам по обогащению урана, повысив в 4 раза объём низкообогащённого (до 3,67%) ядерного топлива, а с 15 мая Тегеран прекратил выполнение некоторых обязательств в рамках СВПД.
Очевидно, мер экономического воздействия на Иран Вашингтону показалось мало, и он решил присовокупить к ним военные угрозы. К берегам Ирана отправилась ударная группировка во главе с авианосцем «Авраам Линкольн», на американскую базу в Катаре переброшена эскадрилья бомбардировщиков Б-52, в американских СМИ организована утечка информации о возможном развёртывании в регионе 120-тысячной военной группировки.
Год назад экспорт иранской нефти достигал 2,7 млн баррелей в день. Иран является третьим в мире после России и Саудовской Аравии экспортёром «чёрного золота». Сегодня поставки нефти из Ирана упали примерно до полумиллиона баррелей в день, а в течение следующих 5-6 лет ожидается заметный - до 30-35% рост энергетического рынка. Он связан с ожидаемым резким падением производства топлива в странах ЕС.
Как по басне Крылова
Американцы с союзниками всё сильнее затягивают удавку на шее Ирана. От Тегерана требуют, чтобы он выполнил заведомо невыполнимые условия якобы для нормализации обстановки: например, прекратить разработку ядерного оружия. Доклады МАГАТЭ говорят, что Иран после заключения СВПД не ведёт работ в этом направлении, и израильтяне так и не могут предоставить убедительных доказательств обратного. Или требование прекратить кибератаки против США, которые, доказано, Тегеран не вёл и не ведёт. Да и другие требования Вашингтона, касающиеся прекращения участия Ирана в региональных конфликтах и поддержки терроризма, выглядят откровенно бредовыми. Но для достижения своих целей в борьбе с Ираном это АБСОЛЮТНО никакого значения для США не имеет.
На Востоке говорят: загнанная в угол мышь может обрести силу и ярость тигра. Иран, конечно же, мышью никак не назовёшь, а ягнёнком - тем более. Это мощное региональное государство с почти 85-миллионным населением, с боеспособными мощными вооружёнными силами, имеющими современное оружие и прошедшими боевую обкатку в Сирии и Ираке, аглавное - решимость Ирана противостоять внешней агрессии. Никто из иранских руководителей, начиная от верховного правителя (рахбара) аятоллы Али Хаменеи и Корпуса стражей исламской революции, не собирается отступать перед США.
Получился парадокс. Запугивая Иран войной, США сами оказались на грани этой войны, к которой не готовы ни морально, ни материально.
Для этого нужна наземная операция против Ирана. О готовности воевать уже высказались вассалы - Саудовская Аравия, ОАЭ и даже Египет. И хотя из этой троицы вести реальные боевые действия способен только Египет, вряд ли Каир отважится ввязаться в широкомасштабную войну с Ираном. Союзником этих арабских стран де-факто стал и Израиль, чья разведка передаёт данные о готовности Ирана нанести удары по объектам США и их союзников в зоне Персидского залива. Вопрос только в том, насколько эти сведения соответствуют действительности.
Так что опасность возникновения большой войны против Ирана существует, существует реально и связана с тем, что не Иран, а США и его вассалы в Европе, арабских странах и ещё неизвестно где снимут палец с «предохранителя» и нажмут на «курок». Не случайно многие далёкие и близкие от Ирана страны (их число приближается к двум десяткам), чувствуя, какой опасности они могут подвергнуться в случае войны против Ирана, уже выразили готовность выступить посредниками между Вашингтоном и Тегераном.
И все посмотрели на Москву…
Москва продолжает усилия, направленные на снижение напряжённости в регионе. В Тегеране состоялись переговоры между заместителями министров иностранных дел России и Ирана Сергеем Рябковым и Аббасом Аракчи. Главной темой встречи стала ситуация вокруг СВПД. Ранее Москва призвала провести саммит государств - подписантов ядерной сделки. Как известно, президент России Владимир Путин заявил, что считает нецелесообразным возможный отказ Ирана от СВПД. Глава РФ убеждён в том, что судьба сделки зависит не только от России, но и от всех партнёров, включая и США, и европейские страны, и Иран.