Коридор Север-Юг: из варяг в индусы
© youtube.com
Карта транспортного коридора «Север-Юг».

Коридор Север-Юг: из варяг в индусы

Одним из мегапроектов единой Евразии является транспортный коридор «Север-Юг», призванный, подобно древнему пути из варяг в греки, кратчайшим путём связать Индийский океан с Атлантическим и Северным Ледовитым
16 июля 2019, 10:30
Реклама
Коридор Север-Юг: из варяг в индусы
© youtube.com
Карта транспортного коридора «Север-Юг».
Читайте нас на: 

Евразийский континент за свою многовековую историю переживал разные времена. Возникали и рушились империи, рождались и исчезали народы, обогащалась и приходила в упадок культура. И лишь одно оставалось неизменным: торговые и транспортные пути, связывающие цивилизации севера и юга, запада и востока. В последние годы процессы создания транспортного коридора «Север-Юг» (INSTC), связанного общими интересами, транспортными путями и повесткой устойчивого развития, приобрели новый масштаб.

По морям, по долам

Идея создания коридора принадлежит России. В сентябре 2000 г. было подписано соответствующее межправительственное соглашение между РФ, Индией и Ираном, позже в проект вошли Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Оман и Сирия. Практическая реализация, тем не менее, началась лишь в последние годы.

После конфликта в Нагорном Карабахе железнодорожное сообщение между Ираном и Азербайджаном прекратилось. По соглашению от 2005 г. Баку выделил Тегерану кредит в размере 500 млн долл. на строительство железной дороги «Астара - Казвин», которая соединит Иран с Азербайджаном и Россией. В марте 2018 г. по ней были запущены первые контейнерные составы. Участок Решт-Астара планируется завершить в 2021 году, после чего путь полностью будет готов к эксплуатации.

В марте 2018 года запущены первые контейнерные составы на дороге «Астара - Казвин».
© Пресс-служба ЗАО «Азербайджанской железной дороге».
В марте 2018 года запущены первые контейнерные составы на дороге «Астара - Казвин».

Проект уже доказал свою жизнеспособность и эффективность. Если в 2017 г. по INSTC было перевезено 27 тыс. тонн грузов, в 2018-м - 287 тыс. тонн. На первоначальном этапе по коридору планируются грузоперевозки в объёме 6 млн, в дальнейшем - 15-20 млн тонн в год. Новый транспортный коридор протяжённостью 7.200 км позволит сократить сроки поставок грузов из Индии в Санкт-Петербург на 30-40% или на 20 суток. 

Впрочем, развитие коридора не ограничивается одной железнодорожной веткой. РЖД с 2012 г. приступили к электрификации иранских железных дорог. В свою очередь, Азербайджан привлекает к развитию МТК венгерских, французских и швейцарских инвесторов. Индия является ключевым партнёром Ирана в развитии порта Чабахар, который должен стать морским участком INSTC, связывающим индийский порт Мумбаи с Ираном. Дели заинтересован и в развитии иранской железнодорожной сети в направлении Афганистана и Центральной Азии.

Морские контейнерные перевозки в Каспийском море.
© wikimedia.org
Морские контейнерные перевозки в Каспийском море.

Коридор «Север-Юг» - это широкомасштабный инфраструктурный проект мультимодальных перевозок, имеющий два ответвления. Западная часть включает в себя железнодорожные пути через Азербайджан и Россию, морские перевозки в Каспийском море, а также автомобильные магистрали через территорию Армении и Грузии, выходящие в порты Чёрного моря и на Турцию. Восточное направление призвано связать транспортным сообщением Индию и Центральную Азию через территории Ирана, Туркменистана и Казахстана.

Гораздо «ближе» становится и Аравийский полуостров. Трансаравийская железная дорога, соединяющая Саудовскую Аравию, Бахрейн, Кувейт, Катар, ОАЭ и участника INSTC Оман, позволит включить государства Персидского залива не только в континентальную торговлю,  но и в широкомасштабные проекты сотрудничества. Россия уже обозначила интерес к участию в этом проекте как в плане строительства, оснащения, так и поставок подвижного состава.

Ожидается, что о запуске коридора «Север-Юг» может быть официально объявлено во время саммита с участием президентов России, Ирана и Азербайджана, который запланирован на середину августа в Сочи.

О запуске коридора «Север-Юг» может быть официально объявлено во время саммита с участием президентов России, Ирана и Азербайджана в августе в Сочи.
© kremlin.ru
О запуске коридора «Север-Юг» может быть официально объявлено во время саммита с участием президентов России, Ирана и Азербайджана в августе в Сочи.

 

Ресурс для развития

Планируя создание INSTC, участники проекта уделяют приоритетное внимание его использованию для создания кластеров промышленного и технологического развития, которые должны дать синергетический эффект для рывка в будущее огромного региона от Хельсинки до Мумбаи и от Минска до Астаны.

Как отмечено в докладе российского экономиста А. Караваева и доцента иранского Университета имени Аллама Табатабаи Т. Мандана, «Транспортный коридор "Север-Юг: реалии транзита и перспективы трансрегиональной интеграции», создание транспортной артерии открывает уникальные возможности для объединения потенциалов в формировании новых точек роста в сфере цифровизации, искусственного интеллекта, внедрения новой энергетической стратегии, трансформации рынков труда.

Перспективно развитие вдоль INSTC совместных проектов в сфере полимерной химии, машиностроения, станкостроения, автопрома, авиапромышленности, приборостроения, создания новых полимерных и композитных материалов.

Потенциально МТК «Север-Юг» может вовлечь в процессы евразийского развития и государства Ближнего Востока, пока что остающиеся в стороне от масштабных проектов создания Большой Евразии. Например, ФАС РФ и Исламский банк Абу-Даби обсуждают проект по привлечению арабских инвестиций в российское сельское хозяйство «АгроФинМост», одним из этапов реализации которого станет развитие транспортно-логистической инфраструктуры экспортных поставок продовольствия по МТК «Север-Юг». В свою очередь, Российский фонд прямых инвестиций и Кувейтское инвестиционное агентство разрабатывают несколько десятков совместных проектов в сфере электроэнергетики, водоснабжения и поставок оборудования.

Эмиратский суверенный фонд Mubadala Investment Company в партнёрстве с Российским фондом прямых инвестиций вложил около $1,4 млрд в более чем 40 российских проектов.
© mubadala.com
Эмиратский суверенный фонд Mubadala Investment Company в партнёрстве с Российским фондом прямых инвестиций вложил около $1,4 млрд в более чем 40 российских проектов.

Активно развивается сотрудничество и с ОАЭ. Эмиратский суверенный фонд Mubadala Investment Company в партнёрстве с Российским фондом прямых инвестиций вложил около $1,4 млрд в более чем 40 российских проектов. Узбекистан же договорился о заключении сделок на сумму более $10 млрд в сфере финансов, альтернативной энергетики, инфраструктуры и сельского хозяйства. Укрепление связей стран ЦА со странами Персидского залива обеспечит привлечение ближневосточных инвестиций в развитие Каспийского региона. Что крайне важно, ЦА получает выход к морю. Иран выделил землю под казахстанские логистические терминалы в Чабахаре, порт посетил заместитель премьер-министра Узбекистана. И, как сообщает «Атлантический совет», там побывали и представители торгово-промышленной палаты закрытого Туркменистана.

Безусловно, коридору «Север-Юг» не хватает многого. Прежде всего, необходимо создание соответствующей договорно-правовой базы по гармонизации тарифов, передвижению товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.

Так, если соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Ираном ратифицировано, то с Индией документ может быть подписан лишь в конце 2019-го, а то и в 2020 году. Часть же участников коридора не входит в ЕАЭС и ЗСТ СНГ, что потребует дополнительных усилий для гармонизации сотрудничества. Не менее важно и формирование механизма расчётов в национальных валютах. Тем не менее потенциал у инициативы хороший, поскольку может быть легко сопряжён с российской идеей Большого евразийского партнёрства и китайским проектом «Один пояс - один путь», что позволит привлечь к его реализации ресурсы Фонда развития ШОС и Евразийского банка развития и АБИИ.

Римленд vs Хартленд.
© wikipedia.org
Римленд vs Хартленд.

 

Римленд vs Хартленд

Помимо экономического значения МТК «Север-Юг» является важнейшим геополитическим проектом, способным значительно изменить баланс мировой торговли. В классической геополитике рассматривается два вида противостоящих между собой цивилизаций: морская (Римленд) и материковая (Хартленд). Хотя геополитики до сих пор спорят о том, где на самом деле расположено «сердце Земли», очевидно, что формирование сухопутных торговых маршрутов снижает значение морских перевозок, определяющих гегемонию «морских держав», прежде всего, Британии и США. Достаточно вспомнить, что с перекрытием Ормузского пролива Иран способен остановить 40% мировой торговли. После запуска коридора «Север-Юг» его значение многократно возрастёт. И совершенно не случайно Вашингтон в своё время инициировал собственный проект «Шёлкового пути», призванного исключить из транспортно-логистических цепочек РФ и Центральную Азию.

Именно этой угрозой, а не мифическими ядерными планами Ирана, «плохим поведением» России, «неправильной рассадкой» российской делегации в Тбилиси и «людоедством» Б. Асада объясняются и санкции, и военные угрозы, и попытки организации государственных переворотов, и война в Сирии. Вряд ли случайно совпали антироссийские акции в Грузии и уничтожение американского беспилотника в районе порта Чабахар, «дело Голунова» в России и протесты в Казахстане.

Иран также «трясёт» не только в связи с военными угрозами США. Деятельность располагающихся за границей «Национального совета сопротивления Ирана», «Движения национального пробуждения Южного Азербайджана» и др. уже привели к антиправительственным выступлениям в 80 городах страны.

Собственно, перечень угроз, с которым неминуемо столкнется INSTC, достаточно прогнозируем. Во-первых, это попытки организации государственных переворотов в странах, входящих в «Север-Юг». Как отметил заместитель секретаря Совета безопасности РФ Р. Нургалиев, страны НАТО «готовят условия для приведения к власти в отдельных странах ОДКБ подконтрольные Западу режимы, в том числе посредством провоцирования «цветных революций». Впрочем, проблема не исчерпывается странами ОДКБ.

Во-вторых, разгром ИГИЛ («Исламское государство», ИГ, ИГИЛ - запрещённая в России террористическая организация) в Сирии может привести к активизации террористов в Азербайджане, Армении, Центральной Азии, Панкисском ущелье Грузии и т.д.

Президент США Дональд Трамп подписал в июне новые санкции против Ирана.
© whitehouse.gov
Президент США Дональд Трамп подписал в июне новые санкции против Ирана.

Нельзя сбрасывать со счетов и санкции, которые, по словам советника президента США Дж. Болтона, в Иране лишь начались. С этими заявлениями прекрасно сочетается и «план Болтона» по Закавказью, целью которого является привлечение стран региона в антииранскую коалицию и разжигание старых конфликтов. Из Ирана уже массово бегут европейские инвесторы, а особый режим, который получил порт Чабахар, по мнению ведущего юриста по санкциям в США Э. Феррари, распространяется лишь на доставку американских грузов в Афганистан.

Тем не менее, планам Вашингтона вряд ли суждено осуществиться. С его политикой не согласны даже союзники. По сообщению Ф. Могерини, готов к запуску Специальный механизм расчётов INSTEX между Ираном и Евросоюзом в обход санкций США. А турецкое издание  Odatv пишет, что, сталкиваясь с американской угрозой, Россия, Иран и Турция могут «расширить своё сотрудничество и даже превратить это сотрудничество в союз».

ТЕГИ:
Россия Индия сирия Санкт-Петербург автопром Армения Сочи белоруссия НАТО сша Афганистан Хельсинки Грузия евросоюз шелковый путь Тегеран Турция Черное море Иран геополитика нагорный карабах Азербайджан Закавказье Баку одкб Бахрейн оаэ искусственный интеллект Вашингтон ЕАЭС Казахстан минск Абу-Даби ржд Северный Ледовитый океан Ормузский пролив Джон Болтон Башар Асад цифровизация катар Федерика Могерини Персидский залив «Один пояс – один путь» Евразия Астана Север-Юг индийский океан Каспийское море Тбилиси Движение национального пробуждения Южного Азербайджана Аравийский полуостров Решт дело Голунова INSTEX SAS Чабахар МТК Mubadala Investment Company Оман Odatv Фонд развития ШОС Кувейт Кувейтское инвестиционное агентство авиационная промышленность большое евразийское партнерство фас рф Исламский банк электроэнергетика Хартленд АБИИ Водоснабжение Атлантический океан АгроФинМост Продовольствие Римленд Евразийский банк развития Караваев Табатабаи Т. Мандан ЗСТ СНГ Национальный совет сопротивления Ирана Астара - Казвин Мумбаи Атлантический совет Фонд прямых инвестиций панкисское ущелье транспортный коридор Рашид Нургалиев
Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама