Особая служба морского патрульного
Патруль у причалов не простаивает
В разгар июня новая военная гавань Цемесской бухты празднично принарядилась корабельными флагами расцвечивания. В торжественной обстановке на морскую службу в составе Черноморского флота заступал второй патрульный корабль проекта 22160 «Дмитрий Рогачёв», сошедший со стапелей Зеленодольского завода имени А.М. Горького в Татарстане и дооборудованный на судостроительном заводе в Керчи. Новороссийская военно-морская база получила новый серийный корабль, предназначенный для патрулирования ближней и дальней морских зон.
А за полгода до этого Андреевский флаг был поднят над стальным первенцем проекта 22160 - патрульным кораблём «Василий Быков». За это время головной «вымпел» этой серии занял своё достойное место в строю боевых кораблей Новороссийской военно-морской базы, став в своём роде флагманом этого флотского объединения. Его корпус, напоминающий своими заострёнными формами гарпун, не часто можно было видеть у причальной стенки военной гавани в Цемесской бухте. Его младший собрат - «Дмитрий Рогачёв» в подобный боевой ритм вписался ещё с динамичной поры государственных испытаний и теперь тоже не простаивает у причалов, непрерывно набираясь мореходного опыта. Оно и понятно, «притирка» морем в обилии учебно-боевых задач идёт в интенсивном режиме - того требует особая служба морского патрульного.
Задачи мирного времени:
- патрулирование назначенных районов;
- пограничные функции;
- обеспечение безопасности судоходства;
- участие в поисково-спасательных операциях.
Дополнительные задачи военного времени:
- дозорная служба по охране береговых объектов с моря;
- защита морских коммуникаций;
- огневая поддержка высадки десанта;
- обеспечение действий сил специальных операций.
Впервые попав на палубу корабля этого не совсем обычного проекта, ощущаешь его инновационное решение уже в архитектонике отсеков и помещений. Даже внутренние корабельные коммуникации здесь оборудованы по новому принципу: при подготовке к выходу в море не рассыпается по отсекам тревожная трель звонков «колоколов громкого боя» и дробь громких команд. Только звук сигнала корабельного горна и пара лаконичных фраз по трансляции дают знать, что корабль в готовности к бою и походу покинул причал. Непривычная плавность хода и манёвра гасит ощущение палубы боевого корабля. И только поднявшись на мостик, можно увидеть, как быстро за кормой уходит к горизонту береговая кромка.
По патрульному предназначению
Мне довелось выйти в море на патрульном корабле «Василий Быков» и стать очевидцем учения по применению средств радиоэлектронной борьбы, аэрозольной маскировки и взаимодействию с палубной авиацией.
Старшим на борту во время этого выхода в море был командир тактической группы противолодочных кораблей бригады охраны водного района Новороссийской военно-морской базы капитан 2 ранга Александр Волков. Ещё перед началом активной фазы учений он пояснил, что само патрульное предназначение этого корабля подразумевает стремительность и скрытность действий. Поэтому на его борту предусмотрена многофункциональная система радиоэлектронного противодействия противнику, которая способна защитить корабль от разведки с моря, берега и даже из космоса. Она способна скрыть корабль от выпущенных по нему ракет и, если потребуется, изменить курс их полёта. Есть у этой системы и второе предназначение - разведывательное. Заранее выдавая целеуказания, она помогает системам ЗРК и пушечного комплекса упреждающим огнём защитить корабль от атакующего оружия. В ходе выполнения учебно-боевых задач на черноморских полигонах применение этой инновации показало отличный эффект - боевая скрытность, а соответственно, и живучесть нового корабля в 5 раз превышают аналогичный показатель былых проектов.
Помимо электронной защиты, корабль оснащён устройствами аэрозольной маскировки. И если динамичность этапа учений с применением аппаратуры РЭБ можно было ощутить на ходовом мостике только по возрастающей скороговорке докладов операторов и командирских распоряжений, то работа пусковых установок аэрозольной завесы впечатляла наглядностью - в считанные секунды вокруг корабля расползлись шлейфы искрящегося непроницаемого тумана. Взаимодействующий с нами малый противолодочный корабль выдал информацию, что электронная отметка «Василия Быкова» с дисплеев станций обнаружения пропала.
ТТХ патрульных кораблей проекта 22160:
- водоизмещение - 1.700 т;
- размеры - длина - 94 м, ширина - 14 м, осадка - 4,4 м;
- скорость полного хода - 30 узлов;
- дальность плавания - 6.000 миль на 16 узлах;
- автономность - 60 суток.- силовая установка - 34.000 л.с., 2 вала;
- вооружение - 1 вертолёт Ка-27ПС, 1 десантно-штурмовая лодка пр. 02800, ПЗРК 9К338 «Игла-С» (8 ЗУР 9М342), 1х1 76-мм артустановка АК-176МА, 2х1 14,5-мм МТПУ;- экипаж - 28 человек.
Мореходное время учёбы
В обстановке, которая царила на ходовом мостике, ощущалась атмосфера конструктивного наставничества. У помощника командира корабля капитан-лейтенанта Вадима Петренко, который на этом учении выполнял обязанности командира патрульного корвета, была возможность не только проникнуться опытом действий на ступень выше занимаемой должности, но и отработать новые методические элементы использования современной информационной системы корабля, принятия на её основе решений по управлению корветом и выполнения тактических задач. Своеобразный аналитический экспромт-зачёт просматривался и в учебно-боевой работе командиров подразделений, вахтенной службы корабля. Кстати, пульт управления БЧ-5 на этом корабле вынесен в ходовую рубку, что позволяет офицерам-механикам полностью погружаться в эпицентр работы коллективной мысли управления кораблём.
- Корабль проекта 22160 задумывался и реализован в цифровом формате, - поясняет капитан 2 ранга Александр Волков. - Поэтому столь важен и переход формата мышления от аналогового к цифровому. Это касается буквально всех специалистов экипажа, а офицеров - в первую очередь. «Умная» аппаратура задаёт свои алгоритмы оценки ситуации и принятия решений. Реакция на изменение боевой обстановки должна быть мгновенной и в то же время - точной.
Как в свою очередь отметил помощник командира корабля Вадим Петренко, подобные выходы в море позволяют отработать навыки слаженности действий расчётов и боевых постов в быстро меняющейся обстановке. Здесь реально ощутима прикладная значимость служебной и человеческой контактности. Особенно это важно для лейтенантов, которые составляют половину офицерского коллектива корабля. Можно сказать, что в характерах этих молодых офицеров изначально закладываются качества российского морского патруля.
Скрытность боевого модуля
Модульный принцип нового патрульного корабля - одна из его инновационных особенностей. Под его вертолётной палубой в зависимости от обозначенной задачи могут в контейнерной комплектации размещаться и ударные ракетные комплексы, к примеру, «Калибр-НК», и зенитно-ракетные комплексы типа «Штиль-1», и модули противолодочного, минного оружия, и спасательное, противодиверсионное, медицинское оборудование, и даже мобильный комплект экологического мониторинга морской среды. Модульный принцип позволяет менять оружие и оборудование корабля в различных вариантах задач, в том числе и комбинированных, но это же требует и комплексных навыков в подготовке моряков, многие из которых уже имеют нештатные смежные специальности.
Как пояснил капитан 2 ранга Александр Волков, подпалубное размещение модулей обеспечивает скрытность функций корабля в разных их вариантах.
Внешне корвет выглядит одинаково и в качестве ударной силы с «Калибрами» на борту, и в качестве корабля экологического контроля.
В кормовом ангаре размещена десантно-штурмовая лодка новейшего проекта. Она имеет лёгкое бронирование, развивает скорость до 40 узлов и вмещает досмотровую группу - 10 морских пехотинцев. Это при необходимости может стать дополнительным «аргументом» в борьбе с пиратскими и террористическими группировками на море. Кстати, размещение «чёрных беретов» на патрульном корвете предусмотрено с таким же комфортом, как и для остального экипажа.
Вполне убедительно выглядит и главный артиллерийский комплекс корабля - универсальная установка АК-176МА, которую моряки иногда называют «цифровой снайперской пушкой». Она способна со скорострельностью 120 выстрелов в минуту поражать надводные цели на удалении до 12 км, а воздушные - до 7 км.
В авиационном ангаре помещается многоцелевой вертолёт Ка-27ПС. Во время учения экипаж «Василия Быкова» как раз и отработал варианты взаимодействия с экипажем такого вертолёта при палубной посадке-взлёте винтокрылой машины.
В экипаже - только профессионалы
Экипаж «Василия Быкова» под командованием капитана 3 ранга Игоря Дубовика полностью состоит из профессионалов. Контрактное комплектование старшинами и матросами проводилось на конкурсной основе. Служить на новом корабле в весьма комфортных условиях, где, к примеру, столовая личного состава выглядит уютнее иных кают-компаний, а матросы размещаются в двухместных каютах с отдельным санузлом, хотели бы многие. Не препятствует такому стремлению даже то, что на плечи немногочисленного экипажа этого автоматизированного и довольно крупного корабля ложится двойная нагрузка по обеспечению его жизнедеятельности.
Сейчас новые патрульные корабли Новороссийской военно-морской базы полностью вписались в боевой черноморский строй. «Василий Быков» уверенно показал свои инновационные возможности совместно с разведывательным кораблём «Иван Хурс» при сопровождении в Чёрном море американского эсминца «Росс».
Комплексы радиотехнической разведки наших кораблей детально анализировали режим работы электронных средств американского корабля, параметры его силовой установки, установили шумовой «портрет» эсминца, провели другие значащие элементы боевого мониторинга незваного гостя. Оба черноморских патрульных новобранца успешно приняли участие в учениях по взаимодействию разнородных сил Черноморского флота. После столь серьёзного экзамена «Василий Быков» ушёл в межфлотский переход для участия в военно-морском параде в честь Дня ВМФ, который состоится в Санкт-Петербурге. Он уже показал свои ходовые и тактические качества в Средиземном море и Атлантике, где вызвал повышенный интерес натовских моряков. В этом морском походе экипаж патрульного корвета наверняка приобретёт новый полезный опыт дальней морской зоны, для действий в которой он тоже предназначен. А «Дмитрий Рогачёв» под командованием капитана 3 ранга Виктора Овчаренко напряжёнными милями боевой службы в морском черноморском дозоре продолжит доброе начало своей биографии.