Перевербовать Белоруссию? Даже в страшном сне не предвидится…
26 июля на встрече с министром иностранных дел Латвии Эдгарсом Ринкевичсом белорусский президент Александр Лукашенко произнёс: «Мы хотим хороших отношений с Западной Европой, Евросоюзом, США, понимая, что есть ЕС и Америка, но мы никогда не станем рвать наши отношения, ни за какие деньги, с братской Россией». Что это означает?
Случайность - это хорошо подготовленная закономерность
Технологии «цветных революций» были разработаны в качестве альтернативы вооружённым захватам власти, и их немедленно приняли на вооружение американские спецслужбы для смены неугодных правительств. При их использовании удавалось, жертвуя лишь относительно небольшими суммами, коренным образом сменить курс государства, избавившись от обвинений во вмешательстве США в его внутренние дела и применении военной силы против суверенных стран. А подготовка к «стихийным, народным революциям», проводимая на деньги и при помощи соответствующим образом обученных специалистов, даже получила название «мягкой силы». С не менее эффективными последствиями, чем грубая сила. При этом в последние годы чётко прослеживается закономерность: «цветные революции» на постсоветском пространстве преследуют цель выбить государство-жертву из числа дружественных России и создать вокруг неё «дугу нестабильности», о которой мечтал ещё Збигнев Бжезинский.
Вывести «по щучьему веленью» на улицы несколько десятков тысяч «стихийных» протестующих для свержения власти невозможно. Для этого нужна длительная подготовка, обучение будущих лидеров протестов, а также мобилизация политических сил, способных сыграть цементирующую роль аморфной массы участников протеста.
Именно поэтому «цветные революции» обычно приурочены к выборам, которые Вашингтон и его сателлиты объявляют «фальсифицированными», «несправедливыми», «не демократичными». Так было в Сербии в 2000 году, в Грузии - в 2003-м, на Украине - в 2004-м, в Кыргызстане - в 2005-м и 2010-м, в Армении - в 2018-м. Причастность к этим «стихийным протестам» не скрывают даже сами Соединённые Штаты. Неудачные попытки «цветных» госпереворотов, в ходе которых прослеживается использование методичек «творца цветных революций» Джина Шарпа, происходили в Азербайджане в 2005 году, в Белоруссии - в 2006-м, в Армении - в 2008-м, в Молдавии - в 2009-м. Инспирированные извне попытки свергнуть власть путём массовых выступлений, «не привязанные» к выборам, предпринимались в Узбекистане в 2005 году, в Казахстане - в 2011-м, а на Украине в 2014 году завершились неонацистским государственным переворотом и Гражданской войной на Востоке страны.
При этом украинский переворот-2014 изначально планировалось провести годом позже, в ходе президентских выборов 2015 года, но из-за отказа Виктора Януковича подписывать кабальное Соглашение об ассоциации с ЕС, отрывающее Украину от России, Соединённые Штаты и Евросоюз были вынуждены подстегнуть готовившиеся события. Именно к нему посольство США в Киеве вело подготовку в рамках проекта «ТехКемп». На закрытых для посторонних курсах из предварительно отобранных дипломатическим представительством «активистов» готовились не только «десятники» и «сотники» будущих протестных акций, но и «лидеры общественного мнения», журналисты и блоггеры, задачей которых была «раскачка» настроений в СМИ и координация действий «революционеров» через социальные сети. О том, какое значение придавали в Вашингтоне данным курсам, говорит личное участие в них посла США на Украине, а «специалисты» готовились не только в Киеве, но и в других крупнейших городах Украины. С началом же массовых акций в качестве методичек их участникам были розданы «памятки», отличающиеся от тех, которыми снабжали американцы участников «Арабской весны», лишь языком инструкций.
«Мягкая сила» жёстких планов Rand Corporation
Впрочем, использование «мягкой силы» совершенно не равнозначно осуществлению «цветных» государственных переворотов, хотя входит в процесс их подготовки. Она сама по себе - средство ослабления неугодного государства либо достижения определённых целей. Каких? Например, изменения политики в отношении третьей страны.
К примеру, весной 2019 года американский аналитический центр Rand Corporation опубликовал доклад на тему «Перенапряжение России: конкуренция с выгодных позиций». По мнению авторов, дестабилизацию ситуации в РФ вызвало бы отрицание Минском России как единственного и настоящего союзника Белоруссии. Достигнуть этого, как считают в организации, готовившей свой доклад по заказу американских спецслужб, можно, если через одни структуры обеспечивать поддержку альтернативных властных структур в Белоруссии, а через другие - сотрудничать с белорусским государством, используя программы экономической помощи. И осуществляться это должно через сеть фондов и программ США, Евросоюза и стран - членов ЕС, а также некоторых международных организаций.
Rand Corporation даёт и ряд рекомендаций, которые позволили бы добиться дестабилизации России. Среди основных, помимо антироссийской идеологической пропаганды, - расширение антироссийских санкций, противодействие РФ в международных организациях, препятствование российскому экспорту и торговле, содействие «утечке мозгов» из России, эскалация конфликта на Востоке Украины, возобновление Гражданской войны в Сирии, игра на противоречиях между кавказскими государствами, препятствование сотрудничества России со странами Центральной Азии, изоляция Приднестровья.
Причём мартовский доклад Rand Corporation - в плане давления на союзников России в Центральной Азии при помощи ЕС и сети фондов - уже начал осуществляться: как показал саммит еврокомиссара Федерики Могерини с главами МИД центральноазиатских республик, программы помощи Евросоюза этим странам будут жёстко увязаны с выполнением политических требований Европы. А среди задач, которые ставит перед собой ЕС в данном регионе, - именно уменьшение влияния России в Центральной Азии.
Кто заказывает музыку?
Методы, которыми США добиваются отрыва наших союзников от России, тоже весьма показательны. Например, дестабилизацию ситуации в Белоруссии Rand Corporation считает сложно реализуемой задачей. А вот поворот белорусской политики в сторону Европы - вполне посильной. Так в ноябре 2018 года по инициативе «Джеймстаунского фонда», созданного в 1984 году для работы с советскими перебежчиками, Минск посетили представители сразу четырёх крупнейших аналитических центров США - Центра по анализу европейской политики, Центра Дж. Байдена по глобальному взаимодействию, «Джеймстаунского фонда» и Rand Corporation.
В обмен на обещание сформировать в западном обществе мнение о том, что белорусская независимость и президентство Александра Лукашенко - неразделимые понятия, они добились увеличения количества прозападных НКО на территории Белоруссии. При этом для белорусского руководства не является секретом то, что многие из действующих НКО возглавляются бывшими и действующими сотрудниками зарубежных спецслужб, а многие антилукашенковские выступления (например, протесты против «закона о тунеядцах») инициированы именно некоммерческими организациями. Ну а регулярно публикуемые аналитические материалы того же «Джеймстаунского фонда» по «созданию привлекательного имиджа Лукашенко» более направлены на выявление уязвимых точек белорусского общества.
Не отстают от «старшего брата» и британцы.
В аналитическом докладе Королевского института международных отношений Chatham House говорится, что на направлении отрыва Белоруссии от России необходимо сделать ставку на «возделывание политической почвы», на подготовку «нужных» кадров. Данную задачу планируется решать за счёт различных программ - начиная от дистанционного обучения и совместного финансирования с белорусскими НКО образовательных проектов и завершая предоставлением упрощённого доступа белорусских «волонтёров» в страны ЕС.
Задачи «формирования благоприятного политического ландшафта» в Казахстане также решают западные НКО. «В ходе разговоров в конгрессе и сенате США я заметил, что при всех различиях в риторике депутатов республиканской и демократической партий США заинтересованы в установлении в Казахстане легитимной власти», - рассказывает представитель националистического форума «Жана Казахстан» Амиржан Косанов. Эта сила входит в число тех политических направлений, на которые делают ставку западные НКО в своей деятельности на территории Казахстана - «национал-патриоты» (казахские националисты), проамериканская «демократическая оппозиция» и… радикальные исламские фундаменталисты. Но всех тех, кого Штаты считают «будущей легитимной властью Казахстана», объединяет то, что они являются яростными противниками сближения РК с Россией и членства Казахстана в ЕАЭС.
Специфичны и инициативы казахстанских грантополучателей - продвижение идеи присоединения РК к программам «Открытое правительство», а также «Реализация права на доступ к информации в Казахстане», продвигаемой структурами Сороса. Причём последняя предусматривает получение «активистами» доступа к информации, относящейся к категории служебной либо даже секретной. И совершенно неудивительно, что именно организации и группы, работающие с западными НКО, противодействуют экономическому сотрудничеству между Россией и Казахстаном, действуя даже в ущерб казахстанским интересам. Например, при СССР АЭС на полуострове Мангышлак обеспечивала казахстанский Актау и его окрестности опреснённой водой, и строительство новой атомной станции вместо закрытой могло бы ликвидировать проблему нехватки воды во всей Менгистаузской области, против чего выступают «активисты».
Ты виноват лишь в том…
Американское «глубинное государство» совершенно не скрывает того, что Россия является экзистенциальным врагом США. А поскольку всё возрастающая военная мощь Российской Федерации уже не позволяет Америке жёстко давить на Россию, это «глубинное государство» выбрало обходной путь.
Ставка делается на изменение политики дружественных России государств путём смены власти в них - под влиянием лояльных США, но враждебных РФ политических группировок. «Цветные» перевороты и «мягкую силу» Америка считает идеальными средствами для достижения этих целей. Судьба же миллионов граждан стран, избранных жертвами из-за дружественных отношений с Россией, как это было, например, с Украиной, представителей американского «глубинного государства» не волнует.
Не зря в ходу фраза, приписываемая американскому геополитику Генри Киссинджеру: «Быть врагом США, возможно, опасно, но вот быть другом США - гарантированная смерть».
Действия США по ослаблению России руками её нынешних союзников довольно предсказуемые. Но, к счастью, не всегда предсказуем итог этих действий.