Кому достанется «боевой  айсберг»?
© Николай Румянцев/zvezdaweekly.ru
200-лет открытию шестого материка российскими мореплавателями Фаддеем Беллинсгаузеном и Михаилом Лазаревым.

Кому достанется «боевой айсберг»?

В честь 200-летия открытия Ледового континента следующий год объявлен в России Годом Антарктиды. Но не у всех мировых держав только мирный интерес к этой загадочной территории
21 августа 2019, 06:15
Реклама
Кому достанется «боевой  айсберг»?
© Николай Румянцев/zvezdaweekly.ru
200-лет открытию шестого материка российскими мореплавателями Фаддеем Беллинсгаузеном и Михаилом Лазаревым.
Читайте нас на: 

Сначала - о вполне мирном и красивом жесте. Объявлено, что в честь 200-летия открытия шестого материка российскими мореплавателями Фаддеем Беллинсгаузеном и Михаилом Лазаревым и 75-летия Победы в кругосветный поход к Антарктиде отправятся парусники: «Седов» - из Кронштадта, «Крузенштерн» - из Калининграда, а из Владивостока - фрегат «Паллада». Экспедиция стартует в 2019 году, а завершится через год. Причём на судах нет ни военных специалистов, ни пушек, ни спецтехники, ни научных приборов двойного назначения.

Маршрут  первой русской антарктической экспедиции.
© wikipedia.org
Маршрут  первой русской антарктической экспедиции.

Но не все корабли, как наша «группировка под мирным парусом», ходят к берегам Антарктиды в научных целях. Сейчас военные эскадры в полярных водах можно встретить едва ли не чаще, чем рыболовецкие суда. Кроме того, за обстановкой на континенте ведётся неустанное наблюдение с военных спутников и всевозможных летательных аппаратов. Можно уверенно сказать, что «битва» мировых держав за Ледовый континент с каждым днём набирает обороты.

Плавучий дрон

Национальное управление США по исследованию океанов и атмосферы (National Oceanic and Atmospheric Administration - NOAA) сообщило об успешном использовании плавучего дрона Saildrone 1020 для изучения обстановки в антарктических широтах - запустили его, как и два других аналогичных дрона, 19 января 2019-го с территории Новой Зеландии. Причём не обошлось без «приключений». Однако, несмотря на столкновение с айсбергом, которое привело к выходу из строя части датчиков, аппарат выжил, справился с задачей и 3 августа успешно завершил 196-дневное автономное плавание вокруг Антарктиды. Кстати, первое в истории. А вот два других дрона, Saildrone 1022 и Saildrone 1023, вынуждены были вернуться в порт для ремонта, после чего снова продолжили сбор данных.

Справка

Антарктида является материком. Его площадь - 14,1 миллионов кв. км. Безлюдный континент по этому показателю занимает пятое место, опережая только Австралию. Антарктика является территорией, которая включает в себя как сам материк, так и все прилегающие к нему острова и воды трёх океанов - Тихого, Атлантического и Индийского. По данным зарубежных учёных, которые называют акваторию Южным океаном, площадь Антарктики составляет около 86 миллионов кв. км.

Главная продекларированная задача эксперимента с плавучими дронами заключалась в сборе и передаче данных о погодных условиях, популяциях тюленей и криля, а также об уровне углекислого газа в воздухе и воде.

Плавучий дрон Saildrone 1020.
© gcaptain.com
Плавучий дрон Saildrone 1020.

Однако не будем питать иллюзий: эти и другие полученные в ходе подобных экспериментов сведения автоматически попадают в распоряжение всех заинтересованных ведомств Штатов, включая Пентагон и различные спецслужбы, где их тщательно анализируют и используют для стратегического планирования. Конечная цель которого - обеспечить влияние США в регионе, застолбить за собой солидный кусок «антарктического пирога» и в перспективе удерживать его, в том числе - с помощью военной силы.

Как долго Южный полюс будет мирным?

Напомним, что вступивший в силу 23 июня 1961 года международный «Договор об Антарктике» запрещает военную деятельность в регионе, а военнослужащие и военное оборудование могут использоваться на материке только для научных исследований или любых других мирных целей (таких, например, как доставка продовольствия, материалов и снаряжения). Договор ограничивает военную деятельность на суше или на шельфовых ледниках ниже 60° ю. ш., где нельзя проводить испытания или применять ядерное оружие. Но договорённости не ограничивают военно-морскую деятельности в пределах Южного океана до тех пор, пока она осуществляется в открытом море.

Справка

В современной Антарктике 29 стран имеют 89 научно-исследовательских станций, 40 из них работают круглый год, остальные - только во время антарктического лета. У России на Ледяном континенте пять круглогодичных станций - «Мирный», «Восток», «Новолазаревская», «Прогресс», «Беллинсгаузен». США располагают тремя антарктическими станциями.

В общем, существует чёткая международно-правовая база, гарантирующая мирную Антарктику. Однако, насколько известно, США в последнее время  по своему разумению легко и непринужденно нарушают или даже выходят из важнейших соглашений, ограничивающих военную деятельность.

У России на Ледяном континенте пять круглогодичных станций - «Мирный», «Восток», «Новолазаревская», «Прогресс», «Беллинсгаузен».
© raexp.ru
У России на Ледяном континенте пять круглогодичных станций - «Мирный», «Восток», «Новолазаревская», «Прогресс», «Беллинсгаузен».

Вот  близкий по тональности пример. В настоящее время основой международного космического права является так называемый «Договор о космосе», который подписали США, Великобритания и Советский Союз ещё в 1967 году. В числе принципов, закреплённых в этом документе, - запрет на размещение ядерного оружия или любого другого оружия массового уничтожения на околоземной орбите, на Луне или любом другом небесном теле. Вроде бы всё понятно: космос должен оставаться мирным. Однако в конце июня НАТО приняло «Первую всеобъемлющую космическую стратегию», направленную на «мониторинг космического пространства, защиту коммуникаций и выявление пусков ракет». Звучит вроде мирно, но на самом деле - это весьма откровенный шаг, направленный на милитаризацию космоса. Вот вам почти уже проторённая дорожка, как милитаризовать Антарктику. Кстати, далеко не первая. Милитаризовать Ледяной континент пытались и раньше.

Ледяная «нора» для Гитлера?

С Антарктидой связано много научных загадок и мифов. Одна из сомнительных историй повествует, будто на секретной нацистской антарктической базе 211 «Новый Берлин», расположенной подо льдом в районе так называемой «Новой Швабии» (Земля Королевы Мод), якобы до начала 1970-х скрывался сам Гитлер, которого вывезли на подводной лодке после поражения Третьего рейха. Её сторонники ссылаются на данные американской разведки, согласно которым, начиная с 1939 года (и особенно интенсивно в течение 1942-1945 годов), немецкие корабли и подлодки доставляли в этот район учёных, обслугу и узников концлагерей, подлежащих уничтожению после возведения секретных объектов.

Согласно данным американской разведки, начиная с 1939 года немецкие корабли и подлодки доставляли в Антарктиду учёных, обслугу и узников концлагерей для возведения секретных объектов.
© grogheads.com
Согласно данным американской разведки, начиная с 1939 года немецкие корабли и подлодки доставляли в Антарктиду учёных, обслугу и узников концлагерей для возведения секретных объектов.

Эксперты оккультного нацистского института «Аненербе» считали Землю полой, а Антарктиду - скрывшейся подо льдом Атлантидой, высокоразвитая цивилизация которой сделала грандиозные открытия и изобретения. Поэтому одна из целей полярных исследователей со свастикой состояла в том, чтобы получить доступ к этим сокровищам. Есть и более приземлённая версия: якобы персонал «Новой Швабии» мог работать над получением новых видов энергии, созданием дискообразных летательных аппаратов («летающих тарелок»), проводить генетические эксперименты по выведению «сверхлюдей». Кроме этого, база готовилась в качестве возможного убежища для нацистской верхушки в случае военного провала. Впрочем, правда это или вымысел, до сих пор доподлинно неизвестно: секретный объект 211 «Новый Берлин» так и не был найден. Но дыма без огня, как известно, не бывает.

Справка

Есть сведения, что в период с 25 октября по 10 ноября 1945 года по указанию советского руководства к берегам Антарктиды для обнаружения нацистской базы якобы была направлена секретная миссия - три подводные лодки проекта «Катюша». У берегов Земли Королевы Мод акустики одной из субмарин сообщили командиру, что она находится в окружении десяти неопознанных подводных объектов. Причём их скорость - 66 узлов, что в несколько раз превышало возможности как советских, так и немецких подводных лодок той поры. В данной ситуации было принято решение отказаться от дальнейшего осуществления разведывательного конвоя и лечь на обратный курс.

Ледяная «бомба» замедленного действия

С Антарктидой связана ещё одна серьёзная мировая проблема. Если скорость таяния её ледников продолжится столь же стремительно, то уже в течение этого столетия с карты мира могут исчезнуть сразу несколько стран. В первом ряду потенциальных «утопленников» - Япония, Нидерланды, Бангладеш, Бали (Индонезия), Мальдивы.

Исследователи из Калифорнийского университета и Лаборатории реактивного движения NASA обобщили данные шести спутниковых миссий Канадского космического агентства, Европейского космического агентства и Японского агентства аэрокосмических исследований за 25 лет, что позволило создать максимально точную карту движения льда на антарктической территории. Одна часть движется очень медленно - менее 1 метра в год. Другая - на три километра за тот же период. Особенно быстро идёт таяние шельфовых ледников в западно-антарктическом регионе. За последние 10 лет оно ускорилось почти в три раза. Причин много - это и глобальное потепление, и сильные штормы, и изменения солёности океанской воды. При худшем сценарии это может привести к значительному подъёму уровня мирового океана. До трёх метров!

Если скорость таяния антарктических  ледников продолжится столь же стремительно, то уже в течение этого столетия с карты мира могут исчезнуть сразу несколько стран.
© flickr.com
Если скорость таяния антарктических  ледников продолжится столь же стремительно, то уже в течение этого столетия с карты мира могут исчезнуть сразу несколько стран.

Чтобы спасти мир от глобального потопа, уже сейчас предлагаются смелые и даже фантастические проекты. Так, специалист по климатологии Потсдамского института исследования влияния климата Андерс Леверманн, с которым солидарны некоторые американские коллеги, считает, что остановить губительный процесс можно с помощью искусственного снега. Для этого надо (всего лишь!) откачать из глубины в 640 метров огромный объём океанской воды, опреснить её, превратить в 7.400 миллиардов тонн искусственного снега, который потом с помощью 12 тысяч ветряных турбин «надуть» на поверхность двух крупнейших шельфовых ледников Западной Антарктики. Будто бы это позволит укрепить глетчеры, повысить их устойчивость, существенно замедлить таяние. При этом учёных не смущает то, что реализация проекта крайне сложна технически и требует огромных денежных затрат. Но куда денешься, если будешь тонуть?.. Воистину, спасение утопающих - дело рук самих утопающих.

Кстати, про лёд...

Когда западные союзники по антигитлеровской коалиции готовились к высадке в Европе, они всерьёз рассматривали проект постройки огромных авианосцев изо льда. Первоначально речь шла о простом «спиливании» верхушек айсбергов, оснащении их двигателями, системами связи и буксировке в район боевых действий. Затем британский инженер Джеффри Пайк предложил собирать корабли из замороженных ледяных блоков, встраивая в конструкцию трубы холодильных установок. Он разработал специальный материал - замороженную смесь воды и опилок. Образец был намного прочнее льда и таял в несколько раз медленнее.

Справка

Корабль под названием «Аввакум» с использованием этого материала был построен силами 15 человек за два летних месяца 1943 года на одном из канадских озёр в провинции Альберта. Он имел остов из деревянных балок, которые удерживали ледяные блоки. На борту были задействованы три небольшие холодильные установки. Опытный образец имел 18,3 метра в длину, 9 с лишним метров в ширину и весил 1,1 тысячи тонн.

А вот действующий ледяной авианосец должен был иметь длину 1,22 километра, ширину - 183 метра и водоизмещение в несколько миллионов тонн. Короче, проект был признан нерентабельным. К тому же ситуация на фронтах стала меняться в лучшую для западных союзников сторону и про «ледяной флот» моментально забыли. Уже в 70-е годы прошлого века деревянные детали «Аввакума» аквалангисты обнаружили на дне озера.

Схема авианосца Habakkuk II.
© Amusingplanet.com
Схема авианосца Habakkuk II.

Но это дела давно минувших дней. А пока вернёмся на Ледовый континент, где не все так просто, где и без военных полно проблем. Например, представитель России в Коалиции по сохранению Южного океана и Антарктики Елена Жаркова сообщила, что, по прогнозам, число антарктических туристов на континент в следующем сезоне увеличится вдвое - до 80 тысяч человек. При этом она подчеркнула, что такое количество посетителей может негативно сказаться на состоянии местной природы. В частности, туристы очень нервируют животных. Недавно, например, нежданные гости испугали тюленя. Животное ринулось к обрыву, упало и разбилось. Также туристы потревожили пингвинов. И это лишнее свидетельство того, какой хрупкой и ранимой является пока ещё заповедная территория у Южного полюса.

Превратится ли пока что мирная и, в общем-то, весьма беззащитная Антарктика в «боевой непотопляемый айсберг», управляемый теми же США, или в «плацдарм для гигантского ледового побоища», или вообще растает, причинив неисчислимые беды? Не лишним было бы задуматься. Во всяком случае такой судьбы не пожелали бы открытому ими ледовому материку замечательные российские мореплаватели Беллинсгаузен и Лазарев.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама