Лётчик-испытатель Юрий Ващук: «Горжусь, что одним из первых освоил Су-57»
Накануне стало известно, что к «иконостасу» Юрия Михайловича, увенчанному Золотой Звездой, добавилась ещё одна награда - орден Мужества. Абсолютное признание опыта, мастерства и, конечно же, мужества!.. Однако дорога в небо была у него непростой: медкомиссия вынесла вердикт, что с таким здоровьем даже мечтать об авиации нет смысла, особенно военной. Но врачи не представляли, с кем имеют дело. Как рассказал корреспонденту еженедельника «Звезда» Юрий Ващук, уже через год он «разделался» со своими болячками и поступил в Омский учебный авиационный центр ДОСААФ. В итоге стал младшим лейтенантом запаса, имея в багаже сто с лишним часов налёта на Л-29, УТИ МиГ-15 и МиГ-17. Для лётчика-испытателя этого явно не хватало, и, изучив различные профильные справочники, Ващук решил продолжить учёбу в Московском авиационном институте им. С. Орджоникидзе.
- Согласитесь, Юрий Михайлович, МАИ - не самый близкий путь в летчики-истребители.
- Так вышло, что в тот год, когда я окончил авиацентр ДОСААФ, разнарядки для поступления в военные училища не было. Мне дали направление в училище гражданской авиации в Актюбинске, но я рискнул попытать счастья в Москве. Во-первых, знал, что много выпускников-«маишников» стали космонавтами, а во-вторых, в институте был факультет, готовивший специалистов по лётным испытаниям.
- А как вы стали мастером спорта международного класса по самолётному спорту?
Просто мне очень хотелось летать. А поскольку наш институт располагается рядом с Тушино, где находился Центральный аэроклуб им. Чкалова, я не мог не воспользоваться такой возможностью.
Стал летать на спортивных самолётах, научился «рисовать» в небе фигуры высшего пилотажа. В результате «долетался» до члена сборной команды страны и даже выступал на чемпионатах мира. Но спорт - это не профессия. Поэтому, когда мне поступило предложение стать лётчиком-испытателем в ОАО «ОКБ Сухого», согласился не раздумывая.
- Вы и сейчас работаете испытателем у «Сухого»? А за что получили Золотую Звезду ?
- Работаю по-прежнему в ОКБ и до сих пор занимаюсь испытательной работой, только теперь уже в должности заместителя начальника лётной службы. По-прежнему принимаю участие в создании новых образцов техники как на этапе проектирования, так и на этапе доводки её в ходе лётных испытаний. Начинал с Су-29 и Су-31, ставил на крыло самолёт с обратной стреловидностью крыла С-37 «Беркут», который сейчас носит название - Су-47. Всего в моём послужном списке порядка семи десятков различных типов и модификаций самолётов. Горжусь, что одним из первых освоил Су-57, когда он ещё был известен под шифром Т-50. Один из бортов мне довелось перегонять с авиационного завода Комсомольска-на-Амуре на аэродром в Жуковском.
Справка
Су-57 - малозаметный многофункциональный истребитель 5-го поколения, разработанный ОКБ имени П.О. Сухого на замену тяжёлому истребителю Су-27. Первый испытательный полёт самолёт совершил в январе 2010 года. В мае 2019-го запущено серийное производство истребителя Су-57.
...Что же касается высшей награды, то должен сказать, что лётчики-испытатели крайне редко становятся Героями за какой-то конкретный эпизод. В основном - по совокупности заслуг, связанных с нашей повседневной деятельностью.
- Вы так обыденно говорите о работе лётчика испытателя... А катапультироваться не приходилось? Что испытывает лётчик в такие моменты? Не сложно ли потом снова садиться в кабину?
- Риск присутствует всегда, потому что наша работа связанна с опытной техникой. Но на то мы и летчики-испытатели, чтобы опробовать машину по максимуму, прежде чем она уйдёт в войска. А катапультироваться приходилось. Два раза, и философствовать в таких ситуациях, поверьте, некогда. Да и после тоже: либо ты делаешь дело, которому обучен, либо ищешь другое занятие... Главное, быть уверенным, что ты сделал всё возможное, чтобы спасти самолёт, а если не удалось - постараться, чтобы машина при падении нанесла как можно меньше вреда на земле. В первом случае мы с напарником на МиГ-23УБ выполняли учебный полёт на устойчивость и управляемость, когда на борту возник пожар. Ничего не оставалось, как прыгать. А задержка возникла потому, что самолёт нужно было отвести подальше от озера и населённых пунктов. В результате катапультировались почти на предельно низкой высоте - около 400 метров, за что потом получили втык от руководства. Так рисковать нам было запрещено. Во втором случае я катапультировался из Су-35 во время отработки новых режимов управления. И самое неприятное, что при приземлении повис на дереве и висел, пока не сняли спасатели.
- А как вы оцениваете Су-57?
Безусловно, эта машина - гордость российских ВКС. Равного в мире ему сегодня нет. Помимо минимальной заметности для радаров во всех волновых диапазонах, включая инфракрасный и радиолокационный, самолёт обладает сверхманевренностью и имеет возможность уходить от атак противника на сверхзвуковой скорости без форсажа. Плюс к этому самолёт является многофункциональным и может решать как задачи завоевания превосходства в воздухе, так и работать по наземным и надводным целям. А теперь добавьте к этому мастерство пилота и известную на весь мир решительность и отчаянность, которая свойственна только русскому человеку.
Если наши лётчики могли проявлять настоящие чудеса героизма на фанерных самолётах во время прошлой войны,то представляете, что они могут сделать на такой машине! Никому не советую испытать мощь российского СУ-57 на собственной шкуре! При этом хочу отметить, что мы продолжаем в ходе испытательных работ наращивать боевые возможности этой уникальной машины.
- В ближайшем МАКСе вы примете участие как руководитель или как действующий летчик?
- Не списывайте меня раньше времени из летчиков-испытателей. Мне только исполнилось 56 лет, и поскольку медицина даёт добро, мы ещё полетаем. В один из дней выставки я поведу группу самолётов, состоящую из четвёрки Су-57 и пары Су-35 и Су-34, которые будут имитировать воздушный бой. На следующий день сяду за штурвал своего любимого Су-35. Словом, приезжайте в Жуковский, и я вас уверяю: увидите много интересного.
Справка
Юрий Ващук являлся ведущим лётчиком-испытателем истребителя Су-35, оборудованного экспериментальной системой, позволяющей самолёту выходить на режимы сверхманёвренности и выполнять фигуры высшего пилотажа без управляемого вектора тяги. В их числе такие упражнения, как управляемый штопор на средних высотах, штопорная бочка, поворот на «кобре» с изменением направления полёта на 180 градусов и др. Помимо МАКСа, лётчик-испытатель Ващук на Су-35 выступал с показательными программами на международных авиакосмических салонах в Париже, Берлине, китайском Чжухае и Сеуле.
- А молодые пилоты в затылок ветеранам не дышат?
Конкуренция присутствует, но не такая уж острая.
Чтобы было понятно: у нас в ОКБ «Сухого» лётчики-испытатели, которых мы называем молодыми, уже приближаются к своему 40-летнему возрасту. Опыт лётчика-испытателя - это багаж, который накапливается только в процессе работы. Даже если ты родился с семью пядями во лбу, этого недостаточно, чтобы стать классным специалистом в нашем непростом деле. Только огромная практическая работа на земле и в воздухе делает из обычного пилота лётчика-испытателя.
- Вроде бы вы уже достигли всего, что может пожелать себе лётчик... Осталась ли ещё невзятые высоты?
- Конечно, я же так и не стал кадровым военным лётчиком. Надеюсь, что эту высоту возьмёт мой сын, который сейчас учится на третьем курсе Краснодарского высшего военного авиационного училище. Когда и он освоит небо, я точно буду удовлетворён своей судьбой.