Лётчик-испытатель Юрий Ващук: «Горжусь, что одним из первых освоил Су-57»
© Фото автора.
Летчик-испытатель Юрий Ващук.

Лётчик-испытатель Юрий Ващук: «Горжусь, что одним из первых освоил Су-57»

Для заслуженного лётчика-испытателя Героя России Юрия Ващука МАКС-2019 (Международный авиационно-космический салон, который традиционно проходит в подмосковном Жуковском), будет четырнадцатым по счёту
22 августа 2019, 14:45
Реклама
Лётчик-испытатель Юрий Ващук: «Горжусь, что одним из первых освоил Су-57»
© Фото автора.
Летчик-испытатель Юрий Ващук.
Читайте нас на: 

Накануне стало известно, что к «иконостасу» Юрия Михайловича, увенчанному Золотой Звездой, добавилась ещё одна награда - орден Мужества. Абсолютное признание опыта, мастерства и, конечно же, мужества!.. Однако дорога в небо была у него непростой: медкомиссия вынесла вердикт, что с таким здоровьем даже мечтать об авиации нет смысла, особенно военной. Но врачи не представляли, с кем имеют дело. Как рассказал корреспонденту еженедельника «Звезда» Юрий Ващук, уже через год он «разделался» со своими болячками и поступил в Омский учебный авиационный центр ДОСААФ. В итоге стал младшим лейтенантом запаса, имея в багаже сто с лишним часов налёта на Л-29, УТИ МиГ-15 и МиГ-17. Для лётчика-испытателя этого явно не хватало, и, изучив различные профильные справочники, Ващук решил продолжить учёбу в Московском авиационном институте им. С. Орджоникидзе.

- Согласитесь, Юрий Михайлович, МАИ - не самый близкий путь в летчики-истребители.

- Так вышло, что в тот год, когда я окончил авиацентр ДОСААФ, разнарядки для поступления в военные училища не было. Мне дали направление в училище гражданской авиации в Актюбинске, но я рискнул попытать счастья в Москве. Во-первых, знал, что много выпускников-«маишников» стали космонавтами, а во-вторых, в институте был факультет, готовивший специалистов по лётным испытаниям.

- А как вы стали мастером спорта международного класса по самолётному спорту?

Просто мне очень хотелось летать. А поскольку наш институт располагается рядом с Тушино, где находился Центральный аэроклуб им. Чкалова, я не мог не воспользоваться такой возможностью.

Просто очень хотелось летать...
© yandex.com
Просто очень хотелось летать...

Стал летать на спортивных самолётах, научился «рисовать» в небе фигуры высшего пилотажа. В результате «долетался» до члена сборной команды страны и даже выступал на чемпионатах мира. Но спорт - это не профессия. Поэтому, когда мне поступило предложение стать лётчиком-испытателем в ОАО «ОКБ Сухого», согласился не раздумывая.

- Вы и сейчас работаете испытателем у «Сухого»? А за что получили Золотую Звезду ?

- Работаю по-прежнему в ОКБ и до сих пор занимаюсь испытательной работой, только теперь уже в должности заместителя начальника лётной службы. По-прежнему принимаю участие в создании новых образцов техники как на этапе проектирования, так и на этапе доводки её в ходе лётных испытаний. Начинал с Су-29 и Су-31, ставил на крыло самолёт с обратной стреловидностью крыла С-37 «Беркут», который сейчас носит название - Су-47. Всего в моём послужном списке порядка семи десятков различных типов и модификаций самолётов. Горжусь, что одним из первых освоил Су-57, когда он ещё был известен под шифром Т-50. Один из бортов мне довелось перегонять с авиационного завода Комсомольска-на-Амуре на аэродром в Жуковском.

Справка

Су-57 - малозаметный многофункциональный истребитель 5-го поколения, разработанный ОКБ имени П.О. Сухого на замену тяжёлому истребителю Су-27. Первый испытательный полёт самолёт совершил в январе 2010 года. В мае 2019-го запущено серийное производство истребителя Су-57.

...Что же касается высшей награды, то должен сказать, что лётчики-испытатели крайне редко становятся Героями за какой-то конкретный эпизод. В основном - по совокупности заслуг, связанных с нашей повседневной деятельностью.

В мае 2019-го было запущено серийное производство истребителя Су-57.
© chelindustry.ru
В мае 2019-го было запущено серийное производство истребителя Су-57.

- Вы так обыденно говорите о работе лётчика испытателя... А катапультироваться не приходилось? Что испытывает лётчик в такие моменты? Не сложно ли потом снова садиться в кабину?

- Риск присутствует всегда, потому что наша работа связанна с опытной техникой. Но на то мы и летчики-испытатели, чтобы опробовать машину по максимуму, прежде чем она уйдёт в войска. А катапультироваться приходилось. Два раза, и философствовать в таких ситуациях, поверьте, некогда. Да и после тоже: либо ты делаешь дело, которому обучен, либо ищешь другое занятие... Главное, быть уверенным, что ты сделал всё возможное, чтобы спасти самолёт, а если не удалось - постараться, чтобы машина при падении нанесла как можно меньше вреда на земле. В первом случае мы с напарником на МиГ-23УБ выполняли учебный полёт на устойчивость и управляемость, когда на борту возник пожар. Ничего не оставалось, как прыгать. А задержка возникла потому, что самолёт нужно было отвести подальше от озера и населённых пунктов. В результате катапультировались почти на предельно низкой высоте - около 400 метров, за что потом получили втык от руководства. Так рисковать нам было запрещено. Во втором случае я катапультировался из Су-35 во время отработки новых режимов управления. И самое неприятное, что при приземлении повис на дереве и висел, пока не сняли спасатели.

- А как вы оцениваете Су-57?

Безусловно, эта машина - гордость российских ВКС. Равного в мире ему сегодня нет. Помимо минимальной заметности для радаров во всех волновых диапазонах, включая инфракрасный и радиолокационный, самолёт обладает сверхманевренностью и имеет возможность уходить от атак противника на сверхзвуковой скорости без форсажа. Плюс к этому самолёт является многофункциональным и может решать как задачи завоевания превосходства в воздухе, так и работать по наземным и надводным целям. А теперь добавьте к этому мастерство пилота и известную на весь мир решительность и отчаянность, которая свойственна только русскому человеку.

Су-35 покорил   авиакосмические салоны  в Париже, Берлине, китайском Чжухае и Сеуле.
© pikabu.ru
Су-35 покорил   авиакосмические салоны  в Париже, Берлине, китайском Чжухае и Сеуле.

Если наши лётчики могли проявлять настоящие чудеса героизма на фанерных самолётах во время прошлой войны,то представляете, что они могут сделать на такой машине! Никому не советую испытать мощь российского СУ-57 на собственной шкуре! При этом хочу отметить, что мы продолжаем в ходе испытательных работ наращивать боевые возможности этой уникальной машины.

- В ближайшем МАКСе вы примете участие как руководитель или как действующий летчик?

- Не списывайте меня раньше времени из летчиков-испытателей. Мне только исполнилось 56 лет, и поскольку медицина даёт добро, мы ещё полетаем. В один из дней выставки я поведу группу самолётов, состоящую из четвёрки Су-57 и пары Су-35 и Су-34, которые будут имитировать воздушный бой. На следующий день сяду за штурвал своего любимого Су-35. Словом, приезжайте в Жуковский, и я вас уверяю: увидите много интересного.

Справка

Юрий Ващук являлся ведущим лётчиком-испытателем истребителя Су-35, оборудованного экспериментальной системой, позволяющей самолёту выходить на режимы сверхманёвренности и выполнять фигуры высшего пилотажа без управляемого вектора тяги. В их числе такие упражнения, как управляемый штопор на средних высотах, штопорная бочка, поворот на «кобре» с изменением направления полёта на 180 градусов и др. Помимо МАКСа, лётчик-испытатель Ващук на Су-35 выступал с показательными программами на международных авиакосмических салонах в Париже, Берлине, китайском Чжухае и Сеуле.

- А молодые пилоты в затылок ветеранам не дышат?

Конкуренция присутствует, но не такая уж острая.

Опыт летчика-испытателя –  багаж, который накапливается только в процессе работы.
© mil.ru
Опыт летчика-испытателя –  багаж, который накапливается только в процессе работы.

Чтобы было понятно: у нас в ОКБ «Сухого» лётчики-испытатели, которых мы называем молодыми, уже приближаются к своему 40-летнему возрасту. Опыт лётчика-испытателя - это багаж, который накапливается только в процессе работы. Даже если ты родился с семью пядями во лбу, этого недостаточно, чтобы стать классным специалистом в нашем непростом деле. Только огромная практическая работа на земле и в воздухе делает из обычного пилота лётчика-испытателя.

- Вроде бы вы уже достигли всего, что может пожелать себе лётчик... Осталась ли ещё невзятые высоты?

- Конечно, я же так и не стал кадровым военным лётчиком. Надеюсь, что эту высоту возьмёт мой сын, который сейчас учится на третьем курсе Краснодарского высшего военного авиационного училище. Когда и он освоит небо, я точно буду удовлетворён своей судьбой.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама